Лучший педагог года

Гендерное воспитание младших дошкольников (10 фото)

Мария Гутникова
Гендерное воспитание младших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №33 –

детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Гендерное воспитание младших дошкольников

Воспитатель высшей квалификационной категории

Гутникова Мария Петровна

Тула, 2015

«Такие разные мальчики и девочки».

Публикация «Гендерное воспитание младших дошкольников» размещена в разделах

Гендерное воспитание младших дошкольников

Гендерное воспитание младших дошкольников

Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. В каждом народе существуют многовековые традиции, строго регламентирующие распределение ролей мужчин и женщин в обществе, а также поведенческие стереотипы.

Актуальность гендерного воспитания возникла в России в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние советской системы воспитания, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей, отсутствие мужчин-педагогов в школе и другие.

Нет сомнения, что гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

От рождения до 3-х лет. В этот период происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми.

Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. В речи использует местоимение «он», «она». Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой, или наоборот.

Образовательные задачи гендерного воспитания в детском саду:

- воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

- развивать у дошкольника представление о себе и других людях со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях;

- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин;

- содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

Роль родителей в половой идентификации ребёнка

Все дети развиваются по-разному. Но, одинаковые результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика и девочку. Да нет одинакового воспитания! Отец и мать по-разному видят и осуществляют воспитание своих общих детей. И, именно, родители ответственны за половое воспитание своих детей, так как только они могут научить их взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей — главный воспитывающий фактор воздействия на ребёнка. «Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок». (В. И. Кочетков).

Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких — либо мужских или женских начал ребенка, особенно в кризисные периоды 3-7 лет и в период полового созревания.

К сожалению, не существует универсальной «технологии» воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающим полным научным знанием о семье.

Правильно ориентировать девочку — это значит одевать и воспитывать её в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду, развивать женские качества, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, развивать мягкость, справедливость, восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому, приобщать шитью, вышиванию, вязанию.

В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность (тактично направляя) принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери.

Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, в которых мальчик мог бы проявить себя как представитель «сильного» пола.

Самостоятельная детская деятельность по развитию физических качеств с учетом гендерных особенностей

Одной из важных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности с различными пособиями, играми, атрибутами, материалами и др.

Рассмотрим самостоятельную деятельность детей в двигательной деятельности, а именно, развитие физических качеств с учетом гендерных особенностей.

В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого оборудования и такое размещение, чтобы оно побуждало детей к движению. Воспитатель подсказывает детям, какой инвентарь выбрать и какие упражнения выполнить с ним, помогает распределить роли в игре.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, необходимо осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания.

Развитие жизненно важных качеств (скоростных, силовых) не может проходить однотипно у детей разного пола. У девочек приоритетным является развитие гибкости, ловкости, у мальчиков – силы, выносливости.

Используются следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:

- различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)

- распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)

К основным физическим качествам относят ловкость, силу, быстроту, выносливость, гибкость.

Рассмотрим, некоторые из упражнений на развитие физических качеств:

- кольцеброс - метание колец на стержень (развивает глазомер, точность, ловкость движений);

- мишень - метание предметов в вертикальную цель с расстояния из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя) - развивает глазомер, точность, ловкость движений;

- упражнения с лентами - cовершенствование двигательных умений и навыков, формирование умения выполнять движения красиво, ловко, осознанно;

- классики - развить физическую силу и выносливость.

Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида Сказка Гендерное Фото №2 Воспитание детей

Учет гендерных особенностей в физическом развитии – это обеспечение нормального формирования функций и систем организма, раскрытие способности в становлении мальчиков и девочек через средства и методы физической культуры исходя из биологических, двигательных различий мальчиков и девочек.

Но, есть ряд движений, темпы овладение которыми различаются у мальчиков и девочек. Так, например, есть отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков, а также в гибкости (девочки от природы более гибкие в отличие от мальчиков). Необходимо обратить внимание на то, что у мальчиков и у девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше дается, в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом, а именно:

- у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера, такие как: бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры; у девочек предпочтительней игры с мячом, со скакалкой, танцевальные упражнения.

Раздельное проведение занятий, по мнению Н. И. Бочаровой, лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми. Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей по половому признаку.

Фото №3 Материалы для педагогов воспитание младших дошкольников Воспитатель высшей квалификационной категории Гутникова Мария Петровна Тула Такие разные мальчики и девочки

Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста

Огромное внимание в работе по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей необходимо уделять подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, и девочек.

Зонирование группы само по себе предполагает, что в строительном и техническом уголке большую часть будут находиться мальчики, а в кукольном – девочки. Однако у детей младшего дошкольного возраста ещё нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто гладят бельё и варят кашу, а девочки с увлечением катают машинки. В данном случае, нет ничего страшного, поскольку в современном мире женщины за рулём – это привычная вещь, а мужчина – домохозяин – не редкость. Задача состоит в том, чтобы дать детям возможность понять, почувствовать, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу». А для этого, необходимо создать в уголках такие условия, чтобы девочки с удовольствием и желанием играли, например, в кукольном уголке, а мальчики в строительном и уголке по ОБЖ.

Рассмотрим насыщение предметно-развивающей среды на примере некоторых типичных уголков группы с учётом гендерного развития у детей младшего дошкольного возраста.

Публикация Гендерное воспитание младших дошкольников размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов Гендерное воспитание Средняя группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший сценарий праздника октябрь Гендерное воспитание Гендерное воспитание младших дошкольников Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте В каждом народе существуют многовековые традиции строго регламентирующие распределение ролей мужчин и женщин в обществе а также поведенческие стереотипы Актуальность гендерного воспитания возникла в России в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями произошедшими в обществе

Уголок «Парикмахерская», уголок природы, уголок творчества и театральный уголок.

Публикации по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй» «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй». Полетаева И. В. МБДОУ детский сад комбинированного.

Физическое воспитание младших дошкольников 1этап. Подготовительный (выявление). Тема: Физическое воспитание младших дошкольников. Образовательная область: физическое развитие..

Гендерное воспитание дошкольников Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое,.

«Мы такие разные, и это так прекрасно!» Работа над проектом «Гендерное воспитание дошкольников» Видео Учитывая актуальность темы полоролевого воспитания детей в младшей группе нашего детского сада, была проведена работа над проектом «Гендерное.

Патриотическое воспитание младших дошкольниковПатриотическое воспитание младших дошкольников Хочу предложить фоторепортаж с места событий. Тема периода: "День Защитника Отечества" С 16 февраля мы с ребятами начали знакомство с.

План работы по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» Направление: социально-коммуникативное. Образовательные области: коммуникация,.

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников. В основном мы большое внимание уделяем развитию все способностей ребенка, а воспитание культурно-гигиенических навыков ставим в самый конец.

Воспитание младших дошкольников в игре В развитии и воспитании ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит игре как важнейшему виду детской деятельности. Характерное.

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у младших дошкольников» Родители, которые хотят воспитать зрелую и взрослую личность, должны задуматься о привитии самостоятельности с самого раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание младших дошкольников
Опубликовано: 22 октября 2015 в 23:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД