Лучший педагог года

Методическая разработка «Игра в баскетбол — школа развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Владимировна Белокурова
Методическая разработка «Игра в баскетбол — школа развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, складывается произвольность поведения, активно развивается воображение, творчество, инициатива. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей деятельности детей – игровой. Преимуществом игровой деятельности перед любой другой является то, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, что делает его поведение осмысленным и осознанным.

В соответствии с концепцией игры Эльконина Д. Б. выделяются следующие этапы развития детской игры :

Публикация «Методическая разработка „Игра в баскетбол — школа развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Предметная игра (до 3 лет);

Ролевая игра (3-7 лет);

Игра с правилами (6-7 лет).

Ребенок достигает вершины – игры с правилами, пройдя через игру с ролевыми отношениями, которые затем сворачиваются в чистое правило.

Являясь спортивной игрой, баскетбол четко ограничивает правилами деятельность детей, с другой стороны, баскетбол – динамичная игра, требующая быстрого и осмысленного решения игровой ситуации. Именно поэтому при обучении игре в баскетбол формируется произвольное поведение.

Являясь руководителем детской спортивной студии по баскетболу «Веселый мяч», работаю по авторской программе дополнительного образования, получившей рецензию ПКИПКРО. Планируя трехлетний период работы, подразделяю ее на 2 этапа воспитания и обучения:

Подготовительный (с детьми 4-5 лет);

Основной (с детьми 5-7 лет).

На подготовительном этапе ставлю цель заинтересовать детей играми с мячом, поэтому занятия провожу в виде занимательной игры, с включением персонажей, сюрпризных моментов. Активно применяю игровые и сюжетные формы занятий («Королевство мячей», «Цирк», «Хвастливые зайцы», и другие, упражняю в жонглировании разными предметами (мешочками, кубиками, кольцами, в упражнениях из серии «Школа мяча».

Для развития произвольности считаю важным привить детям следующие умения:

Ориентироваться на площадке;

Выполнять действия, не мешая другим детям;

Соблюдать правила игр («Мотоциклисты», «Ловишки с мячом», др).

Соблюдать правила индивидуальных соревнований («Кто попадет в «озеро», «Бросай, мяч не теряй» и др).

Уметь действовать с мячом в парах, тройках, кругу.

Практика показала, что дети умеют находить место для игры, привыкают играть, не мешая другим детям, выполнять разнообразные действия с мячом и придумывать новые. Эти умения являются важной предпосылкой для развития произвольного поведения детей, их успешных действий с мячом в условиях динамичной игры, которой является баскетбол.

На основном этапе обучения ставлю задачу от интереса перейти к воспитанию потребности в играх с мячом, желанию и умению их организовывать. Особое внимание уделяю умению осознанно выполнять правила игры, находить целесообразный способ действий, стремлению действовать в интересах команды.

В 1 год обучения основного этапа активно использую командные игры, где определенная игровая ситуация помогает ребенку понять предложенную роль, например, в играх «Мяч капитану», «Не пропусти мяч» каждый ребенок может побывать в роли защитника и нападающего, сравнить эти роли и свои действия в соответствии с этими ролями.

На данном этапе важно научить детей :

Уметь правильно соревноваться между группами (эстафеты);

Совершать действия после обговоренных условий (бросать мяч в кольцо после 3 передач и т. п.);

Уметь оценивать действия товарищей и предлагать альтернативный способ.

Уметь правильно соревноваться между командами (ролевые игры)

Во 2 год обучения активно обучаю игре в баскетбол по упрощенным правилам, простейшим тактическим действиям.

На данном этапе важно научить детей :

Знать и применять правила игры в баскетбол;

Находить свободное место на площадке, передавать мяч игроку, занимающему выгодную позицию;

Владеть самооценкой и взаимооценкой;

Уметь организовать разминку и часть игры.

В результате работы студии «Веселый мяч» наши выпускники достигли следующих результатов:

Играют в баскетбол по упрощенным правилам;

Применяют полученные знания и умения в игре;

Оценивают действия товарищей и свои;

Проявляют творческую активность в игре и самостоятельной деятельности;

Самостоятельно проводят разминку, организуют игры со сверстниками и младшими детьми.

Полученные достижения позволяют сделать вывод, что систематические занятия баскетболом способствуют развитию произвольности в поведении детей. Это помогает им быть успешными как в учебной деятельности, так и в любой другой, так как, с одной стороны содержит умение подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.

Публикации по теме:

Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них,.

Занятие — игра по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Школа для клоунов» «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой»-девиз программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, стал и моим девизом. Работая.

«Школа юных космонавтов» — досуг для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закреплять знания по теме «Космос»; 2. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, силу, выносливость; 3. Закреплять умение.

Дидактическая игра «Барышня-хозяюшка» для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Барышня-хозяюшка» для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию Дидактическую игру «Барышня-хозяюшка» Цели: – автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л]; – дифференциация.

Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Проблема развития памяти детей актуальна тем, что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка,.

Дидактическая игра «Времена года» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием фланелеграфаДидактическая игра «Времена года» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием фланелеграфа Данная игра предполагает несколько вариантов:1. Составление рассказов – описаний и сравнительных рассказов. Цель игры: научить детей составлять.

Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с элементами игры в баскетбол Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую.

Познавательно-спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Школа юных космонавтов» Ведущая: Взлетел в ракете русский парень, Всю Землю видел с высоты. Был первым в космосе Гагарин. Каким по счету будешь ты? Этот подвиг.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста Сюжетно - ролевая игра как средство развития межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст –.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Школа здорового образа жизни» Цель: способствовать формированию у дошкольников здоровье сберегающего взаимодействия с миром. Задачи: -Создавать положительный эмоциональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Игра в баскетбол — школа развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 сентября 2015 в 13:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД