Инна Рудникова
Конспект занятия по декоративному рисованию «Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой. Зарисовка элементов росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой. Зарисовка элементов росписи». ___
Программное содержание: обучающая: Познакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой (местом возникновения промысла, процессом изготовления, колоритом росписи, научить рисовать элементы росписи).
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию „Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой, Зарисовка элементов росписи“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
развивающая: Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству северного края, изобразительные способности детей.
воспитывающая: Воспитывать уважение к труду мастеров.
Оборудование: презентация каргопольской глиняной игрушки, гуашь, непроливайки, клееночки, стаканы, кисти, каргопольские глиняные игрушки, листы бумаги, расчерченные на 8 одинаковых частей, карточки с элементами росписи на каждого ребенка.
Ход.
I. Организационный момент. Дети входят в группу, где расположены столы для рисования, стульчики. Воспитатель:
Ребята подойдите к столу (с дымковской глиняной игрушкой). Вам знакома эта игрушка? (ответы детей) Как она называется из чего сделана? (ответы детей) А теперь подходим к следующему столу (с каргопольской глиняной игрушкой). Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки? (ответы детей) Хотите узнать о них? (ответы детей) Садитесь на стульчики перед экраном.
II. Основная часть. Идет показ слайдов, сопровождающийся рассказом воспитателя:
1. Город Онега («Как называется город, в котором мы живем? Расположен он на реке, которая носит название города»).
2. Карта Архангельской области («Если бы мы с вами сели на теплоход и поплыли вверх по течению по реке Онеге, то приплыли бы в старинный русский город Каргополь, он тоже стоит на реке Онеге»).
3. Город Каргополь.
4. Каргопольская глиняная посуда («В окрестностях города Каргополя всегда было много глины, поэтому жители города стали заниматься гончарным делом, делали посуду нужную в хозяйстве: горшки, кринки, миски, а из остатков глины взрослые лепили
игрушки, для забавы детям, в основном это были свистульки. Понравились детям глиняные игрушки, а в Каргополе появились свои мастера, которые лепили игрушку, расписывали узорами и продавали на ярмарках»).
5. Современные мастерские по изготовлению игрушек («Теперь в Каргополе существуют специальные мастерские, по изготовлению глиняной игрушки, благодаря мастерству людей которые там работают каргопольская глиняная игрушка знаменита на весь мир»).
6. Каргопольские глиняные игрушки («Давайте посмотрим на них: 1) полкан – получеловек-полуконь, сказывают в старину жил такой, помогал людям хлеб растить, землю от врагов защищать 2) конечки-бегуночки – верные помощники земледельца 3) коровушка – кормилица, буренка крутые бока 4) медведь – добрый хозяюшка леса 5) собачка – первый друг человека на деревне 6) уточка звонкоголосая 7) петушок лучший дружок 8) игрушки изображающие каргопольских крестьян за работой и на праздничных гуляниях».)
7. Таблица-алгоритм изготовления игрушки («Процесс изготовления каргопольской игрушки похож на процесс изготовления дымковской игрушки»).
8. Цвета росписи («А это цвета росписи, их семь, перечислим хором»).
9. Элементы росписи («В этой таблице расположены элементы узора игрушки, я буду называть элемент узора, а вы найдете у себя на столе карточку с этим элементом и поднимите ее вверх»).
Воспитатель: Чтобы уметь расписать игрушку, нужно научиться рисовать части узора – элементы, хотите научиться? Но сначала поиграем в северную народную игру, которая называется «Тетёра», птичек-тетёрок лепили в каргополе не только из глины, но и из теста.
Северная народная игра «Тетёра».
Двое из играющих становятся в центр и поднимают «ворота». Выбирается «тетёра» (ведущий). Остальные игроки берутся за руки и следуют за «тетёрой». «Тетёра» водит змейкой участников игры, идут через ворота и исполняют песню. По окончании песни «ворота» опускаются и «пойманный» становится в «ворота». Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок.
«Тетёра шла, моховая шла.
По зареченью, по закаменью,
Сама прошла и детей провела.
А последнего детёныша оставила».
Я узнал интересную историю создания пинежской игры «Сахаринка». В старину сахар был большой редкостью и люди бережно к нему относились. Ценилась каждая крупинка сахара.
Воспитатель: Молодцы, теперь вы сможете расписать игрушку, а сейчас подойдите к столику с глиняными игрушками и скажите, как называются эти игрушки, где их сделали?
Затем воспитатель показывает приемы рисования элементов, дети зарисовывают самостоятельно.
Практическая часть.
Воспитатель: Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт и раскрасить его, как мастера. Приступайте к работе.
Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.
III. Итог. Воспитатель: Вы хорошо поработали, значит можно и повеселиться, давайте возьмем птичек-свистулек и дружно поиграем на них».