Приложение МААМ

Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников с использованием трех типов перцептивных действий

Татьяна Стрелкова
Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников с использованием трех типов перцептивных действий
▼ Скачать + Заказать документы

"

Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников используя три типа перцептивных действий»

Различение формы предмета- это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснить ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела, но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. Например, можно спрашивать ребенка, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет, из каких геометрических фигур состоит предмет и т. д. Очень важно, чтобы, помимо форм, ребенок осознал еще и качества величины — длину, ширину, высоту — и научился их измерять. Все это можно осознать и постичь с помощью разнообразных игр. Первый тип перцептивных действий- действие идентификации. Это действия обследования свойств предмета, полностью совпадающих с эталоном. Формирование у ребенка материальных, практических действий с предметами, развитие их в процессе игры- манипуляции с ними. Благодаря этому у малыша создаются представления о предметах материального мира, формируются операции психической деятельности, на основе которых ребенок учится и приобретает способность адекватно воспринимать мир. Например:

Публикация «Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников с использованием трех типов перцептивных действий» размещена в разделах

1. Игра «Найди пару кубику». Взрослый показывает ребенку кубик, а ребенок

должен найти такой же.

2. Игра «Покажи такой же шарик». Взрослый рассыпает на пол разноцветные

мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же. Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч».

3. Игра «Дай такой же предмет». Взрослый рассыпает на пол геометрические

фигуры. Затем выбирает одну фигуру, и просит ребенка поднять такую же.

Пример: «Я беру синюю пирамиду, и ты возьми такую же».

4. Игра «Карточки-загадки». Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы.

Предлагаемые игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Усложнением является увеличение количества элементов и разнообразие игровой тематики.

Второй тип перцептивных действий- действие приравнивания к эталону. Перцептивные действия осуществляются теперь при помощи рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. Это действие

направлено на выявление свойств предмета, отличающихся от образца.

Например:

1. Игра «Найди предмет, похожий на эту фигуру». Ребенку предлагаются карточки с изображенными предметами и отдельные карточки с изображением геометрических фигур. Ему надо найти предметы, похожие на данную

2. Игра «Найди свой домик». Ребенку предлагаем подобрать окошко к домику, делая акцент на то что каждому домику подходит только окошечко определенного цвета.

3. Игра «Найди отличия». Взрослый представляет ребенку две вроде бы одинаковые картинки и предлагает найти отличия. Сначала отличия очевидны, но чем старше ребенок, тем сложнее даем картинки (с менее заметными отличиями и с большим количеством отличий).

4. Игра «Какой предмет лишний и почему?». Взрослый показывает ряд предметов, собранных по одному признаку. И только один предмет не соответствует этому признаку. Ребенок должен найти этот предмет и обосновать свой выбор. Как усложнение, предлагаем ребенку ряд предметов

различных по двум, трем. признакам.

Третий тип перцептивных действий- действие по типу моделирования. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Происходит соотнесение свойств предмета не с одним эталоном, а с группой эталонов. Например:

1. Игры типа «Сложи квадрат».

2. Игры типа «Танграм». Игра состоит их семи геометрических фигур путем

рассечения квадрата: 2 больших прямоугольных треугольника 1 средний прямоугольный треугольник 2 маленьких прямоугольных треугольника 1

квадрат 1 параллелограмм. Из этих фигур выкладываются самые разные

силуэты. Игра имеет 1600 вариантов решений, которые включают большое

разнообразие животных и человека, объектов и геометрических фигур. Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую

систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект

восприятия, опознать его, измерить. Главная особенность перцептивного образа заключается в его двойственности: с одной стороны, восприятие это

чувственное отражение объективного мира, а с другой форма представления

знаний человека о нем в виде предметного значения образа.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников с использованием трех типов перцептивных действий
Опубликовано: 8 марта 2024 в 22:28
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения на развитие восприятия формы у дошкольников с использованием трех типов перцептивных действий» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Стрелкова (УИ 3083529) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД