Получи документы

Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить

Татьяна Фролова
Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 264»

Фролова Т. А.

Ноябрь 2020

1. СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4-х, 3-х, 2-х СЛОВ.

Воспитатель произносит предложение — и просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.

Дети часто играют в детском саду с машинками.

Дети играют в детском саду с машинками.

Дети играют в детском саду.

Дети играют.

Сократите эти предложения.

Утром дети едят кашу.

Олег и Ваня построили красивую башню с куполом.

Илья и Миша бегали по участку с флажками.

И т. п.

2. ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Публикация «Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить» размещена в разделах

Воспитатель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Мальчики поехали в лес на лыжах. Поехали в лес мальчики на лыжах. В лес на лыжах поехали мальчики. На лыжах мальчики поехали в лес. И т. п.

Попробуй теперь сам.

Толстый лед сковал нашу реку.

В лесу весело пели птицы.

Под кустом в лесу дети нашли ежа.

На нашем участке дети строят горку.

И т. п.

3. ИЗМЕНИ ОДНО СЛОВО.

Воспитатель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово, например:

Дети пришли в детский сад.

Мальчики пришли в детский сад.

Девочки пришли в детский сад.

Дети прибежали в детский сад.

Дети заглянули в детский сад.

Дети пришли в магазин.

Дети пришли в зоопарк.

Дети пришли в школу.

Попробуй теперь сам.

Снег лежал на крыше.

Пришла долгожданная весна.

На прогулке у пня мы увидели солдатиков.

Жуки проспали всю зиму под корой дерева.

И т. п.

4. ДОПОЛНИ УПРАЖНЕНИЕ.

Воспитатель формирует умение быстро схватить смысл читаемого, запоминать, строить высказывание, используя все языковые возможности, а также следить за высказываниями собеседника.

Воспитатель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному, двум словам.

Вика играет.

Вика играет в куклы.

Вика играет в куклы в детском саду.

Вика весело играет в куклы в детском саду.

Утром Вика весело играет в куклы в детском саду.

Попробуй теперь сам.

Кошка мяукает…

Мама готовит…

Папа ремонтирует…

Маша читает.

Птицы улетают…

Зима пришла…

Снег идет…

5. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить.

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

Дети шли по…

Дети шли по улице и пели песни.

Дети шли по лесу и собирали грибы.

Дети шли по залу и подпрыгивали.

Попробуй теперь сам.

Всем нужны хорошие.

Летом мы решили.

По пути мама мне.

У мальчика был любимый.

Мальчик встретил на улице своего друга.

Мальчик встретил на улице своего друга, который.

Мальчик встретил на улице своего друга, у которого.

Мальчик встретил на улице своего друга, о которой.

Попробуй теперь сам.

Кошка взобралась на дерево…

Мы ведь не знаем, где.

Если посмотреть в окно, то.

Там было так темно, что.

Я хочу, чтобы.

Расскажите мне, где.

6. «Точно и быстро. Кто или что?».

стоит—дом

прыгает летает спит лепит играет смотрит кружится смеётся падает плачет

варит—повар

учит лечит строгает сажает красит метет играет пишет рисует точит чинит штопает говорит поёт

мурлычит - кот

лает мычит жужжит шипит ревёт воет фыркает каркает чирикает кукует поет квакает крякает хрюкает

7. «Слушай! Называй как можно больше слов».

Плывет — пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.

Летит, растёт, поёт, ползёт, визжит, ткёт, лает, скрипит, хватает, умывается, ссорится, работает, улыбается, висит, шипит, сверкает, поливает, шумит, дребезжит, охает.

8. «Игры на формирование у детей дошкольного возраста связной монологической речи».

- «Чьи это вещи?».

Цель: формировать у детей умение согласовывать имена существительные в роде, числе, падеже.

Описание. Взрослый показывает предмет и задает вопросы, а ребенок старается дать правильный ответ. Например: «Чьи это очки?» - бабушкины. «Чье это платье?» - мамино…

- «Кто быстрее доберется до.».

Цель: активизировать словарь детей.

Описание. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое- нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т. д

- «Мостик».

Цель: формировать у детей умение составлять простое предложение.

Описание. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую.

Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево, "вырезать" (из дерева вырезали гуся, "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

- «Внимание! Розыск!»

Цель: формировать у детей связную речь.

Описание. В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит : Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

- «Картинки-загадки».

Цель: формировать у детей умение составлять описательные рассказы.

Описание. Играют все члены семьи. Выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. У ведущего большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к ведущему и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным игрокам, он описывает предмет, нарисованный на ней. Игроки предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

- «Магазин игрушек».

Цель: развивать у детей умение описывать предмет, находить его существенные признаки.

Описание. Взрослый говорит : «У нас открылся новый магазин игрушек. Чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».

- «История старого чайника».

Цель: формировать у детей умение составлять истории на заданную тему, развивать воображение. Описание. Взрослый спрашивает: «Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Ребенок придумывает различные истории. Варианты: «Собака, которая жила в холодильнике», «Ворона, которая любила кататься на велосипеде», «Щука, которая играла на гитаре».

- «Старая сказка с новым концом».

Цель: формировать у детей связной монологической речи в процессе придумывания ново- го окончания старой сказки.

Описание. У сказки может быть хороший или плохой конец. Но конец сказки всегда один и тот же, сколько бы эту сказку не рассказывали. А правильно ли это? Попробуйте придумать новое окончание таким известным сказкам, как «Курочка Ряба», Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

- «Рассказ по картинкам».

Цель: формировать у детей умение составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Описание. Предложите ребенку картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предложите составить историю по ним. Варианты: последнюю картинку из предложенной серии не показывайте, ребенок сам придумает окончание истории.

Предлагаемая литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. —М., «Просвещение», 1974.

3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.

4. О. Джелелей «Помогайка».

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2 Ознакомление детей с геометрическими фигурами позволяет им анализировать мир, тот мир, который его окружает.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 10:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД