Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить

Татьяна Фролова
Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 264»

Фролова Т. А.

Ноябрь 2020

1. СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4-х, 3-х, 2-х СЛОВ.

Воспитатель произносит предложение — и просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.

Дети часто играют в детском саду с машинками.

Дети играют в детском саду с машинками.

Дети играют в детском саду.

Дети играют.

Сократите эти предложения.

Утром дети едят кашу.

Олег и Ваня построили красивую башню с куполом.

Илья и Миша бегали по участку с флажками.

И т. п.

2. ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Воспитатель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Мальчики поехали в лес на лыжах. Поехали в лес мальчики на лыжах. В лес на лыжах поехали мальчики. На лыжах мальчики поехали в лес. И т. п.

Попробуй теперь сам.

Толстый лед сковал нашу реку.

В лесу весело пели птицы.

Под кустом в лесу дети нашли ежа.

На нашем участке дети строят горку.

И т. п.

3. ИЗМЕНИ ОДНО СЛОВО.

Воспитатель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово,например:

Дети пришли в детский сад.

Мальчики пришли в детский сад.

Девочки пришли в детский сад.

Дети прибежали в детский сад.

Дети заглянули в детский сад.

Дети пришли в магазин.

Дети пришли в зоопарк.

Дети пришли в школу.

Попробуй теперь сам.

Снег лежал на крыше.

Пришла долгожданная весна.

На прогулке у пня мы увидели солдатиков.

Жуки проспали всю зиму под корой дерева.

И т. п.

4. ДОПОЛНИ УПРАЖНЕНИЕ.

Воспитатель формирует умение быстро схватить смысл читаемого, запоминать, строить высказывание, используя все языковые возможности, а также следить за высказываниями собеседника.

Воспитатель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному, двум словам.

Вика играет.

Вика играет в куклы.

Вика играет в куклы в детском саду.

Вика весело играет в куклы в детском саду.

Утром Вика весело играет в куклы в детском саду.

Попробуй теперь сам.

Кошка мяукает…

Мама готовит…

Папа ремонтирует…

Маша читает.

Птицы улетают…

Зима пришла…

Снег идет…

5. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить.

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

Дети шли по…

Дети шли по улице и пели песни.

Дети шли по лесу и собирали грибы.

Дети шли по залу и подпрыгивали.

Попробуй теперь сам.

Всем нужны хорошие.

Летом мы решили.

По пути мама мне.

У мальчика был любимый.

Мальчик встретил на улице своего друга.

Мальчик встретил на улице своего друга, который.

Мальчик встретил на улице своего друга, у которого.

Мальчик встретил на улице своего друга, о которой.

Попробуй теперь сам.

Кошка взобралась на дерево…

Мы ведь не знаем, где.

Если посмотреть в окно, то.

Там было так темно, что.

Я хочу, чтобы.

Расскажите мне, где.

6. «Точно и быстро. Кто или что?».

стоит—дом

прыгает летает спит лепит играет смотрит кружится смеётся падает плачет

варит—повар

учит лечит строгает сажает красит метет играет пишет рисует точит чинит штопает говорит поёт

мурлычит - кот

лает мычит жужжит шипит ревёт воет фыркает каркает чирикает кукует поет квакает крякает хрюкает

7. «Слушай! Называй как можно больше слов».

Плывет — пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.

Летит, растёт, поёт, ползёт, визжит, ткёт, лает, скрипит, хватает, умывается, ссорится, работает, улыбается, висит, шипит, сверкает, поливает, шумит, дребезжит, охает.

8. «Игры на формирование у детей дошкольного возраста связной монологической речи».

- «Чьи это вещи?».

Цель: формировать у детей умение согласовывать имена существительные в роде, числе, падеже.

Описание. Взрослый показывает предмет и задает вопросы, а ребенок старается дать правильный ответ.Например: «Чьи это очки?» - бабушкины. «Чье это платье?» - мамино…

- «Кто быстрее доберется до.».

Цель: активизировать словарь детей.

Описание. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое- нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т. д

- «Мостик».

Цель: формировать у детей умение составлять простое предложение.

Описание. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую.

Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например,даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками"могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево, "вырезать" (из дерева вырезали гуся, "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

- «Внимание! Розыск!»

Цель: формировать у детей связную речь.

Описание. В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

- «Картинки-загадки».

Цель: формировать у детей умение составлять описательные рассказы.

Описание. Играют все члены семьи. Выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. У ведущего большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к ведущему и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным игрокам, он описывает предмет, нарисованный на ней. Игроки предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

- «Магазин игрушек».

Цель: развивать у детей умение описывать предмет, находить его существенные признаки.

Описание. Взрослый говорит: «У нас открылся новый магазин игрушек. Чтобы купить игрушку,нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».

- «История старого чайника».

Цель: формировать у детей умение составлять истории на заданную тему, развивать воображение. Описание.Взрослый спрашивает: «Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Ребенок придумывает различные истории.Варианты: «Собака, которая жила в холодильнике», «Ворона, которая любила кататься на велосипеде», «Щука, которая играла на гитаре».

- «Старая сказка с новым концом».

Цель: формировать у детей связной монологической речи в процессе придумывания ново- го окончания старой сказки.

Описание. У сказки может быть хороший или плохой конец. Но конец сказки всегда один и тот же, сколько бы эту сказку не рассказывали. А правильно ли это? Попробуйте придумать новое окончание таким известным сказкам, как «Курочка Ряба», Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

- «Рассказ по картинкам».

Цель: формировать у детей умение составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Описание. Предложите ребенку картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предложите составить историю по ним.Варианты: последнюю картинку из предложенной серии не показывайте, ребенок сам придумает окончание истории.

Предлагаемая литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М.: просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. —М., «Просвещение», 1974.

3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

4. О. Джелелей «Помогайка».

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 10:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Детский мастер-класс по объёмной аппликации с использованием крупы и соли «Заюшкина...
Данный мастер-класс будет интересен педагогам, творческим людям, детям дошкольного возраста. Назначение : украшение групповой комнаты, иллюстрация к...
Спортивное развлечение «Потерянные новогодние игрушки» для детей младшего возраста
Цель: Создать праздничное настроение у детей, закрепить умения и навыки, приобретенные на НОД по физкультуре, вызвать радостное эмоциональное состояние...
Участие в создании образовательной среды на территории детского сада
Я, как педагог, занимаю активную жизненную гражданскую позицию, являюсь участником творческой группы по созданию образовательной среды на территории детского...