Ирина Прохорова
Графические дорожки для автоматизации звуков в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы
В помощь специалистам и родителям
Графические дорожки для автоматизации поставленных звуков
Процесс автоматизации звуков длительный и трудоёмкий. Поэтому главная задача логопеда и родителей состоит в том, чтобы сделать его интересным и эффективным.
Многими учёными, логопедами-практиками доказаны важность сочетания произносительных навыков с движением и открытие многогранных возможностей воздействия их на механизм развития речи. Учитывая данные утверждения, в ходе практической коррекционной деятельности, был разработан приём «Графические дорожки».
Публикация «Графические дорожки для автоматизации звуков в игровой форме» размещена в разделах
Суть приёма заключается в том, что ребёнок, произнося слова, словосочетания, предложения (в зависимости от этапа автоматизации звука) с автоматизируемым звуком, рисует поэтапно схематичные изображения по показу логопеда или родителя, в результате чего, получается ряд однотипных картинок. Картинки получаются весёлые, иногда нелогичные, что вызывает у детей эмоциональный подъём. После прорисовки ребёнок может повторить последовательно всё, что он рисовал, то есть, составить связный рассказ.
На выполнение задания уходит не более 7 минут.
В результате такого упражнения ребёнок произносит заданный речевой материал более 100 раз без утомления и утраты интереса к заданию. Родители отмечают, что дети с удовольствием выполняют такие упражнения дома самостоятельно. Это говорит о позитивном влиянии подобных заданий на познавательную активность ребёнка.
Ниже предлагаются варианты «Графических дорожек» для автоматизации звука «Л». Логопед или родитель рисует один элемент, произнося слово или фразу, ребёнок повторяет этот элемент 5 – 8 раз до конца строки. Количество слов в предложении может меняться в зависимости от возможностей каждого ребёнка (данное условие необходимо проговорить с логопедом в индивидуальном порядке для каждого ребенка).
Первая дорожка «Палатка»
При условии, если ребёнок нарисует на строке 6 рисунков, и после этого повторит весь текст целиком, он произнесёт 147 слов с автоматизируемым звуком.
1. Рисуем треугольник без основания: «У Милы палатка».
2. Внутри треугольника рисуем круг: «В палатке лошадка».
3. Под треугольником горизонтальная линия: «Палатка на лужайке».
4. На вершине треугольника рисуем вертикальную палочку: «На палатке палочка».
5. На палочке рисуем треугольник: «На палочке флажок».
6. Сбоку на «палатке» рисуем «галочку»: «На палатке ласточка».
7. Сбоку и чуть выше «палатки» рисуем овал: «Над палаткой облако».
8. Из-за «облака» выглядывает «солнышко» - полукруг: «За облаком солнышко».
9. От полукруга отходят лучи: «У солнышка лучики».
10. Обводим весь рисунок в круг: «У Милы милая палатка».
Общий текст: У Милы палатка. В палатке лошадка. Палатка на лужайке. На палатке палочка. На палочке флажок. На палатке ласточка. Над палаткой облако. За облаком солнышко. У солнышка лучики. У Милы милая палатка.
Вторая дорожка «Мила на лужайке»
При условии, если ребёнок нарисует на строке 6 рисунков, и после этого повторит весь текст целиком, он произнесёт 193 слова с автоматизируемым звуком.
1. Рисуем круг: «Вот Мила».
2. Рисуем в круге два маленьких кружка, фразу можно произносить один раз, а можно при рисовании каждого кружка: «У Милы голубые глаза».
3. Рисуем в круге закорючку: «У Милы милый носик».
4. Рисуем в нижней части круга дугу: «У Милы улыбка».
5. Сверху на круге рисуем завитушки: «У Милы светлые (белые) волосы».
6. Ещё выше на круге рисуем треугольник: «На голове у Милы колпак».
7. Рисуем под кругом треугольник: «У Милы белое (голубое, жёлтое, шоколадное) платье».
8. Слева и справа на треугольнике рисуем палочки: «У Милы умелые ручки».
9. На концах палочек рисуем кружочки: «У Милы ладошки».
10. На одном из кружочков рисуем овал: «В ладошке мыло».
11. Внизу треугольника рисуем две параллельные палочки: «У Милы ладные ножки».
12. На концах палочек рисуем овалы: «У Милы белые галоши».
13. Под рисунком горизонтальная черта: «Мила на лужайке».
Общий текст: Вот Мила. У Милы голубые глаза. У Милы милый носик. У Милы улыбка. У Милы светлые (белые) волосы. На голове у Милы колпак. У Милы белое (голубое, жёлтое, шоколадное) платье. У Милы умелые ручки. У Милы ладошки. В ладошке мыло. У Милы ладные ножки. У Милы белые галоши. Мила на лужайке.
Третья дорожка «Колобок»
При условии, если ребёнок нарисует на строке 6 рисунков, и после этого повторит весь текст целиком, он произнесёт 114 слов с автоматизируемым звуком.
1. Рисуем круг: «Это Колобок».
2. Рисуем в круге два маленьких кружка, фразу можно произносить один раз, а можно при рисовании каждого кружка: «У Колобка глаза».
3. Рисуем в круге закорючку: «У Колобка славный нос».
4. Рисуем в нижней части круга дугу: «У Колобка весёлая улыбка».
5. На круге рисуем «галочку»: «На голове у Колобка галочка».
6. По бокам круга рисуем овалы: «У Колобка ладошки».
7. В одной «ладошке» рисуем палочку с прямоугольником на конце: «Колобок несёт лопату».
8. Под кругом рисуем овалы: «У Колобка лапти».
9. Внизу рисуем волнистую линию: «Колобок идёт по болоту».
Общий текст: Это Колобок. У Колобка глаза. У Колобка славный нос. У Колобка весёлая улыбка. На голове у Колобка галочка. У Колобка ладошки. Колобок несёт лопату. У Колобка лапти. Колобок идёт по болоту.
«Четвёртая дорожка «Володя и акула»
При условии, если ребёнок нарисует на строке 6 рисунков, и после этого повторит весь текст целиком, он произнесёт 161 слово с автоматизируемым звуком.
1. Рисуем полуовал: «У Володи лодка».
2. Чуть ниже рисуем волнистую линию: «Лодка на волнах».
3. Рисуем на полуовале круг: «В лодке Володя».
4. Сбоку на полуовале рисуем маленький треугольник с точкой: «За лодкой акула».
5. В круге рисуем два маленьких кружка: «Володя увидел акулу».
6. В маленьких кружках по центру рисуем точки (зрачки): «Акула напугала Володю».
7. Рисуем в нижней части круга овал: «Володя голосит: «Акула!»
8. На круге рисуем маленькие чёрточки (волосы «дыбом»): «Где Володино весло?»
9. Сбоку от круга рисуем палочку с овалом на конце: «Вот Володино весло!»
10. От «весла» рисуем несколько маленьких чёрточке в направлении «акулы»: «Володя делает бам-балабам!» Это слово придумал ребёнок, можно заменить его любым другим звукокомплексом.
Общий текст: У Володи лодка. Лодка на волнах. В лодке Володя. За лодкой акула. Володя увидел акулу. Акула напугала Володю. Володя голосит: «Акула!» Где Володино весло? Вот Володино весло! Володя делает бам-балабам!
Подобным образом создаются истории для графических дорожек с другими автоматизируемыми звуками. Если Вас заинтересовал данный игровой прием творите и сочиняйте свои истории)
И возможно именно Ваша история вдохновит кого – то на другую, а вместе мы сделаем речь детей ярче