Лучший педагог года

Игра как средство образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА
Игра как средство образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребенка среди жизненно важных прав. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов ребенка- от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника, его волю, приобретение навыков социальных отношений. Для ребенка дошкольного возраста игра, по мнению К. Д. Ушинского, представляет собой «посильный способ войти во всю сложность окружающего его мира». Игра имеет свои особенности в разные периоды дошкольного возраста. Для того чтобы образовательная деятельность была организована эффективно, необходимо учитывать специфику игровой деятельности дошкольников на разных этапах возраста. Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. К трем годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь окружающих, сознательно руководствуется (или также сознательно не руководствуется) требованиями и указаниями взрослых, проявляет инициативу и самостоятельность. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Детям дошкольного возраста необходимо наличие у них ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности, отношений людей в игровой ситуации. Младший дошкольник обычно сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако постепенно малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, но отдельные попытки общей игровой ситуации уже зарождаются. В три-четыре года ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Основная задача педагога – сформировать у младших дошкольников игровые умения, которые способствуют становлению самостоятельной сюжетной игры. Игра будет носить развивающий характер, если организуется педагогом по принципу решения игровых задач. Так, игровая задача может быть прямо поставлена: «Уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала», - в этом случае дети сами ищут решение поставленной задачи. Существует множество тематик и ролевых сопровождений игровой деятельности в младшей группе дошкольников. Это и игры с куклами (укладывание куклы спать, кукла заболела, обед для куклы и др., и игры с машинами и транспортом (ремонт машины, автобус везет пассажиров и др., и игры с игрушечными животными (уход за животным, цирк и др., и игры в магазин (овощной, мясной, магазин одежды и др., и игры в больницу (прием у врача, прививки, уколы и др.) и т. д. В период среднего дошкольного детства ребенок становится более инициативным. Воспитателю необходимо побуждать детей к планированию, т. е. к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре, а также вызывает речевую активность ребенка и направляет ее на сверстника. Воспитатель помогает ребенку обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. д., а также сюжетных игрушек. Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы являются игры в семью, а также в этом возрасте появляется интерес к обыгрыванию сказок. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство. Для старших детей очень важно не только выполнение действий, но и то, как они выполняются, возникает потребность в правдивости в изображении. Вместе с тем существует и такое явление, как выполнение действий в условном плане (например, как будто пообедали и т. п.). Для старших дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для данного возраста важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Кроме того, старшие дошкольники вносят разнообразия в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме, которые являются предвестниками более сложной режиссерской игры. С введением ФГОС ДОО, определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации образовательной программы позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и формах, сообразно задачам возраста. Игры детей могут происходить в различных центрах активности ДОО, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности должны быть созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. Для реализации физического направления развития детей создается зона двигательной активности, где дошкольники занимаются подвижной игровой деятельностью. Для реализации социально-личностного направления развития детей создаются центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол, уголки театральных постановок, тематические игровые композиции и др. Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется не только непосредственно в центрах творчества, музыкально-театрализованной деятельности, где дети имеют возможность играть на музыкальных инструментах, обыгрывать различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок., но и в игровых зонах предметно-пространственной среды. Для познавательного, речевого развития дошкольников создаются центры развивающих игр, содержание и организация которых направлены на развитие познавательной активности детей, приобщение к чтению познавательной и художественной литературы, формирование сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик, конструкторы, лего-трансформеры и др. Таким образом, игровая деятельность дошкольников, являясь ведущей для данного возраста, становится и формой и средством комплексного развития и образования детей, интегрируясь во всех его направлениях. Важное значение имеет сопровождающая роль педагога, учет возрастных особенностей дошкольников на всех этапах их включения в игровое, а значит образовательное пространство.

Публикация «Игра как средство образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Литература

1. Слепцова И. Ф. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста : теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – С. 74-80. 2. Максаков А. И. Учите, играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Структура образовательного процесса в ДОУ выстроена таким образом, что целый ряд тем, например, времена года, повторяется из года в год.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому, нам педагогам очень важно найти оптимальный.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому педагогу очень важно найти оптимальный способ.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 31 августа 2021 в 21:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД