Приложение МААМ

Игры для развития чувства ритма

Оксана Горячевская
Игры для развития чувства ритма
▼ Скачать + Заказать документы

Игры для развития чувства ритма.

Звучащие жесты.

Начав урок, спросите детей, на чём играют музыканты. Услышав их ответы, спросите, есть ли у них сейчас с собой какие-нибудь инструменты? Дальше предлагаете поиграть на тех инструментах, которые всегда с собой (звучащие жесты). Учитель воспроизводит два хлопка, сопровождая их соответствующими слогами: «хлоп-хлоп». Дети по жесту учителя повторяют. Затем шлёпают по коленам: «шлёп-шлёп», негромко топают: «топ-топ», щёлкают пальцами: «щёлк-щёлк». Можно также сказать, что ещё есть цокающий язычок, а очень красивый гулкий звук получается, если стучать ладонями по грудной клетке. Вот сколько инструментов всегда с собой!

Публикация «Игры для развития чувства ритма» размещена в разделах

Игра проводится 1-2 минуты.

Знакомство.

Муз. рук предлагает каждому по очереди назвать ритмично своё имя (по слогам) и украсить его каким-нибудь инструментом: хлопать, топать, шлёпать или щёлкать. «Инструмент» (звучащие жесты) каждый выбирает сам. Например: Ма-ша – с хлопками, Ни-ки-та – со щелками и т. д. Постарайтесь непринуждённо дирижировать процессом, чтобы не было пауз, и выдерживался единый темп. Это очень важно. В этой игре именно единая пульсация имеет музыкальный смысл. Игра проводится 4-5 минуты.

Познакомимся с барабаном.

Педагог сообщает детям, что у них в гостях – один из музыкальных инструментов (показывает барабан). Своё «имя» он произносит вот так (ударяет палочками по барабану и приговаривает):

Ба - ра - бан

Затем педагог предлагает детям познакомиться с барабаном на его языке. Для этого каждый ребёнок должен назвать своё имя и одновременно отхлопать его в ладоши.

Например:

Та – ня Ма – шень – ка Ве - ро - ни - ка

Игру можно провести иначе. Дети называют свои имена, воспроизводят ритмический рисунок на барабане.

Кто к нам пришёл?

Педагог: Тук-тук.

Дети: Чей там стук?

Педагог: Тук-тук. Я ваш друг.

Тук-тук.

Дети: Кто же тут?

Педагог: Догадайтесь сами,

Как меня зовут?

После этого диалога педагог исполняет ритмический рисунок на одном из музыкальных инструментов, расположенных на столике за ширмой.

Дети, узнав инструмент по звучанию, произносят его название в нужном ритме (можно в сопровождении хлопков).

Например:

Бу – бен ба – ра – бан тре – у – голь -ник

Затем игра повторяется. Дети должны узнать другой музыкальный инструмент.

Учитесь танцевать.

Дети изготавливают из бумаги матрёшку и крепят на карандаш. Педагог отстукивает матрёшкой несложный ритмический рисунок. Дети повторяют ритм своими матрёшками. Учитель проводит конкурс: «Чья матрёшка лучше всех танцует?» В ходе игры выявляются дети с чувством ритма. Лучшие дети поощряются, с другими детьми проводится индивидуальная работа.

Хлопай-топай.

Эта песенка у детей поднимет настроение. Важно, чтобы разучивание не было скучным, происходило в процессе пения, чтобы дети сразу могли петь вместе с учителем. Предлагаю петь первую фразу вместе с хлопками, а детям повторить её «эхо». Дальше вторую фразу – и снова «эхо». Во втором куплете дети шлёпают ладошками по коленям (друг с другом «ладушки»). В третьем куплете – топают ногами, а в четвёртом – щёлкают пальцами. Учитель следит за вокальным и ритмичным исполнением детей.

Музыка С. Перкио.

1. Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп –

Хлопают хлопушки.

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп –

Слушают их ушки.

2. Шлёп-шлёп-шлёп,

Шлёп-шлёп-шлёп –

Шлёпают шлепушки.

Шлёп-шлёп-шлёп,

Шлёп-шлёп-шлёп –

Слушают их ушки.

3. Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ –

Топай топотушки.

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ –

Слушают их ушки.

4. Щёлк, щёлк, щёлк,

Щёлк, щёлк, щёлк –

Щёлкают щелкушки.

Щёлк, щёлк, щёлк,

Щёлк, щёлк, щёлк –

Слушают их ушки.

Ритмические кубики.

Педагог исполняет на кубиках простой ритмический рисунок и предлагает всем детям сложить из цветных карандашей этот ритм. Длинные карандаши обозначают долгие звуки, а короткие - отрывистые. Игра повторяется, а ведущие меняются.

Эта игра проводится в 1-2 классах. Участвует весь класс. Сначала педагог помогает детям, так как выложить ритмический рисунок из карандашей не так-то просто, затем правила игры усложняются. Например, роль педагога-ведущего может занять любой ребёнок, который не только исполнит на кубиках ритмический рисунок, но и проверит работу у детей.

Имена.

Водящий становится спиной к детям-участникам. Они по очереди «тактируют» свои имена. Водящий по ритму называет имена и угадывает игроков.

Ритм-остиното.

Игроки делятся на группы. В каждой группе выбирается водящий. Он задаёт ритм. Каждая группа хлопает свой ритмический рисунок без остановок.

Паровозик.

Дети становятся традиционным паровозиком, и каждый следующий повторяет движения впереди стоящего. Кроме ритмических рисунков ногами и головой, непременно подключается и работа с голосом – отрывистые или связные звуки в зависимости от того, куда направляется паровозик и в каком он настроении или с кем разговаривает. Незаметно, за 1-2 минуты, сочиняется сказка, затрагивающая не только область ритмических упражнений, но и сферу личностных отношений, настраивая детей на взаимопонимание, обучая их вхождению в образ.

Часы.

Педагог пропевает первую строчку, дети изображают бой часов. Бой часов на башне – дети произносят долгими звуками. Затем длительности становятся более короткими. Последняя строчка произносится чётко, тиканье карманных часов выражается ещё более короткими по продолжительности звуками.

Текст:

Бьют часы на башне:

Бом – бом, бом – бом.

А настенные быстрей:

Тики – таки, тики – таки.

А карманные спешат:

Тики – тики – так,

Тики – тики – так.

Музыка Е. Михальчук

Ритмохлопы.

Игроки в кругу.

Ведущий задаёт ритм, хлопая в ладоши. Игроки продолжают его все вместе;

Хлопают в заданном ритме вместе, затем «разбиваются» по одному хлопку по очереди, сохраняя заданный ритм;

Хлопают по одному в заданном ритме. По сигналу продолжают хлопки в обратном направлении;

Хлопают в заданных длительностях, сменяя один ритм на другой по сигналу ведущего.

Слово на ладошках.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово!

Музыка Е. Попляновой

Варианты игры:

Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают ритмослоги и повторяют интонацию учителя;

Каждый ребёнок произносит своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными ребятами;

Каждый ребёнок называет своё слово и сам прохлопывает его ритм;

Можно проговаривать целые словосочетания, например:

Барабанит ёжик:

Тикают часы:

Кот сидит на лавке:

Карася поджарю:

Музыкальный разговор.

Игра в ритмические импровизации. В неё можно играть вдвоём и группой. Водящий, обращаясь к любому игроку, стучит или хлопает ритмический вопрос вместе со словами. Игрок отвечает ему ритмической импровизацией.

Тема для разговора:

- Патоку с имбирем варил дядя Симеон.

- Тётка Арина кушала – хвалила.

- А дедушка Елизар все пальчики облизал!

Не опоздай.

Педагог импровизирует несложный ритмический рисунок, ребёнок хлопает в ладоши во время паузы (остановки). Таким образом, организуется ритмическая игра, в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребёнок.

Например:

педагог ребёнок

1.

2.

3.

Двухголосный ритм.

Детям раздают карточки с двухголосным ритмом (одна карточка на два ребёнка). Дети несколько минут готовятся. Верхний голос исполняет хлопками один ребёнок, а нижний – второй. Чья пара детей исполнит без ошибок и ритмично?

Сложность этого задания заключается в том, что дети друг друга не слушают и в исполнении происходит расхождение ритмического рисунка обеих партий. Чтобы ошибок не было, один из детей должен вслух считать: раз и, два и, три и, четыре и.

Вариант карточки:

Чьи шаги?

Перед началом игры постучи ладонью по столу, считая вслух до четырёх (раз, два, три, четыре). Каждый удар равен звучанию четверти. Глядя на схему, спой ноту «до» разными длительностями.

Поёшь: До – о - о – о

Отчитываешь удары рукой: Раз – два – три - четыре.

Поёшь: До - о

Отчитываешь удары рукой: Раз - два.

Поёшь: До

Отчитываешь удары рукой: Раз

Поёшь: До - до

Отчитываешь удары рукой: Раз

Поёшь: До - до – до – до

Отчитываешь удары рукой: Раз.

Теперь ведущий читает стихи:

Толстый, толстый бегемот,

Очень медленно идёт.

Вся пропала тренировка –

Шаг шагнёт и остановка.

Косолапенький мишутка,

Бегемота обгоняет.

Так шагать ему – не шутка,

Он шаги свои считает.

По трапинке мчится волк,

В спорте серый знает толк.

Он за мишкой поспешил,

Обогнать его решил.

Скачет белка – озорница,

Ей на месте не сидится.

Волка мигом обошла

И грибы в лесу нашла.

Показались средь травы,

Уши выше головы –

Это зайка проскакал,

Белку шуструю догнал.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

Один из игроков поёт и отстукивает рукой шаги идущих и бегущих зверей: бегемота, белки, а второй игрок отгадывает, кто пришёл или пробежал.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

Первый игрок читает одно из четверостиший, а второй быстро отчитывает рукой шаги зверюшек, упомянутых в тексте.

Ритмический паровозик.

Из бумаги изготавливается паровозик с вагонами. В каждый вагон вставляется карточка с ритмическим рисунком. Детям предлагается сложить из заготовок ритмическую цепочку и проиграть на любом шумовом инструменте.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия.Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма»Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития чувства ритма
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 12:35
+99Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития чувства ритма» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Горячевская (УИ 567954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД