МААМ-картинки

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения

Журавлева Анна
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения

Игровые приемы в коррекции звукопроизношения

Иногда у детей, имеющих недостатки речи, отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, сензитивность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. В первую очередь это относится к детям с дизартрией, заиканием, ринолалией. Зачастую такие дети даже в 5 - 6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в занятиях по коррекции речи.

Публикация «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения» размещена в разделах

Большую помощь учителю-логопеду в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приемы и формы работы. Они должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата, вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходными (по акустическим и артикуляционным признакам) звуками.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду, состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.

Опыт показывает, что радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность, присущие игре, привлекательны для детей. В игровой деятельности

• формируются выдержка, настойчивость, сопереживание;

• сглаживаются отрицательные черты характера (застенчивость, обидчивость, капризность, заносчивость);

• создаются условия для развития внимания, памяти, речи.

Наблюдая за детьми во время игры, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно больше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Время проходит незаметно, дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта, обстановка для коррекции благоприятна.

При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Можно использовать небольшие стихотворения или сказки «о веселом язычке» с опорой на наглядность. Игровые артикуляционные упражнения направлены не только на создание положительного эмоционально фона, но и на длительность их выполнения. Например, делая упражнение «Чашечка» (сложить язык чашечкой, сохранить ее, чтобы она не упала и не разбилась, ребенок должен удержать артикуляционную позу 10-15с. (Пожиленко)

При формировании речевого дыхания, постановке звука, развитии фонематического восприятия также могут использоваться игровые приемы и упражнения. Подобные задания предложены рядом авторов (М. Ф. Фомичева, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селиверстов, З. А. Репина) и широко применяются. Перед ребенком ставится определенная задача, решение которой зависит от правильности выполнения задания: продуцирования звука, слога, слова.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звукоречевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [и], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет учителя-логопеда. Устают все: специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей — залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к коррекционным занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:

— пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

— расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

— повысить познавательную активность и работоспособность детей;

— активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

— плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

— увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как. структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з — комарик звенит, р-р-р - собака рычит, то слог для дошкольника — весьма абстрактное понятие. Когда работа по автоматизации достигает правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах и словах. (Лазаренко)

Кто дольше?

Ребенок и учитель-логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т. д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука или слога учитель-логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипными нарушениями звукопроизношения.

Поедем на машине

Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и учитель-логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т. д.) Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2—3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] — комарика; для [ж] — жука и т. д.

Повтори для мишки

На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Учитель-логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т. д.

Улитка

Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж], [р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [з] — комар, [ш] — змея, [ж] — жук, [р] — тигр.

На игровое поле выкладывается определенный символ. Учитель-логопед дает образец выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.

Полянка

Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч], [ж]. Понадобится игровое поле с изображением цветов. Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание — для звука [ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием — для [ц],[ч].

Лабиринт

Упражнение направлено отработку произнесения звука [р]. Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, центре которого находится гараж.

Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора — [р-р].

Самолет

Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л].

Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолета.

Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук — [л-л].

Ступеньки

Упражнение направлено на автоматизацию звуков в слогах, словах. Понадобятся игровое поле и четыре маленькие игрушки (лиса, слон, заяц, волк). На поле должны быть нарисованы четыре ступеньки различных цветов.

Ребенок должен подняться как можно выше по ступенькам, правильно произнося слоги или слова. При автоматизации звука [с] лиса поднимается по ступенькам со слогом са-са-са, слон со-со-со, заяц — су-су-су, волк сы-сы-сы. Учитывается, какая игрушка поднимется выше по ступенькам, а также правильность произнесения слогов или слов.

Узоры

Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з]—[ж]. Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх — владения жука, низ -— комара.

Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть — к комару. Фишка (палец) по ходу у движется только при правильном произнесении звуков.

Кнопочки

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т. д.). Сколько кнопочек — столько повторов.

Метроном

Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный учителем-логопедом ритм метронома.

Песочные часы

Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).

Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Учитель-логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик

Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная веревочка

Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик

Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.

Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Пирамидка

Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кубик с цифрами

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

Часики

Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

Бусы

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты

Ребенок произносит слово столько раз. сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Считалочка

С «салящими» движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребенок проговаривает слоговые ряды, предложения, чистоговорки, стихи.

Тихо — громко

Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой — тихо.

Пальчики здороваются

Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Учитель-логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Маленькие ножки бежали по дорожке. .

Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы — это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

Говорящие руки

Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Учитель-логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш /, а правую — [а]. Давай попробуем! Учитель-логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает как совместить произношение [ш| с легкий ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш — а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ромашка

В тетради ребенка учитель-логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з,ж,ш, т. д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т. д. Упражнение проводится с детьми 5—7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Раз - шажок, два - другой.

Ребенок стоит, руки на поясе. Учитель-логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Прокати мяч

Учитель-логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Телеграмма

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Учитель-логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмме проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша — са, ко — го, зу — жу — зу и др.

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?»Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?» Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения "Кто спрятался на лепестках цветка?"Цель игры: Развитие фонематического слуха, автоматизация.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]» Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности. Звук [Ч] Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели»Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели» Ольга Кущенко В эти игры можно играть с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Игра «Киты» Цель: дифференциация.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения
Опубликовано: 30 июля 2020 в 13:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД