Приложение МААМ

Игровые упражнения для формирования словообразования глаголов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Елена Юшкина
Игровые упражнения для формирования словообразования глаголов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением. Овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах очень важно, так как, во-первых, оно является одним из важнейших средств обогащения словарного запаса ребенка; во-вторых, способствует более точному и более глубокому пониманию им смыслового значения слов. Кроме того, работа над словообразованием дает первоначальные навыки подбора родственных слов и подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.

Публикация «Игровые упражнения для формирования словообразования глаголов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных моделей является более тонким и сложным. В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов осуществляется в следующей последовательности (Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной).

Вторая ступень обучения (средний дошкольный возраст)

Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей:

звукоподражательных глаголов (ворона каркает, курица кудахчет);

глаголов, образованных от существительных (отыменное образование глаголов: мыло-мылит, учитель-учит);

глаголов, образованных с помощью приставок (В-, ВЫ-, НА-, ПРИ-).

Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных словообразовательных моделей.

Третья ступень обучения (старший дошкольный возраст)

Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моют-моюсь, одевает-одевается).

Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (В-, ВЫ-, НА-, ПРИ-, С-, У-, ПОД-, ОТ-, ЗА-, ПО-, ДО-).

Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных словообразовательных моделей.

Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей звукоподражательных глаголов

- Когда вы были малышами, то говорили: «Мы ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ…». Теперь вы-большие и можете сказать: «Ручками мы (что делаем) хлопаем, ножками мы (что делаем) топаем…» (слайд 4).

- Звери, птицы, насекомые «общаются» друг с другом, каждый по-своему.

Кошечки как голос подают? («МЯУ!»). Можно сказать по-другому: «Кошечки что делают? Мяукают!».

Для облегчения запоминания звукоподражательных глаголов их можно рифмовать с учетом сходства окончаний «мяукает-хрюкает». Хорошо запоминают дети глаголы данного типа, заучивая отрывки из стихотворения К. И. Чуковского «Путаница». Можно использовать и загадки подобного вида: «Кто стрекочет, летает? А кто стрекочет, прыгает?», «Кто пищит, грызет? Кто пищит, клюет? А кто пищит, кусает?».

Отыменное образование глаголов

К данному типу относятся глаголы, образованные от существительных-названий некоторых профессий, например, учитель учит, продавец продает, покупатель покупает, пловец плавает, строитель строит, доярка доит…

С помощью слов-названий обычных предметов можно образовать слова-названия соответствующих действий: «Краской что делают? Мылом что делают?. В трубу – трубят, в дудку- дудят, свисток- свистят, на барабане (в барабан)- барабанят».

Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов

Знакомство детей с возвратными глаголами можно начать с рассматривания фотографий.

-Когда вы были маленькими, то многое не умели делать. Малышей родители и моют, и вытирают… Мальчик вырос, и теперь он с гордостью говорит: «Я сам моюсь. Я сам вытираюсь…» В конце слова-названия действия появились «хвостики» -СЬ или -СЯ. Они появляются, когда человек что-то делает сам себе.

- А что вы умеете делать?

- Я умею мыться, кататься.

-Кого называют «воспитанным ребенком»? Правильно, того, кто знает правила поведения и соблюдает их. Рассмотрите картинки и скажите, что нельзя делать воспитанным детям.

Плохо драться, лучше-обниматься.

Плохо ссориться, лучше- мириться.

Не надо кусаться, а надо обниматься…

Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до-)

Знакомство детей с глаголами, образованными с помощью приставок, можно начинать с выполнения поручений и «оречевления» действий (используем постройки из конструктора на ковре или манипуляции с игрушечной птичкой и клеткой, бабочкой и цветком). Чтобы стимулировать ребенка к образованию нужного глагола, педагог называет существительное с предлогом, а ребенок добавляет соответствующий глагол: «Попугай в клетку…»

В ходе упражнений ребенок постепенно усваивает основное значение глагольных приставок. Например, приставка У- означает удаление от чего-то: лебедь плыл, плыл и далеко уплыл…

Приставка ПРИ- означает, наоборот, приближение к чему-то: приплыл, прилетел, приполз…

Приставка ВЫ- выход чего-то изнутри наружу; ПЕРЕ- переход через что-то…

С помощью данных приставок образуются и глаголы движения, и глаголы с другими значениями. Например, приставка ВЫ- означает завершение действия: «Дед тянул-тянул и, наконец, вытянул репку!"

В заключение все отработанные по отдельности глагольные приставки «сводятся воедино». Делается это путем присоединения разных приставок к одному и тому же глаголу. «Как правильно сказать?», «Что можно…», «Скажи наоборот». Эти виды работы заставляют ребенка задумываться над смысловым значением глагольных приставок, поскольку каждая из них очень существенно меняет основное значение глагола.

Чтобы облегчить детям практическое овладение тем или иным способом образования глаголов, в своей работе широко использую грамматические сказки, истории, гимнастики для пальчиков, инсценировки.

Данные игровые упражнения существенно обогащают словарь ребенка названиями различных действий, что положительно сказывается и на развитии его речи в целом.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые упражнения для формирования словообразования глаголов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 25 мая 2020 в 09:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые упражнения для формирования словообразования глаголов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Юшкина (УИ 359950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД