Приложение МААМ

Игра как средство воспитания толерантности у дошкольников

Ольга Чистякова
Игра как средство воспитания толерантности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Российская Федерация — многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности.

ДОО как социальный институт должен способствовать воспитанию детей в духе толерантности.

Публикация «Игра как средство воспитания толерантности у дошкольников» размещена в разделах

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Деятельность по воспитанию толерантности у дошкольников предполагает работу по направлениям:

- толерантность к себе и своему народу

- толерантность к другому человеку

- толерантность к законодательным нормам.

Для плодотворной работы в этом направлении можно использовать такие формы работы и методические приемы как:

- культурно – досуговая деятельность с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира: «День матери», «Дружный хоровод», «День смеха»;

- стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки народов мира;

- упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок», «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

- сюжетно-ролевые игры, основной задачей которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия «Чужие» и «свои», «Мой тайный друг».

В дошкольном возрасте игра как ведущий тип деятельности детей оказывает определяющее влияние на развитие ребенка. Ее как особый механизм развития ребенка выделяли Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. С. Л. Рубинштейн призывал понять игру в ее развитии. Научные основы использования игры были заложены в российской системе образования (П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, А. И. Сикорский). Теорию многогранного использования игры в педагогической деятельности разрабатывали Н. К. Крупская, СТ. Шацкий, А. С. Макаренко и их последователи.

Большой вклад в теорию и практику игровой деятельности внёс С. А. Шмаков.

Игра способствует осознанию ребенком социально-принятых этических норм поведения; в игре эти нормы становятся его собственными, а не навязанными извне.

Игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социальной среды в собственные потребности ребенка (Л. И. Божович, Л. С. Славина).

Современные этнопедагогические концепции воспитания рассматривают народные игры как важнейшее средство приобщения детей к национальной культуре, как способ передачи ребенку традиций, свойственных этике, эстетике и менталитету народа, поскольку определяются исторической инициативой этноса, в глубинах которого возникают (Н. А. Асадулаева, Г. А. Куршева, С. Л. Новоселова).

В игровой деятельности ребенок расширяет свой личный жизненный опыт и кругозор, знакомится с играми разных народов, с их обычаями и традициями, что способствует воспитанию национальной культуры. Играя с разными детьми и противодействуя им, каждый ребенок учится оценивать деловые, физические и нравственные качества других ребят и в сопоставлении с ними объективно оценивать свои собственные возможности.

В работе по воспитанию толерантности можно взять за основу:

- отношение к окружающим с уважением;

- наше мнение не важнее мнения другого человека;

- не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать;

- уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

Можно предложить ряд игр на тему «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

«Имена»

Взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу»

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя»

Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Взрослый предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение: -

Легко ли было хвалить себя? -

Кого вам легче хвалить, себя или других? -

Кто вас хвалит? -

Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -

Вы любите хвалить других?

«Моя улица»

1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Взрослый записывает или запоминает названия улиц.

2 часть. Взрослый говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц, а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то взрослый называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино»

Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения:

- что нового узнали друг о друге;

- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;

- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;

- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Взрослый: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

«Все мы похожи»

Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже».

«Фисташки»

Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего. Ход игры: Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):

- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?

- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?

- У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма? - Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?

- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?

- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?

- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?

- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?

- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

«Я тоже»

Цели: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; осознать уникальность других; создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры: Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если взрослый также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:

- хорошо ли быть особенным?

- каждый ли человек особенный. Почему?

- что делает нас особенными?

«Большие и маленькие»

Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

Цели: - развить навыки невербальной коммуникации; помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; создать веселую атмосферу;

Ход игры: Во время выполнения заданий запрещается разговаривать

- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева».

- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.

- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.

- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю».

Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры: Проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен», с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения. Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться.

Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений.

Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):

- Лучше играть в футбол, чем кататься на коньках.

- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

- Весна лучше осени.

- Самый классный мультик — «Маша и медведь».

- Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

«Надо договориться»

Цели: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу.

Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение:

- как началась игра?

- чего хотелось каждому сначала?

- почему сначала ничего не получалось?

- как удалось досчитать до десяти?

- чему нас учит эта игра?

«Кого я боюсь?»

Цели: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными; вербальная разрядка страха

Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

Ход игры: Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.

- Покажите группе «шляпу страхов».

- Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы

. - Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе. • испытывает ли он тоже этот страх?

• почему у человека может появиться такой страх?

• надо ли этого бояться?

• если нет, то почему?

• что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

Обсуждение.

- почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?

- может быть, кто-нибудь боится нас?

- всегда ли эти страхи оправданы?

- могут ли различия быть пугающими?

- как научиться не бояться различий? Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.

«Почему мне нравится мой характер»

Цели: формировать представление о своём характере, его чертах; принимать и любить себя, быть толерантным к себе; поддерживать положительную самооценку; - воспитывать чувство уверенности в себе.

Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Взрослый помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.

«Угадай, кого мы загадали»

Цели: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга; способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств; учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.

Ход игры: Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.

Таким образом, игровая деятельность позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, затем к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважению прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении и воспитании.

Публикации по теме:

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство воспитания толерантности у дошкольников
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 19:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство воспитания толерантности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чистякова (УИ 395982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД