Валентина Антонова
Игры и упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на логопедических занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе логопедических занятий
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы, 4-10% детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством.
Публикация «Игры и упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на логопедических занятиях,» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игры на развитие внимания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции. Не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.
Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статической позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку».
Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными. На всех этапах занятия даются задания, где нужно не только говорить, но и действовать.
Упражнения на автоматизацию звуков с двигательными заданиями:
• летать на самолёте, расправив руки – «крылья» - «Л», выше – звучать потише, ниже – громче;
• ездить на маленькой игрушечной машинке по ломаным спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, имитируя звук мотора: «Р-Р-Р»; второй вариант: имитировать работу мотора, делать вращательные движения кулачками;
• пробежать по «звуковой» дорожке жука «Ж-Ж-Ж», змейки – «Ш-Ш-Ш», комарика – «З-З-З», воды «С-С-С»;
Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:
• «Игра на пианино» (используется картонный муляж, пропевать слоги «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ» на знакомые мелодии, можно сделать песенку грустной или весёлой;
• «Подарок» : логопед предлагает каждому ребёнку быть звуком «С» и получить в подарок гласный звук: «А, О, У, Ы». Далее, кидая ребёнку мяч, логопед называет только гласный звук, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком «С»,
• «Волшебные звуки» логопед предлагает детям встать парами, так как он их позовет: «А-У», «У-А» (на головах у детей одеты цветные колпачки: красный - гласный, синий, зелёный – твёрдый, мягкий согласный);
Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:
• игры с перебрасыванием (с перекатыванием) друг другу мяча. («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детёныша» и др.);
• «Шаги» : сделать шаг вперёд только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т. д.). При ошибочном ответе шаг – назад. Игра заканчивается, когда ребёнок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.
Варианты заданий при работе на уровне предложения:
• «Живые слова» : каждый ребёнок выполняет роль определённого слова, его задача – занять своё место в предложении;
• «Скажи и покажи» : составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы;
• «Прошагай предложение» : ребёнок идёт и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать слово.
Эти и аналогичные им задания могут быть использованы и в других разделах логопедической работы. Применение таких заданий повышает эффективность и качество логопедической работы, а также способствует комплексной коррекции СДВГ