Кононыхина Вероника Николаевна
Игры и упражнения для развития речевой активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры для детей дошкольного возраста являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.
Публикация «Игры и упражнения для развития речевой активности дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
Игры и упражнения, развивающие речевую активность, тренируют дошкольника в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Увлекательная, веселая игра побуждает ребенка к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие, помогают открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух.
Игры, развивающие силу голоса и темп речи, полезны не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
Игры, развивающие речевое дыхание, помогают ребенку достичь плавного выдоха и быстро освоить "трудные" звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
«Если бы…»
Детям предлагается словесное задание: составить сложные
предложения с союзом «если бы». Педагог начинает с конкретных примеров:
«Если бы повар не приготовил обед, то в детском саду все остались бы
голодными».
Далее детям предлагается продолжить следующие предложения:
Если бы зимой стало сильно греть солнце,.
Если бы все поезда остановились,.
Если бы у кошки выросли крылья.
Если бы летом выпал снег,.
«Менялки»
Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выно-
сит свой стул за круг - стульев становится на один меньше, чем играющих.
Педагог говорит: «Меняются местами те, у кого. (светлые волосы, красные
носочки, синие шорты, косички и т. д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
«Сундучок»
На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребенка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.
Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».
«Скажи наоборот»
Взрослый или ребенок называет слово и бросает мяч одному из детей. Тот вспоминает слово, противоположное по значению, и бросает мяч обратно. Например: одеть (раздеть, дать (взять, поднять (опустить) и т. п. Аналогично проводятся игры на подбор синонимов «Слова-приятели», «На что похоже?» .
«Узнай по звуку»
Для игры нужны различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бума-га, ложка, дудка, барабан и т. д.).
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок до-гадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.
Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т. п.
«Снежинки»
Взрослый показывает кусочек ваты и говорит: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?» Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть.
Чем живей игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, а значит, обучение идет успешнее.