Татьяна Пряхина
Игровое занятие в старшей группе «Дерево умеет плавать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формировать представление о дереве, его свойствах и качествах.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы о свойствах дерева.
Развивающая: Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ход занятия
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:
Весной веселит, летом холодит,
Публикация «Игровое занятие в старшей группе „Дерево умеет плавать“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
- А где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т. д.)
Хорошо, а как узнать название дерева? (По внешнему виду)
Какие деревья вы знаете, назовите? (Ответы детей) Как вы думаете, дерево живое или нет?
Воспитатель: Живое. Почему вы так думаете? (ответы детей) Правильно. Потому что оно также как люди, животные дышит, питается, растет и размножается.
Воспитатель: А как дышит дерево?
Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Какие части есть у дерева?
Дети: Ствол, крона, ветви, корень, кора.
А для чего дереву корень?
Дети: Через корень дерево питается полезными соками, пьёт воду. Ещё корень держит дерево крепко в земле и ветер не может сломать его, но иногда сильный ветер вырывает дерево с корнем и оно погибает, потому что не сможет питаться.
А кора для чего?
Дети: Кора защищает ствол, по которому бегут соки в веточки дерева, и дерево живёт и растёт.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. Древесина. На ветках кожица - тонкая, гибкая, мягкая. Мы можем легко отделить её от древесины. А ствол дерева покрыт корой. Она жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.
(Рассматривание с детьми спила дерева)
Воспитатель: Кожица - это тонкая кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (Ответы) Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. А также по кольцам на спиле.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги).
Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные)
Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).
Воспитатель: А от чего болеют деревья (Поселились вредные насекомые).
Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья?
Воспитатель: Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дыру в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?
Дети: Лесной доктор.
Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам задам одну интересную задачу, а вы попробуйте её решить.
- «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».
В моей корзинке есть кое-какие предметы, только смогу ли я на них переплыть речку?
Предметы, (деревянная и железная пластина, камень, стеклянный шарик, деревянная палочка, пластиковая трубка, грецкий орех, шишка). Дети рассматривают предметы, сравнивают на ощупь, называют из чего они сделаны.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, на чем можно переплыть речку? (Ответы детей) Давайте поэкспериментируем и проверим!
2. Игра-эксперимент «Тонет - плавает»
Воспитатель: Для того чтоб начать экспериментировать, мы должны превратиться в экспериментаторов. Вы знаете кто это? Экспериментаторы это люди, которые проводят опыты и эксперименты с разными предметами. Также изучают их качества и свойства.
Эксперимент: Дети кладут все предметы по очереди в емкость с водой и смотрят, что с ними происходит. Выясняют, какие предметы плавают, какие нет. Деревянные плавают, железные и стеклянные предметы, камень – тонут.
Воспитатель: ребята, теперь вы знаете, что для переправы нужна деревянная лодка или дощечка.
Воспитатель: человек очень часто использует в своей жизни дерево. Назовите, что делают из дерева? (Дети отвечают)
Правильно, из дерева изготавливают посуду, игрушки, украшения. Мебель на которой вы сидите: столы, стулья, кроватки, на которых вы спите - всё деревянное. Дерево не пропускает холод, держит тепло, не тонет, что же ещё можно из него сделать? (Выслушиваю ответы детей, помочь, если затрудняются)
Да, люди строят деревянные дома, делают лодки. А ещё - бумагу! А уж из неё - книги и тетради.
Много пользы приносит дерево человеку. Поэтому мы должны беречь и охранять наши леса и природу.
Игра «Деревянный предмет или нет?»
Дети расходятся по группе находят деревянные предметы и называют их.
У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные дощечки. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева? (можно)
- Давайте попробуем покрасить дощечку. Цвет краски выберите сами.
(Раскрашивание деревянных дощечек.)
- Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)
- Итак, ребята, какими же качествами обладает дерево?
- Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты
Ответы детей:
• Дерево не тонет в воде.
• Дерево прочное
• Дерево удерживает тепло и не пропускает холод.
• Дерево не пропускает ветер.
• Дерево пахнет вкусно и приятно.
• Дерево свет не пропускает,
• Не прозрачное и хорошо окрашивается.
• Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах,
• Хорошо горит,