Получи документы

Игровая деятельность как метод формирования самостоятельности у дошкольников

Юлианна Сытникова
Игровая деятельность как метод формирования самостоятельности у дошкольников

Аннотация: в статье представлена теория о влиянии игровой деятельности на ход формирования самостоятельности. Представлены различные педагогические взгляды известных ученых на игровую деятельность, как средство развития самостоятельности.

Ключевые слова: игра, самостоятельность, индивид.

Нет никаких сомнений в том, что проблематика формирования самостоятельности, как одно из ведущих качеств личности, является актуальной в настоящее время. Большинство ученых, изучающих проблему самостоятельности личности, использовали различные методов и средства для ее развития у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов, является игровая деятельность. В результате многих научных исследований, то был получен вывод о том, что у испытуемых, в процессе игровой деятельности, формируется активное развитие важных личностных качеств. Н. К. Крупская, А. П. Усова, А. П. Пинкевич, А. С. Макаренко, Б. Г. Ананьев, Л. Ф. Островская и др., изучали проблему формирования самостоятельности в процессе игровой деятельности.

Публикация «Игровая деятельность как метод формирования самостоятельности у дошкольников» размещена в разделах

Д. Б. Эльконин, выделял близость игры с искусством, дал следующее определение: «Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой из нее выделяется социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми» [1, С. 301].

Игровая деятельность, по структуре, характерна прежде всего детям и играет ведущую роль в процессе их развития. С помощью игры, реализуется модель отношений детей к окружающему их миру, отражаются их индивидуальные интересы, предпочтения, проходит формирование мышления и воображения. В процессе игры дети отражают свое отношение к окружающей их действительности по средствам воспроизведения фрагментов, произошедших с ними ранее событий, проявлением личностных качеств, заложенных в детей взрослыми, а также черт характера. Н. К. Крупская подчеркивала, что в ходе игры, дети склоны имитировать поведение взрослых, воспроизводят всевозможные жизненные ситуации, копируя образ взрослых людей и совершаемые ими действия. Автор отмечала значимую роль игры в ходе формирования самостоятельности, умственных и творческих способностей детей. Н. К. Крупская считает что, детская игра, особенно в игрушки выполненные руками самих детей, способствуют их гармоничному развитию и познанию ими окружающего мира [2, С. 258].

По мнению А. П. Пинкевича, детская игра в ходе которой, ее участники стараются подражать взрослым, способствует развитию их самостоятельности, творчеству и индивидуальности [3, С. 50].

В момент игровой деятельности, у ребенка, формируются коммуникативные способности, развиваются социально значимые качества. Способность ребенка придумывать и играть в разнообразные по содержанию игры, привлекают к нему других детей, в результате чего, происходит развитие коммуникабельности и личностных качеств лидера. В процессе игровой деятельности происходит развитие самостоятельности, саморегуляции, целенаправленности, памяти, способности следовать правилам игры, тем самым, дисциплинируя ребенка.

Анализируя выводы различных ученых по данной проблеме можно сделать вывод о том, что игровая деятельность, вносит существенный вклад в процесс развития не только детей, результат ее педагогического потенциала актуален для людей всех возрастов. Различные сюжетно-ролевые игры влияют на формировании знаний, умений и навыков у студентов и курсантов. Игровая деятельность является, своего рода апробацией знаний, умений и навыков учащихся, перед предстоящей самостоятельной профессиональной деятельностью, после завершения обучения в вузе.

В ходе игровой деятельности, у детей, которым не свойственна инициативность, происходит пробуждение таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, решительность, появляется желание применить собственные знания, умения и навыки в практической деятельности, развивается стремление к самореализации и пропадает при этом чувство страха совершить ошибку или неправильно принять решение. Игровая деятельность способствует активизации познавательных процессов учащихся, таких как: внимание, мышление, воображение, восприятие и т. д.

А. П. Усова отмечает, что игровая деятельность способствует формированию самостоятельности, мышления, воображения, творческих навыков и социального опыта, писала и считает, что игрой детей нужно сознательно управлять, принимая во внимание специфику каждого ребенка, необходимо понимать задачу и цель, которая стоит перед педагогом. По мнению автора, манипуляция игровой деятельностью, не должно быть навязчивой или пассивной, она призвана помогать в развитии самостоятельности детей, их интересов и фантазии [5, С. 5]. Автор также отмечает, что при воспроизведении определенной роли, ребенок демонстрирует самостоятельность, учится принимать решения, творчески мыслит, анализирует и развивает дальнейшие события по собственному замыслу [5, С. 69].

Процесс развития самостоятельности детей, по мнению советского психолога Б. Г. Ананьева, берет свое начало из детских игр, средства и мотивы для которых, ребенок получает в процессе общения с взрослыми людьми. Он писал, что: «…в процессе развития игры перестают быть полностью подражательными и все более становятся самостоятельными и творческими» [6, С. 89].

Важное место в процессе развития самостоятельности и умственного развития детей, по мнению Л. Ф. Островской, занимают организованные взрослыми коллективные игры, способствующие проявлению высокой самостоятельности детей, их инициативы, выдумки и фантазии. Предпосылками для возникновения детских игр Л. Ф. Островская, считала наблюдения за окружающей реальностью, детские теле- и радиопередачи, чтение детских художественных книг, а также рассказы взрослых, способствующие осмыслению того, что видит и чувствует ребенок [7, С. 85-93].

Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность активизирует развитие самостоятельности, умственных и творческих способностей людей. Учеными, справедливо отмечен факт того, что для правильного формирования важных личностных качеств, необходимо не навязчивое, а деликатное руководство игровой деятельностью со стороны педагога. Посредством проведенного анализа, становится очевидно, что основой всех детских игр, является подражание детей взрослым людям, воспроизведение ими реальных жизненных событий в процессе игровой деятельности. А также, постепенный переход подражательных действий в самостоятельный и творческий процесс. Игровая деятельность, организованная в рамках процесса обучения для студентов и курсантов, носит обязательный характер, так как утверждена учебным планом, ее главной целью является осуществление контроля наличия приобретенных в процессе обучения в вузе знаний, умений и навыков обучающихся, а также обладание ими способности, применять эти качества в процессе инсценированной профессиональной деятельности.

Жизнь в современном обществе демонстрирует нам, что развитие самостоятельности и творческого мышления в процессе игровой деятельности актуально не только для детей, но и для взрослых людей. Существует большое количество различных игр развивающего и развлекательного характера для всех возрастов, к одним из которых, можно отнести квесты, в различных формах их проведения (головоломка, поиск, приключение и т. д., содержательная составляющая которых, способствует активному развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, нетривиальное мышление, творческие способности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1978. – 301 с.

2. Давыдов, В. В. Педагогические взгляды и деятельность Н. К. Крупской / В. В. Давыдов. – М. : Просвещение, 2008. – 306 с.

3. Пинкевич, А. П. Педагогика. Опыт марксистской педагогики. Т. 1. Общая часть. Дошкольный возраст / А. П. Пинкевич. – Изд. 6-е. – М. : Работник просвещения, 1930. – 256 с.

4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 1 / А. С. Макаренко ; сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. – М. : Педагогика. 1983. – 368 с., ил.

5. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей : сб. ст. / А. П. Усова ; под ред. А. В. Запорожца ; сост. Н. Я. Михайленко. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.

6. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. II / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева [и др. ]. – М. : Педагогика, 1980. – 288 с., ил.

7. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : кн. для воспитателя дет. сада / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.

© Ю. Б. Сытникова, О. А. Пигарева. 2021г.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ» Самостоятельная игровая деятельность. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния,.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Консультация для родителей «Игровая деятельность дошкольников» Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Прежде всего она определяет дальнейшее развитие ребёнка, и способствует его укреплению.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении»Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении» 30 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 120 состоялась методическая мастерская по направлению "Физическое развитие дошкольников в условиях.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Театрально-игровая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОТеатрально-игровая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности,.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность как метод формирования самостоятельности у дошкольников
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 15:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД