Получи документы

Игровые технологии с детьми раннего возраста (6 фото)

Воробьёва Зоя Михайловна
Игровые технологии с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №52 “Березка”

Воспитатель Воробьева Зоя Михайловна.

Игровые технологии с детьми раннего возраста.

Игровые технологии с детьми раннего возраста

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                В. А. Сухомлинский

Содержание.

Публикация «Игровые технологии с детьми раннего возраста» размещена в разделах

1. Теоретические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Формы.

5. Приемы.

6. Образовательные области.

7. Предметно-пространственная среда.

8. Литература.

9. Диагностика игровой деятельности детей раннего возраста.

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.

 Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка, оказание коррекционной помощи.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.

С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС).

Мотивация ребенка. В процессе игры пробуждается интерес к деятельности, радость от полученных знаний в занимательных путешествиях, в мире новой информации и приобретения навыков.

Значение игровой технологии  в том, что при правильном руководстве   она становится:

способом обучения;

деятельностью для реализации творчества;

методом терапии;

первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Теоретические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.

Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология включает в себя :

игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т. д. ;

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.  Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

развивает логическое и критическое мышление;

формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

поощряет проявление инициативы;

способствует физическому развитию.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Для воспитанников младших групп (2–4 года) основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми : именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

Применяемые в детском саду приё мы принято условно делить на 3 группы:

словесные;

наглядные;

практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям доступно, понятно, ярко и красочно.  Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов.  При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приё мы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное — это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление — когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Согласно ФГОС ДОУ содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя :

игровые тренинги;

сюжетно – ролевые игры;

театрализованные игры;

игры-хороводы;

В любой игре перед ребенком поставлена цель учиться общению со сверстниками и со взрослыми, учиться примерять и роль лидера и исполнителя, тренироваться находить компромиссы и выходить из конфликта, развивать речь.

Познавательное развитие. В процессе игр проявляется самореализация. Именно, во время игры, ребенок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей. С внедрением игровых технологий,происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес,как позитивная эмоция, и,как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя. Происходит взаимодействие взрослого и ребенка. Игровые технологии используются при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение культурно-гигиенических навыков (это является соблюдением одного из ореинтиров развития дошкольного образования заданного ФГОС).

Речевое развитие. Применение игровых технологий  позволяет создавать максимально благоприятные  условия для развития речи детей:

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

В работе с детьми раннего возраста я использую Блоки Дьенеша, они объединяют взрослого с детьми. Играя, дети учатся анализировать форму предметов, сравнивать геометрические фигуры, различать форму, цвет, величину.

В познании окружающего мира помогают палочки Кюезенера. Игра “Квадрат Воскобовича”(двухцветный) помогает создавать простые плоскостные фигуры (домик, конфету, т. д.)Игра “Бизиборд” развивает мелкую моторику и приносит пользу для общего развития.

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Пальчиковые игры.

Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад Березка Воспитатель Воробьева Зоя Михайловна

В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. В ходе игры вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они помогают ориентировке “вправо-влево”, “вверх-вниз”. Эти игры важны для развития творчества детей.

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

Для физического развития интересны игры, сделанные своими руками ”кочки на болоте”, ”дорожки-мостики”.

Фото №2 Игровые технологии с детьми раннего возраста

Они приносят позитивную энергию мастера. Игры с прищепками, очень увлекательны для малышей и полезны.

Фото №3 Игра это огромное светлое нежное через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире

Развивается мелкая моторика и способствует развитию речи малышей.

Фото №4 Игра это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности

В своей работе с детьми раннего возраста игровые технологии я использовала как игровые моменты. Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. В работе с детьми от 1,5 до 3 лет основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре.

Я стараюсь ежедневно применять игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме, и артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры-хороводы,

Фото №5 Сухомлинский Содержание

игры забавы, игры-драматизации.

Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Игровые технологии помогают в развитии памяти. В этом детям помогут игры типа «Магазин»», «Семья»,«Парикмахерская».

Систематическая игровая терапия влияет на способность детей управлять поведением. Сюжетно-ролевые игры отображают отношения людей, в игре отображать быт в семье, знание различных предметов (посуду,одежду,их использование. Культуру поведения в различных ситуациях. Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы  -заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

Большое значение имеет насыщенность развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, игры-хороводы, игры-забавы, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал. В играх использую предметы-заместители, которые развивают фантазию и воображение детей. На эффективность педагогического процесса влияет применение игры. Игра способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка. Играя с маленькими детьми, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения и познания окружающего мира.      

В работе с детьми третьего года жизни использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания.

Игровые технологии помогают в развитии памяти. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Подбери птичкам гнездышки», «Подбери зайчику окно к домику» и другие.     

С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Чудесный мешочек» : в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.

Я считаю, использование игровых технологий с детьми 2-3 лет, помогает добиться лучшего усвоения учебного материала.

Благодаря игре дети становятся самостоятельнее, активнее. Появляется способность применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике, и самостоятельно добывать их. Игра способствует процессу развития индивидуальных способностей, психических функций.

Новая общественно-политическая ситуация в обществе задает новые цели обучения и воспитания. Они определяют требования к личности воспитателя в соответствии с велением времени. Обществу необходим воспитатель, которого характеризует высокая гражданственная ответственность и социальная активность, любовь к детям, интеллигентность, высокий профессионализм, готовность решать творческие и исследовательские задачи,способный постоянно самосовершенствоваться и повышать свое образование.

Литература.

БарсуковаЛ. Педагог нового типа// Дошкольное воспитание-2010.№4. с111.

Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. -М. 2010.

Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ-2012,-№5

Пенькова Л. А. ,Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой/Аникеева Н. П. -Москва,1997,с 5-6

Елистратова И. Давай с тобой поиграем//Мой ребенок. /Елистратова И. -№11-2006, с22-30.

Запорожец А. В,Маркова Т. А Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста- Москва,1998,с 8-12

Диагностика игровой деятельности детей раннего возраста 2021-2022г

Для определения уровня сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре, по игровому воспитанию 2 раза в год проводится диагностика (сентябрь и май).

Для диагностики были использованы критерии разработанные Н. Ф. Губановой.

Диагностика помогла подойти к решению следующих задач:

1) выявления уровня взаимодействия друг с другом в непродолжительной совместной игре.

2) выявления умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.

Для проведения данной диагностики были разработаны критерии.

Для удобства обработки данных выделили следующие критерии:

– высокий; - средний; - низкий.

Расшифровка каждого уровня:

Высокий уровень.  Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.

Средний уровень.  Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

Низкий уровень.  Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

Цель данной диагностики: проанализировать развитие игровых умений у детей раннего возраста на основе предложенного игрового сюжета.

Для проведения диагностики предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых умений у детей раннего возраста :

1. Кукла Катя ложится спать.

2. Готовим кашу для куклы Кати

3. Поможем маме стирать белье

4. Мама лечит дочку Катю

5. Вместе с мамой гладим белье

6. В магазин за продуктами

7. На прогулку с куклой Катей.

8. Встеча гостей куклы Кати.

9. Игры мамы с дочкой (сыночком)

10. Уборка в комнате куклы Кати.

В ходе диагностического обследования,я узнаю насколько развиты игровые, умения и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр.

Проводя диагностическое обследование, я наблюдала за действиями детей. Использовалась предметно-игровая среда и жизненный опыт ребенка.

Детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали. Приглашала на диагностику по 5 детей, чтобы наиболее точно оценить умение и навыки каждого ребенка.

Уровень сформированности игровых умений у детей раннего возраста на сентябрь 2021 г.

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень

начало года конец года

Высокий 20 % 58%

Средний 50 % 30%

Низкий 30 % 12%

Анализ результатов (в конце учебного года) констатирующего этапа дает возможность говорить о достаточном уровне сформированности игровых умений у детей раннего возраста. И необходимо продолжать целенаправленно работать по формированию игровых умений и навыков у детей обогащая их игровой опыт.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Игровые упражнения с детьми раннего возраста «Разноцветные прищепки»Игровые упражнения с детьми раннего возраста «Разноцветные прищепки» В последнее время уровень речевого развития детей в детских садиках заметно снизился, так говорит статистика. Родители стали мало говорить.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии с детьми раннего возраста
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 21:28
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Воробьёва Зоя Михайловна (УИ 2011000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД