Папки-передвижки

Игры для детей с ОВЗ дошкольного возраста, направленные на развитие сотрудничества и общения со взрослыми и детьми

Воронова С А
Игры для детей с ОВЗ дошкольного возраста, направленные на развитие сотрудничества и общения со взрослыми и детьми

Одной из важных задач развития ребенка является его включение в совместные со взрослым и детьми действия, формирование эмоционального отклика на сотрудничество, адекватного восприятия взрослых и детей, желания общаться с ними. Данная группа игр направлена на то, чтобы сформировать у детей коммуникативные навыки, умение реагировать на эмоции других людей, проявлять свои чувства. В конечном итоге вся работа по развитию общения и эмоциональной сферы направлена на формирование адекватного поведения, умение выразить свои чувства через общение, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Эта работа тесно связана с познавательным, физическим, речевым развитием детей. Дети с ОВЗ, долго не вступают в контакт, боятся новых взрослых и детей, стремятся общаться преимущественно с родителями и членами семьи. Учитывая это, необходимо систематически проводить игры и упражнения по развитию общения, расширяя круг людей, вовлеченных в эти игры, а также используя максимально доступные ребенку средства коммуникации: указания на людей и предметы, жесты, в том числе семейные жесты, различные тактильные средства (прикосновения, поглаживания, объятия, улыбку, смех и др.). Игры могут проводиться как дома, при условии включения членов семьи, так и в группе детского сада. В зависимости от уровня развития ребенка, игры могут использоваться в работе как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Родители и педагоги могут сами выбрать наиболее подходящие игры. При организации игр нужно руководствоваться несколькими простыми положениями:

Публикация «Игры для детей с ОВЗ дошкольного возраста, направленные на развитие сотрудничества и общения со взрослыми и детьми» размещена в разделах

Общение взрослого с детьми должно быть эмоциональным, насыщенным выразительной мимикой (выражение лица, улыбка, выразительными движениями, естественными и специальными (если ребенок знает) жестами.

• Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех органов чувств, в том числе и тех, которые нарушены у ребенка: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкусовых ощущений.

Несмотря на то что некоторые дети не владеют речью, общение с ними всегда сопровождается выразительной эмоциональной речью.

• Поведение взрослого должно быть образцом для детей, потому что дети нередко пытаются повторять движения, мимику и жесты взрослого.

• Если ребенок не включается в игру, не заставляйте его. Причиной этого может быть плохое самочувствие, отсутствие настроения или интереса к этому виду деятельности в данный момент. Подождите до следующего раза, когда у него появится желание общаться с вами.

• Если у ребенка что-то не получается, поддержите его, покажите, как необходимо действовать. Если он не понимает, что нужно делать, вовлекайте в игру других членов семьи, детей.

• Поддерживайте все попытки ребенка начать игру и продолжить ее по-другому. Хвалите, выражайте это словами «Молодец!», «Хорошо», «Правильно» и другими средствами коммуникации, доступными ребенку: телесными (прижимание, поглаживание по голове, по руке, объятия, поцелуи, речевыми (устно, табличка со словами «Молодец!», «Хорошо», символическими (пиктограммы).

Игры должны проводиться в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают ребенка, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

Игры нужно повторять по несколько раз, стараясь найти те, которые наиболее привлекательны для ребенка. Разнообразьте их, привлекая новых людей, включая новые предметы.

Представленные игры направлены на :

1. Развитие взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.

2. Общение с детьми.

3. Развитие средств коммуникации.

4. Эмоциональное развитие детей.

«ПАРОВОЗ»

Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом. Оборудование: игрушка паровозик с вагончиками, мягкие мелкие модули.

Ход игры : взрослый демонстрирует детям паровозик с вагончиками и показывает, как он едет, воспроизводя звук «Ууу». Затем расставляет детей друг за другом, называя их имена. Дети держат друг друга за талию и в таком положении двигаются вперед, преодолевая простые препятствия, стараясь не расцепиться. Взрослый — впереди паровоза. В процессе движения дети произносят: «У-у…» (или любой другой гласный звук). Варианты: можно посадить детей на стульчики друг за другом в «паровоз» и «поехать», обнимая друг друга за талию и имитируя движение паровоза, воспроизводя доступный детям звук.

«ЛОВИ»

Цель: формировать у детей предпосылки к общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена сверстников.

Оборудование: мяч.

Ход игры : дети сидят на ковре, образуя круг. Взрослый рассматривает с ними новый яркий мяч. Затем обращается к одному из детей : «Вова, лови!» — и прокатывает к нему мяч. «Поймал! Ура! Молодец!». Ребенок, поймавший мяч, обращаясь к сверстнику: «Миша, лови», направляет мяч к нему в руки. Если ребенок не может назвать имя, с помощью взрослого он указывает на ребенка и прокатывает мяч к нему. Варианты: игра может проводиться в кругу членов семьи. Ребенок сидит с мячом напротив всех участников, обращается к каждому из них (или указывает пальчиком, например : «Мама, лови!». Мама, поймав мяч, радуется: «Поймала!» и отправляет его обратно ребенку: «Дима, лови!» и т. д. Если дети еще не могут произносить имена других детей и взрослых, они могут пользоваться указательным жестом.

«ХЛОПАЙТЕ»

Цель: формировать у детей предпосылки к общению; учить обращаться друг к другу по имени, предлагая выполнить действие.

Оборудование: бубен.

Ход игры : дети стоят полукругом. В середину встает взрослый с бубном в руках. Ударяя в бубен, он предлагает детям хлопать в ладоши. Затем, опустив бубен, взрослый обращается к одному из детей : «Вася, иди! Играй». Мальчик играет на бубне, остальные ребята хлопают. Затем Вася зовет следующего, по возможности называя его по имени или используя указательный жест. Варианты: в игре могут использоваться любые звучащие игрушки (барабан, металлофон, маракасы и проч., под звучание которых дети выполняют соответствующие движения.

«ПОЙМАЛ»

Цель: развитие навыка взаимодействия со взрослым; вызывание эмоционального отклика.

Оборудование: цветная лента или веревка.

Ход игры : взрослый берет яркую ленточку или веревку и начинает выполнять колебательные движения рукой возле сидящего на ковре ребенка. Предлагает ему поймать свободный край ленточки: «Лови!». Свободной рукой взрослый демонстрирует действие, которое должен совершить ребенок: «Оп! Поймал! Ура!». Затем снова предлагает ребенку: «Лови!» и позволяет поймать край ленточки! Варианты: можно пропускать ленту медленно через руку или руки ребенка и предложить поймать ее именно за кончик.

«СНЕГ»

Цель: развитие навыка взаимодействия со взрослым; вызывание эмоционального отклика.

Оборудование: вата.

Ход игры : ребенок сидит на ковре. Перед ним большой комок ваты. Взрослый вместе с ребенком трогает его. Затем отщипывает маленький кусочек и подбрасывает вверх так, чтобы он упал на ребенка, или сдувает с руки. Предлагает ребенку повторить действие. Когда маленьких комочков наберется несколько штук, можно собрать их все вместе в ладошки и подбросить вверх : «Снег!». Варианты: 1. Если отщипнуть кусочек побольше, можно «слепить» снежок и перебрасывать его друг другу.

2. Среди комочков ваты спрятать игрушку и предложить ребенку найти ее. 3. Зимой в подобные игры можно играть на улице со снегом.

«МИШКА»

Цель: учить различать контрастные эмоциональные состояния «грусть» и «радость»; учить сопереживать и сочувствовать.

Оборудование: мишка.

Ход игры : взрослый имитирует стук в дверь, обращает на это внимание ребенка: «Кто там?». В руках взрослого появляется мишка : «Это Мишка. Мишка идет: топ-топ-топ». Подойдя ближе к ребенку, мишка спотыкается и падает: «Ой! Мишка упал. Мишка плачет. Больно (бо-бо)». Взрослый стимулирует ребенка проявить интерес к ситуации. «Давай пожалеем мишку. Вот так. Мишка больше не плачет! Мишка веселый!» Мишка может обнять и поцеловать ребенка. После чего ребенок продолжает игру с любимой игрушкой: катает на машине, строит для нее домик и т. д. Варианты: игра может проводиться с любым игрушечным персонажем, знакомым и любимым ребенком.

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Дидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур детьми дошкольного возрастаДидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур детьми дошкольного возраста Геометрические фигуры и их названия лучше изучать с ребенком, в форме дидактических игр. Игры обладают уникальным развивающимся эффектом.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Конспект мастер-класса на тему «Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей»Конспект мастер-класса на тему «Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей» Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей «Физкультура с математикой друзья» Цель мастер- класса: знакомство.

Мастер класс по рисованию «Рисунки на камнях» для детей старшего дошкольного возраста совместно со взрослымиМастер класс по рисованию «Рисунки на камнях» для детей старшего дошкольного возраста совместно со взрослыми Предлагаю вашему вниманию мк по рисованию выполненный на камнях. Мир природы загадочен, красив и неповторим. Работая с природным материалом.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУРазвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУ Шевякова Валентина Михайловна МБДОУ детский сад №9 г. Нижний Ломов, Пензенская область Тема моей работы очень актуальна. Модернизация.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для детей с ОВЗ дошкольного возраста, направленные на развитие сотрудничества и общения со взрослыми и детьми
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 22:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД