МААМ-картинки

Игровые формы проведения развивающего тренинга с детьми младшего школьного возраста

Марина Отиева
Игровые формы проведения развивающего тренинга с детьми младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Цель развивающего тренинга: художественное воспитание и развитие личности, обогащение культуры, формирование нравственно-ценностной системы ребенка, раскрепощение его творческого потенциала через игровые формы театрального тренинга.

Достижение цели сопряжено с решением следующих задач:

- формирование личности (воспитательная задача);

- развитие внутренней и внешней техники (развивающие задачи);

- овладение методикой действенного анализа (образовательные задачи).

Публикация «Игровые формы проведения развивающего тренинга с детьми младшего школьного возраста» размещена в разделах

Последняя из названных задач трансформируется, когда речь идет о детях младшего школьного возраста (6 – 10-11лет). Познавательная деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Во-первых, потому, что дети этого возраста – недавние дошкольники и игра занимает существенное место в их жизни, это основное и любимое занятие детей, их работа. А во-вторых, небольшой объем знаний младших школьников требует яркого игрового оформления их познавательной деятельности, когда сложное становится доступным. Игры выступают средством передачи опыта и подготовки к жизни.

Грамотно организованные игры создают положительную эмоциональную атмосферу в группе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать игры вновь, не боясь трудностей и преодолевая препятствия. Кроме того, в играх младшие школьники незаметно для себя, без особых усилий овладевают важными умениями: учатся работать в группе (ставить общие цели и задачи, совместно действовать, распределять роли, координировать общие усилия, анализировать и оценивать, а также ставить вопросы, искать на них ответы, выделять существенное. Играя, ребенок радостно и счастливо проживает значимый момент жизни. При включении в занятия игр физической направленности мы добиваемся выполнения детьми естественных движений – бега, прыжков, метания, ловли, выполняемых при участии большого числа крупных мышц, что заставляет усиленно работать органы дыхания и кровообращения. Кроме того, естественные движения помогают переключить умственную деятельность на физическую, меняя характер работы определенных центров коры головного мозга и давая нервной системе активный отдых. Нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры. Используя игры-упражнения, построенные на скороговорках, чистоговорках, потешках, можно добиться четкого, правильного звукопроизношения и выразительной речи у детей. И, наконец, командные игры вырабатывают инициативность, дисциплинированность, причастность к делу, работоспособность, т. е. практически все качества – параметры творческого рейтинга, одного из самых эффективных методов группового и личностного самоанализа.

Сам же педагог дополнительного образования, ведущий развивающий тренинг, играя с детьми, получает огромное удовольствие, не забывает свое детство, чувствует себя моложе и лучше понимает своих воспитанников.

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Тренинг – тренировка сенсорной системы в предлагаемых обстоятельствах, с подключением «если бы.». Игры-упражнения творческого тренинга развивают:

- навыки рабочего самочувствия;

- творческие зрительные восприятия;

- творческие навыки мышечного внимания;

- навыки непрерывной киноленты видений и внутреннего текста;

- навыки работы с воображаемым предметом;

- чувство темпа и ритма

К ним примыкает речевой тренинг.

Остановимся подробно на каждом из перечисленных блоков.

1. Навыки рабочего самочувствия – организованность, коллективность, законченность действий, сосредоточенное и рассредоточенное многоплоскостное внимание, чувство пространства и композиции, воспитание внешней и внутренней культуры воспитанника. В этот блок туалета и тренинга могут входить помимо описанных в образовательной программе Школы, на которую мы уже ссылались в этих рекомендациях, следующие развивающие игры и задания:

«Носильщики». Перенесите стул из одного конца комнаты в другой без помощи рук; как будто это таз, до краев наполненный водой; словно вы идете по минному полю; как будто вы – Чарли Чаплин; совершенно не касаясь пола руками.

«Незаконченный рисунок». «Дорисуйте» картину, если известно что «художник» уже провел: два параллельных отрезка, волнистую линию, линию-полукруг, зигзагообразную линию, два отрезка, образующие острый угол.

«Геометрический коллаж». Используя 10 деталей разного цвета, но одинаковой формы, создать «картину», состоящую только из кругов, треугольников, квадратов, ромбов, прямоугольников. Обязательно придумать название. (Это задание можно отнести и во вторую группу).

«Рисунок ниткой». Выложить намоченной ниткой на листе контур: березы, ели, кактуса, пальмы, пирамидального тополя. (Относится и ко второму блоку).

«Подбери мяч». В круг диаметром 1 м становится игрок с малым мячом в руках. Сзади него лежат 5-10 теннисных мячей. По сигналу ведущего игрок подбрасывает мяч и, пока тот находится в воздухе, поворачивается и поднимает возможно большее количество мячей; затем, не выходя из круга, ловит подброшенный мяч.

«За двумя зайцами». Участники аттракциона, взяв в каждую руку по маленькому мячу (лучше разного цвета, принимают исходное положение «ноги врозь, руки в стороны». Их задача, не сходя с места, поймать мячи после одновременного удара ими о землю, причем мяч, брошенный правой рукой, надо поймать левой, и наоборот. Повторить несколько раз, не ошибаясь.

2. Творческие зрительные восприятия – наблюдательность, зоркость глаза. Игры-задания:

«Что напоминает?». Возьмите географический атлас с физическими картами материков. Внимательно рассмотрите очертания озер, морей, рек, суши. Найдите контуры, напоминающие предметы, животных, птиц и т. д.

«Спрятавшиеся слова». Попробуйте составить не менее семи слов из букв, входящих в слово: математика, литература, география, риторика, астрономия. (Попробуйте также сочинить какую-нибудь небылицу, в которую обязательно вошли бы все 7 найденных слов.

«Найти предмет». Педагог до начала игры прячет какой-нибудь небольшой предмет (карандаш, ручку) на видном месте. Играющие стоят в колонну по одному. По сигналу педагога играющие двигаются по кругу, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Игра заканчивается, когда все или большая часть играющих нашли предмет. Эта игра может быть и в первом блоке.

«Обойди мячи». 5-6 мячей разместить на одной линии с интервалами 0,5 – 1,5 м. Участник запоминает расположение мячей, поворачивается и движется спиной вперед. Задача – пройти, не задев мячи. Для каждого нового игрока меняется «маршрут». Можно передвигаться спиной вперед, перешагивая через мячи; продвигаться вперед с завязанными глазами.

«Не задень мяч». Вдоль натянутой веревки подвесить на разной высоте и с различными интервалами 10-12 мячей, связанных парами. Нужно, запомнив расположение мячей, пройти спиной вперед, не задев ни одного мяча. Игроки имеют право двигаться только по прямой, приседая под мячами. Продвигаться можно лицом вперед, с завязанными глазами; То же, проходя между подвешенными мячами змейкой.

«Точный укол». На куб положить теннисный мяч. Участник с завязанными глазами находится в 1,5 –2 м от куба. Сделав выпад, он должен уколом гимнастической палки сбить предмет.

3. Творческие навыки мышечного внимания – ликвидация мышечных зажимов, избавление от ненужного напряжения и разумное распределение и затрата энергии на необходимые действия, «воспитание» правильной осанки, походки, навыков правильного сидения, координация движений. Необходимо подключение всей творческой природы, творческого воображения. Игры-задания:

«Зоологические прыжки». Попробовать вспомнить прошлое наблюдение и попрыгать так же, как это делают воробьи, кенгуру, зайцы, лягушки, кузнечики.

«Полет птиц». Красота, скорость полета птицы зависит от ее размеров, от размаха крыльев, от формы крыла. Попробовать вспомнить прошлое наблюдение и «полетать», как ласточка, журавль, ястреб, утка, колибри.

«Беззвучные действия». Попробовать совершенно беззвучно опустить ложку в стакан; положить вилку на тарелку; поставить чашку на блюдечко; закрыть кастрюлю крышкой; снять крышку с чайника.

«Танец на пяточках». Попробовать повторить по воспоминаниям или импровизируя Танец Маленьких Лебедей из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро», исполняя его на пяточках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, на коленях. Это задание развивает и чувство темпа, ритма.

«Веселое приседание». Сделать 10 приседаний, но с обязательным условием: стоять лишь на носочках, не касаясь пола пятками; в вытянутых руках держать развернутую газету; зажать между коленями теннисный мячик; держать обеими руками за спиной одну гантель; установить на голове стакан с водой и придерживать его одной рукой. Ничто не должно упасть, пролиться или порваться.

«Танцующие роботы». Станцуйте, как роботы, летку-енку, польку, шейк, вальс, сиртаки.

«Сиамские близнецы». Обнимитесь с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого, и в таком положении выполните действия: вденьте нитку в иголку; зажгите свечу с помощью спичек; выстригите ножницами кружок из бумаги; завяжите шнурок на ботинке; замените стержень в шариковой ручке. (Это задание можно попробовать выполнить и воображаемыми предметами (седьмой блок).

«Цирковые профессии». Вспомнив прошлое наблюдение, «побыть: канатоходцем (на разложенном на полу канате); жонглером; дрессировщиком (объект дрессировки – второй ребенок из группы, в наблюдении за животным); фокусником; силовым акробатом. (Повторить задание с воображаемыми предметами (кроме дрессировщика) – седьмой блок).

«Военная техника». (Переход к заданию «Я – предмет»). «Побыть» танком, бомбардировщиком, зенитной установкой, крылатой ракетой, подводной лодкой.

«Спортсмен». «Побыть», вспомнив прошлое наблюдение за: гребцами на байдарке с рулевым; толкателями ядра; прыгунами в длину; тяжелоатлетами-штангистами; мастерами синхронного плавания.

4. Навыки непрерывной киноленты видений и внутреннего текста – логическое мышление и непрерывность, последовательность процесса существования в определенных обстоятельствах, образное мышление. Игры-задания:

«Огородные сказки». Это задание подводит к навыку непрерывной киноленты видений через сочинительство. Попробуйте сочинить сказки-объяснения про овощи с огорода: «Почему помидор красный»; «Откуда у редиски хвостик»; «Почему арбуз полосатый»; «Откуда у капусты столько листьев»; «Почему огурец пупырчатый». Повторить киноленту видений и внутренний текст.

«Кондитерские сказки». Попробуйте сочинить сказку, героями которой будут кондитерские изделия. Примерные названия: «О том, как пирожное захотело стать тортом»; «О том, как мармелад поссорился с шоколадом»; «О том, как конфета потеряла свою обертку»; «О том, как мороженое путешествовало по Африке»; «О том, как вафли учились плавать». Повторить киноленту видений и внутренний текст.

5. Навыки работы с воображаемым предметом. Начиная работу с воображаемым предметом, педагог может нацелить это задание и на воспитание внимания, и на «погружение» в обстоятельства, но работа с воображаемым предметом потребует от ученика внутреннего видения, внутреннего текста, подлинной работы органов чувств, свободы, а главное – ответа на вопрос: «С какой целью я этим занимаюсь?». Игры-задания:

«Новое применение». (Для подведения к работе с воображаемым предметом). Придумать не менее десяти новых применений таким знакомым предметам, как носовой платок, столовая ложка, бельевая прищепка, швейная игла, зубная щетка.

«Прием у врача». Вспомнив прошлое наблюдение и выбрав в помощь «пациента», «побыть» (используя воображаемые предметы): зубным врачом; глазным врачом; врачом, проверяющим уши; врачом-логопедом; врачом-массажистом.

«Удержи палку». В аттракционе одновременно могут участвовать несколько человек. По команде ведущего они ставят на палец (ладонь) гимнастическую палку и, балансируя, стараются как можно дольше удержать ее в вертикальном положении. Палку можно держать на передней части стопы. Повторить упражнение с воображаемой палкой.

«Выкрут». Участник держит гимнастическую палку за концы перед собой. Движением рук вверх-назад переводит палку за спину и обратно. Постепенно сближать руки. Повторить задание с воображаемой палкой.

6. Чувство темпа и ритма. В этом блоке особенно важно наличие музыкального сопровождения. Используются фонограммы, создающие различные атмосферы предлагаемых обстоятельств. Игры-задания:

«Необычное пение». Попробовать исполнить песню «Маленькая страна», но при этом зажать нос пальцами; набрать в рот воды; втянуть внутрь щеки; закусить нижнюю губу; зажать между зубов спичку (очищенную). Это задание может быть отнесено и к другим развивающим блокам.

«Тиканье часов». Озвучить тиканье часов: ударяя себя по животу, как по барабану; изображая икоту; сидя на стуле и хлопая ступнями ног; короткими вдохами воздуха через нос; щелкая себя по мочке уха. Произвести 60 «тиканий», совпадая с ходом секундной стрелки.

«Танцы с необычным предметом». Придумайте и исполните танец: со шваброй, с табуреткой, с чайником, с мочалкой, с подушкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игровые формы развивающего тренинга объединят педагога и детей, в их отношениях не останется места ссорам, непониманию, обидам, а все вопросы будут решаться легко. Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду: похвала – отличное поощрение. Игры помогут развить у детей нестандартность мышления, приучить смотреть на привычные вещи непривычно, заставить фантазировать, изобретать, преодолевать штампы и стереотипы, т. е. – формировать Человека Творческого. А в этом и состоит наша цель.

Публикации по теме:

Потешки, для работы с детьми младшего дошкольного возраста во время проведения режимных процессов МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 72 Лазаревского района г. Сочи «Потешки, для работы с детьми.

Использование приёмов критического мышления в работе с детьми младшего школьного возраста В июне 2012 года Постановлением Правительства РК № 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Конкурсная программа для детей младшего школьного возраста «Пингвины» Цель – привить любовь и гуманное отношение к животным Задачи - 1) познакомить детей с жизнью пингвинов 2) развивать память, внимание, мышление,.

Особенности внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Проблема исследования обусловлена тем, что в России растет число детей с нарушением зрения, увеличилось количество сложных, комплексных.

Перспективное планирование проведения опытов и экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. Перспективное планирование проведения опытов и экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста. Сентябрь 1. «Вода, она какая?» Цель:.

План обыгрывание игрушки-забавы (с детьми младшего дошкольного возраста) и конспект проведения психогимнастики Обыгрывание игрушки-забавы (индивидуально или с подгруппой детей) Цель: порадовать детей новой игрушкой. Обеспечить положительный эмоциональный.

Развитие координации у детей младшего школьного возраста Развитие координации у детей младшего школьного возраста Педагог дополнительного образования Борисова Надежда Юрьевна Координация — умение.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста Теоретические основы развития внимания Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и.

Беседа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Чернобыльская катастрофа: до и после» 26.04. 2016 года исполняется 30 лет Чернобыльской катастрофе, эта беседа посвящена событиям на Чернобыльской АЭС. Беседа Для детей младшего.

Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста «Братья наши меньшие» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые формы проведения развивающего тренинга с детьми младшего школьного возраста
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 12:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые формы проведения развивающего тренинга с детьми младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Отиева (УИ 789032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД