Юлия Поплова
Игры и упражнения для образования относительных прилагательных и их употребление в речи
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Из чего предмет?
Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.
Материал: Металлическая ложка, бумажная шляпа, пластмассовый стакан, стеклянный шар, шерстяная варежка, кожаная сумка, деревянная доска.
Воспитатель: ребята, перед вами предметы. Рассмотрите, пожалуйста, каждый из них. (называет предметы и материал, из которого они сделаны) Скажите, какой это предмет по материалу?
Каждое относительное прилагательное повторяется ребенком многократно, до его усвоения.
Упражнение «Какое это бывает»
Публикация «Игры и упражнения для образования относительных прилагательных и их употребление в речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: учить ребенка правильно отвечать на вопрос: какой по материалу? Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Материал: кубик.
Воспитатель: ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Какое это бывает». Я буду кидать вам в руки кубик и задавать вопрос, вы, кидая мне кубик назад, будете отвечать на вопрос.
Какой по материалу кубик, если он сделан из пластмассы? (пластмассовый)
Если игрушка из резины? Если ножницы из металла? Если коробка из бумаги? Если стакан из стекла? Если пирамидка из дерева? Если шляпа из соломы? Если чашка из фарфора? Если носок из шерсти? Если кошелек из кожи?
Упражнение «Из чего бывают лестницы?»
Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные, активизировать их употребление в речи.
Материал: картинки с изображением лестниц для домика, сделанных из разного материала, игрушка фиксик Нолик.
Воспитатель: ребята, к нам в гости пришел наш старый знакомый фиксик Нолик. Он решил построить себе домик, но не знает, какую себе лучше сделать лестницу. Он узнал, что лестницы делают из разного материала и называются они по-разному. Вот лестница, сделанная из камней, называется она каменная. Эта лестница из кирпичей – кирпичная. А как называется лестница из бетона? (бетонная, из глины? (глиняная, из бревен? (бревенчатая).
Упражнение «Выставка одежды»
Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
Материал: Картинки с изображениями предметов одежды, игрушка - фиксик Нолик.
Воспитатель: Ребята, наш друг Нолик приглашает нас с вами посетить очень интересную выставку одежды. На этой выставке представлены вещи из разного материала. Давайте поможем Нолику рассмотреть эти вещи?
Какое платье, если оно из трикотажа? (трикотажное) (Дети образуют относительные прилагательные)
Рубашка из фланели? Свитер из шерсти? Юбка из вельвета? Штаны из болони? Блузка из ситца? Куртка из замши?
Фиксик поблагодарил ребят за помощь в рассматривании одежды.
Упражнение «Кто больше?»
Цель: учить детей подбирать как можно больше существительных к относительному прилагательному для более полного усвоения его лексического значения.
Материал: звездочки.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем, посоревнуемся, кто больше даст ответов на мои вопросы. За каждый ответ получаете звездочку. Мы сейчас и посмотрим, кто больше всех соберет звездочек.
Воспитатель: Что бывает каменное? Железное? Бумажное? Соломенное? Берестяное? Хрустальное? Деревянное? Глиняное? Гипсовое? Пластмассовое? Кожаное? и прочее.
(Необходимо подбирать по 5-6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом).
Упражнение «Волшебная лесенка».
Цель: продолжать упражнять детей в образовании относительных прилагательных с разными суффиксами.
Упражнение проводится в виде соревнования.
Воспитатель: ребята, предлагаю вам игру. Я назову предмет и материал из которого он сделан, а вы подберете относительное прилагательное и сделать шаг по лесенке вперед в случае, если слово было названо верно. Вопросы задаются каждому ребенку по очереди. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до конуса хрусталя
Предлагаются слова: варежки из меха, стена из кирпича, дверь из дерева, пирамидка из пластмассы, ваза их стекла, бокал из хрусталя, кораблик из бумаги, кофта из шерсти, рубашка из фланели, диван из кожи, подушка из пера, платье из ситца, ложка из металла, тарелка из фарфора.
Упражнение «Скажи правильно».
Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от соответствующих существительных с помощью различных суффиксов, расширять активный словарь детей.
Материал: картинки с изображением деревьев.
Воспитатель: ребята, посмотрите на картинку, повторите и запомните названия деревьев. Я буду говорить вам предложения, в которые надо добавить слова о том, какой предмет, если он имеет отношение к этим деревьям.
Пример: Катя очень любит пить ароматный липа чай
Правильный вариант: Катя очень любит пить ароматный липовый чай.
Василий собирал береза веник. Сосна шишки очень большие. По осина веткам прыгала белка. На рябина гроздях сидят снегири. Маша принесла маме букет из клен листьев. Тополь пух летает по городу. Дуб желуди любят есть поросята. Папа убрал елка игрушки в коробку. На липа цвет летят пчелы и осы. Сосна смола течет по стволу. Вадим весной принес береза сок.
Примечание: на данном этапе обучения ребенок уже способен запомнить, мысленно изменить, а затем и воспроизвести предложение из 6-7 слов.