Папки-передвижки

Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Елена Бавинова
Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В процессе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое использование в общении с другими людьми, в то же время речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Публикация «Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В конце дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее структуру, что важно для дальнейшего овладения грамотностью.

По словам В. С. Мухина и Л. А. Мстислава, старшие дошкольники, когда пытаются что-то сказать, имеют типичное для их возраста речевое построение : ребенок сначала вводит местоимение («она», «он», а затем, словно почувствовав двусмысленность своего изложения, объясняет местоимение существительным: «она (девочка) ушла», «она (корова) заторопилась», «он (волк) напал», «он (мяч) покатился» и т. п. Это важный этап в развитии речи ребенка. Ситуативный способ изложения, возможно, прерывается объяснениями, сосредоточенными на собеседнике. На этом этапе развития речи вопросы о содержании рассказа вызывают желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, которые выражаются во «внутреннем монологе», в котором происходит как бы беседа с самим собой.

Не менее важным условием формирования последовательной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных и несвязанных фраз, а представляющей собой четкое высказывание – рассказ, сообщение и т. д. В более позднем дошкольном возрасте ребенку необходимо объяснять сверстникам содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В процессе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию, основанному на реальных языковых средствах. Так начинает развиваться пояснительная речь.

У старших дошкольников связная речь достигает довольно высокого уровня. Ребенок отвечает на вопросы достаточно точными, краткими или подробными (при необходимости) ответами. Развивается способность оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их.

На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко сочинять описательные или интригующие истории на предложенную ему тему. Тем не менее, дети еще более склонны нуждаться в старой модели воспитания. Недостаточно развита способность передавать в истории свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям.

У старших дошкольников развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, увеличивается доля общих и сложных простых предложений. У детей развивается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Усвоение родного языка, интенсивно осуществляемое в дошкольном возрасте, заключающееся в освоении всей его морфологической системы, связано с необычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в различных образованиях и перегибах слов самим ребенком по аналогии с уже освоенными формами.

А. Гвоздев также отмечает особый языковой талант дошкольников. Ребенок строит формы, свободно функционирующие со значимыми элементами, в зависимости от их значения. При создании новых слов требуется еще большая самостоятельность, так как в этих случаях создается новый смысл; для этого требуется разностороннее наблюдение, умение различать известные предметы и явления, находить их особенности.

Таким образом, уже в начале учебного года у ребенка четко выражена ориентация на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Если ребенок вовремя и полностью овладевает речью, это одно из первых важнейших условий формирования психики и дальнейшего правильного развития. Развитие речевой деятельности ребенка на начальных стадиях очень важно, так как именно в этот период интенсивно формируется мозг и развиваются его функции.

Физиологические исследования показывают, что беспрепятственное функционирование центральной нервной системы поддается тренировкам в ходе их повышенного развития. Если эти функции не тренированы, их развитие может быть отложено или даже полностью остановлено.

К трехлетнему возрасту жизни ребенка анатомическое формирование речевых зон мозга практически завершено, ребенок осваивает основную грамматическую форму языка, у него накапливается богатый словарный запас. Если в течение этих трех лет речь ребенка не была достаточно внимательной, то для восполнения пробелов потребуется немало усилий. В дошкольном возрасте дети от 6 до 7 лет уже имеют достаточно богатый словарный запас, около 3000-3500. Как правило, это те слова, которые дети чаще всего используют в своем общении. К сожалению, не всегда, имея значительный словарный запас, дети используют все эти слова в своей речи, так как в общении используют меньше слов. Их разговорный словарный запас ограничен. Очень часто дети используют в своей речи слова и выражения, которые не могут передать смысл того, что хотел сказать ребенок.

К шести годам дети осваивают основные законы смены слов и умеют комбинировать их в предложения. Но дошкольники старше возраста в речи часто все же допускают морфологические ошибки, они не всегда могут правильно менять слова на числа.

В период от 3 до 7 лет дети сильнее развивают свои слуховые способности, благодаря этому ребенок может контролировать собственное произношение, способен корректировать его в некоторых практических случаях. Другими словами, развивается фонематическое восприятие.

На этом же этапе словарный запас продолжает быстро расти. Словарный запас привычной для детей от 4 до 6 лет достигает 3000-4000 слов.

К. Д. Ушинский придает большое значение смыслу языка, это чувство, по его мнению, помогает ребенку найти место ударению в слове, грамматическому повороту, способу сочетания слов в предложения.

Параллельно с развитием лексики продолжается и формирование грамматической структуры речи. В дошкольном возрасте дети осваивают слаженную речь.

После трех лет речь ребенка становится намного сложнее и происходит также резкое увеличение ее объема. Благодаря этому структура предложений становится более сложной.

Определение А. Н. Гвоздева говорит о том, что в трехлетнем возрасте у ребенка сформировались основные грамматические категории.

На четвертом году жизни дети используют в своей речи простые и сложные фразы. Более распространенной формой выражения на данном возрастном этапе является простая распространенная фраза.

На пятом году жизни дети легче употребляют сложные и замысловатые фразы («потом, утром, они преподносили нам подарки: разные конфеты, мандарины, игрушки»).

В этом возрасте высказывания ребенка похожи на короткий рассказ. Разговаривая с ребенком, вы можете заметить, что ребенок уже включает в свой ответ больше предложений.

К пяти годам фонематическое восприятие заметно улучшается: ребенок начинает отделять гласные и согласные, затем мягкие и твердые согласные и, наконец, звонкие и шипящие звуки.

На пути всего дошкольного периода развивается контекстуальная речь. У ребенка контекстуальная речь возникает сначала при рассказе сказок и рассказов, а затем при описании ребенком тех или иных событий из своего личного опыта, собственных переживаний, впечатлений.

Речевое развитие - это формирование методов общения, и в ходе общения ребенок осваивает звуковой состав слов, некоторые виды предложений. Известно, что психическое развитие детей происходит на основе усвоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Такой процесс имеет сложное течение, в котором важную роль играет грамотно организованное общение между дошкольником и взрослым. М. И. Лисина (1978) в своих исследованиях показала, что общение детей со взрослыми от рождения до 7 лет-это изменение целостных форм общения. Каждый отличается особым содержанием потребности в общении, основным мотивом.

В возрасте от 6 до 7 лет ребенок приобретает внешне-личностную форму общения, она формулируется на основе личных мотивов и происходит с помощью вербального общения. Старшие дошкольники способны принимать активное участие в разговоре, они уже полно и точно отвечают на вопросы, могут дополнять и корректировать ответы своих сверстников и формулировать свои вопросы.

Улучшается монологическая речь: дошкольники изучают различные типы последовательных высказываний (описание, повествование, рассуждение, используя визуальный материал и без него. Синтаксическая структура детских рассказов становится более сложной, количество сложных и сложных предложений пополняется.

Диалогическая речь улучшается, дети могут дать достаточно короткий или подробный ответ в зависимости от заданного вопроса. В какой-то степени ребенок демонстрирует свою способность формулировать вопросы, делает соответствующие замечания, исправляет и дополняет ответы товарищей.

Старшие дети дошкольного возраста уже очень активно участвуют в разговоре: могут спорить, рассуждать, обоснованно отстаивать свое мнение, убеждать друга. Старшие дошкольники уже не ограничиваются простым наименованием предмета или явления, а выделяют характерные черты и свойства, способны дать подробное и полное описание предмета или явления.

Так, в речевом развитии ребенка развиваются одно за другим : синтаксическая структура предложения; морфологическая окраска слов; звуковой состав слов.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли»Конспект речевого развития старшего дошкольного возраста «Путешествие в джунгли» Цель: создать условия для формирования у детей умения составлять текст повествовательного типа Программные задачи: I. Обучающие: - продолжать.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 19:25
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД