Лучший педагог года

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Вера Дьякова
Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач современного дошкольного образования – приобщение ребёнка к реальной жизни. Это обусловлено переменами в социальной жизни, возросшей значимостью подготовки детей к общественной жизни, их ориентации в происходящих изменениях общества. В связи с этим одной из задач современной дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики. Нынешние молодые поколения вступают в жизнь в условиях рыночных отношений. Социумом становится востребована личность, обладающая высоким уровнем экономической культуры, развитым экономическим сознанием, экономическим мировоззрением.

Публикация «Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Общество предъявляет определённые требования к формированию предприимчивого человека, к становлению предпосылок экономической культуры личности с детского возраста, рассматривает проблему экономической социализации не только взрослых, но и детей. Отсюда возникает необходимость приобщения каждого ребёнка к новой реальности.

В связи с этим возрастает научный интерес к проблеме экономического воспитания. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить значительный интерес учёных к проблемам экономического воспитания. Исследователи А. Д. Шатова, А. А. Смоленцева отмечают, что в изменяющихся условиях современной общественной жизни экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста, так как именно в этот период дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических понятиях.

Первоначальное экономическое воспитание оказывает огромное влияние на складывающееся в этом возрасте отношение ребёнка к материальным ценностям. Экономическое воспитание способствует формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Цель экономического воспитания – это воспитание дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых и быть разумным потребителем этих благ труда.

В силу прикладного характера экономического воспитания, методы, приёмы и средства его осуществления вычленяются из общего арсенала педагогических методов, приёмов и средств.

Метод воспитания – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение поставленных дидактических задач. Метод состоит из определённых приёмов. Приём, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Средство – то, с помощью чего осуществляется воспитание (обучение).

Выбор метода, приёмов и средств осуществляется исходя из цели и содержания предстоящего обучения. В соответствии с оснащённостью педагогического процесса педагог отдаёт предпочтение тому или иному методу, приёму, средству.

Главное же в экономическом воспитании – говорить о сложном мире экономики на языке, понятном ребёнку. Поэтому приоритет закрепляется за такими методами и средствами, которые интересны, действенны и значимы для ребёнка. Игра наиболее эффективна в этом отношении, так как является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Игровые методы и приёмы характеризуются тем, что переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил. Педагог должен отказаться от прямого обучающего воздействия на детей. От ребёнка же требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Игра естественна для дошкольника. А. П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учится жить, а живёт своей жизнью». Детская игра – это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Она направлена на ориентировку в предметной и социальной деятельности, на их познание. В игре заложен огромный воспитывающий и обучающий потенциал. Игра расширяет круг представлений ребёнка о мире человеческих отношениях, позволяет выделить существенное в объекте, помогает ему удовлетворить свои познавательные потребности, пробуждает творческую активность, помогает формировать умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, предвидеть последствия своих действий.

Важную роль игровых методов отмечали педагоги С. А. Козлова и Т. А. Куликова: «Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями». Несмотря на то, что ситуация игры достаточно условная («как бы иду на работу, покупаю продукты» и т. д., дети получают и закрепляют знания о жизни людей и труде в повседневных играх. Таким образом, игры являются для детей источником усвоения целого ряда экономических понятий в доступной им форме. Тем самым, игра является эффективным средством обучения применительно к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Игра применяется в экономическом воспитании детей дошкольного возраста в связи с особенностями детей дошкольного возраста. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, а основной вид деятельности – игра, всю работу по экономическому воспитанию такие исследователи как А. А. Смоленцева, А. Д. Шатова, Е. А. Курак предлагают выстраивать в игровой форме.

Наиболее эффективны в экономическом воспитании следующие виды игр : сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие.

Дидактическая игра – это вид игры, в основе которой заложена обучающая задача. Правила являются неотъемлемым её элементом. Их выполнение обеспечивает осуществление игрового действия и решает игровую задачу.

Особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности : они развивают навыки поведения в соответствии с правилами, умение планировать и брать на себя роль, умение оценивать ситуацию, быть находчивым, терпеливым, настойчивым. Такие игры помогают понять смысл трудовой деятельности взрослых, научиться выполнять правила, действовать в соответствии с обстановкой. В них моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и т. д. (игры «Кондитерская фабрика», «Ателье» (знания о профессиях, «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Супермаркет»).

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры, предложенные А. А. Смоленцевой: «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленький покупатель».

Развивающие игры «Пятый лишний», «Кому что нужно для работы», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» способствуют развитию сообразительности и экономического мышления.

Сюжетно-ролевая игра – это вид игры, в которой дети берут на себя роли взрослых и воспроизводят их действия и взаимоотношения в игровой ситуации. В сюжетно-ролевой игре развивается произвольное поведение и воображение. Предоставляя возможность наглядно показать детям образец того, или иного поведения, сюжетно-ролевая игра решает проблему формирования представлений о нравственно-экономических нормах поведения. Данный вид игры авторы программ по экономическому воспитанию предлагают использовать для отработки и закрепления полученных знаний. Наиболее распространены игры «Семья», «Магазин». Среди игр встречаются : «Парикмахерская», «Театр», «Строители», «Школа» (Е. А. Курак, «Супермаркет», «Аукцион» (А. Д. Шатова, «Рекламное агенство», «Комната переговоров», «Ателье для маленьких красавиц» (А. А. Смоленцева).

Таким образом, игра как одно из средств экономического воспитания представлена во многих программах и пособиях по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что игра является основным средством обучения и воспитания дошкольников. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт окружающий мир. Обучение, осуществляемое через игру, естественно для дошкольника. Игра так же является одним из эффективных средств экономического воспитания. Для освоения экономических знаний используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие. Игра, как одно из средств экономического воспитания, представлена в большинстве программ и пособий по экономическому воспитанию дошкольников.

Литература:

1. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1998. – 270 с.

2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 10-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 416 с.

3. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80с.

4. Смоленцева, A.A. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику : Учеб. -метод. пособие / A.A. Смоленцева. СПб. : «Детство- Пресс», 2001. – 176 с.

5. Смоленцева, А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников / А. А. Смоленцева. М., 2001.

6. Шатова, А. Д. Обсуждая проблему «Экономика и дети» / А. Д. Шатова. – М. : Педагогическое сообщество России, 2004.

7. Шатова, А. Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник / А. Д. Шатова. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 240 с.

8. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [текст] : Учеб. -метод. пособие / Шатова А. Д. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

Публикации по теме:

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 декабря 2020 в 09:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД