мария корчагина
Игры направленные на развитие математических представлений в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. игра"Раз, два, три - ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Оснащение: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые, с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Ход игры :Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
Публикация «Игры направленные на развитие математических представлений в средней группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
2. игра"Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Оснащение: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
3. игра "Помоги цыплятам"
Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Содержание. Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:
Речку переплыли
Ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке,
А курица - на утке.
4. игра"Кто скорее свернет ленту"
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
5. игра «Волшебные ниточки»
Цель: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.
Оснащение: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.
Содержание:
Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру. превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей. 6. игра «Робот»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания.
Содержание:Число участников - не меньше 6-8 человек. Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано. Если Робот понял команду, он должен сказать: "Задание понял, выполняю". Когда выполнил, должен не забыть сказать: "Задание выполнил". Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: "Уточните задание, я задание не понял".
Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Педагог следит за ходом игры. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5, темы вопросов. Затем дети прячут какой-либо предмет : игрушку, книги и т. д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет.
Входит Робот, встает у двери.
Ребенок
Дорогой Робот, улыбнись и сделай, пожалуйста, 3 шага вперед.
Робот
Задание понял, выполняю (улыбается, делает 3 шага вперед). Задание выполнил.
Ребенок
Уважаемый Робот, пожалуйста, прыгни на одной ножке. Робот
Задание не понял, задание не понял.
Педагог: Уточните Ваше задание. Робот может "перегореть".
Ребенок
Извини, Робот, будь любезен, прыгни на правой ножке 4 раза вперед.
Робот
Задание понял, выполняю.
Далее Роботу могут быть даны разнообразные задания, которые придумают дети.
Например :
- Сделай столько шагов вперед, сколько раз я хлопну.
- Сделай на носочках 4 шага, поверни налево и отгадай загадку.
- Закрой глаза, сделай 2 шага вперед
Все дети по очереди дают задание Роботу.
Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет.
7. игра. «Бегите к цифре»
Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.
Оснащение: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.
Содержание:
Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.
Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает. 8. игра. «Фотосалон»
Цель: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание.
Оснащение: : карточки с изображением цифр; раздаточный материал : набор фишек (пуговиц или мелких игрушек, карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки.
Содержание:
Педагог предлагает детям стать фотографами, т. е. на своей карточке-фотопластинке изображать фишками или мелкими игрушками цифры, которые «придут» в «фотосалон». За быструю и правильную фотографию можно заработать монетки (фишки).
В конце игры подводятся итоги : награждают того, кто набрал больше всех фишек, или выявляют «лучшего фотографа города». 9. игра. «Придите ко мне»
Цель: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу.
Оснащение: карточки с цифрами.
Содержание:
Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими подводит итог, правильно ли выбежали дети, соответствует ли их число поднятой цифре.
Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться.
10. игра. «Найди себе место»
Цель: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.
Оснащение: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.
Содержание:
Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него.
Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по ком-нате, а педагог меняет расположение цифр в обручах.
Усложнить игру можно, если количество детей больше, чем сумма всех цифр в обручах.
11. игра. «Найди портрет числа»
Цель: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.
Оснащение: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.
Содержание:
Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.
Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.
12. игра. «Сколько?»
Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.
Оснащение: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.
Ход игры.
Педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку.
В конце игры подводится итог : можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им.
13. игра. «Кривые зеркала»
Цель: закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.
Оснащение: демонстрационные карточки с цифрами и счетные линейки для каждого ребенка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы).
Ход игры.
Педагог показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, педагог показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9.
Верно ответившие дети, получают фишки, в конце игры подводится итог и награждаются победители.
Для усложнения можно заранее обговорить, какое число нужно показывать детям — меньшее или большее 14. игра. «Живые цифры»
Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду,
последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.
Оснащение: карточки с цифрами или эмблемы цифр.
Ход игры.
Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т. е. превращается в соответствующее ей число. Если детей много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения заданий.
Варианты заданий:
педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке;
показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т. д.) — к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой;
показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше;
показывает число, а выходят дети с цифрами-«соседями»;
предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты — увеличиться на 2, 3, уменьшиться на 1, 2, 3);
15. игра. «Телефон»
Цель: закрепить знание порядка цифр, умение находить соседние цифры.
Ход игры.
Из картона изготавливается корпус телефонного аппарата с дырочками для цифр и трубка. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.
Дети выполняют следующие задания:
выкладывают полный цифровой ряд (от 0 до 9);
выбирают и выкладывают цифры специальных телефонных номеров (02, 03 и т. д.);
выкладывают цифры своего домашнего телефонного номера.
16. игра. «Лифт»
Цель: закреплять прямой и обратный счет до 7, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй)
Ход игры.
Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.
17. игра. «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Оснащение: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.
Ход игры.
Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг.
Детей надо разделить на две группы : у одних в руках квадрат, а у других – круг.
Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.
При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
18. игра. «Отгадай»
Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Оснащение: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.
Ход игры.
Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.
Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.
Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.
Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…
Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…
В игре принимают участие все.
Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.
19. игра. «Поезд»
Цель: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой
Оснащение: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.
Ход игры.
В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток, и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:
- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?
Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.
«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.
Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Серый байковый зверюшка, длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Зайка)
После ее отгадывания игра продолжается.
20. игра. «Живые цифры»
Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду,
последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на несколько единиц.
Оснащение: карточки с цифрами или эмблемы цифр.
Ход игры.
Каждый ребенок надевает на себя эмблему с цифрой, т. е. превращается в соответствующее ей число. Если детей много, можно выбрать судей, которые будут оценивать правильность выполнения заданий.
Варианты заданий:
педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем (или убывающем) порядке;
показывает число одним из способов (на карточках фланелеграфа, с помощью игрушек, и т. д.) — к судьям выходит ребенок с соответствующей цифрой;
показывает число, а выходит ребенок с цифрой на одну единицу больше или меньше;
показывает число, а выходят дети с цифрами-«соседями»;
предлагает каждому числу увеличиться на одну единицу и рассказать, каким числом он станет, какой цифрой обозначится (варианты — увеличиться на 2, 3, уменьшиться на 1, 2, 3);
21. игра. «Лифт»
Цель: закреплять прямой и обратный счет до 7, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй)
Ход игры.
Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.
22. игра. «Отгадай»
Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Оснащение: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.
Ход игры.
Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.
Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.
Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.
Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…
Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…
В игре принимают участие все.
Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.
23. игра. «Найди такую же фигуру»
Цель: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.
Оснащение: набор геометрических фигур
Ход игры.
Перед детьми на столе геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, овал, прямоугольник.
Воспитатель показывает желтый круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.
24. игра. «Телефон»
Цель: закрепить знание порядка цифр, умение находить соседние цифры.
Ход игры.
Из картона изготавливается корпус телефонного аппарата с дырочками для цифр и трубка. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.
Дети выполняют следующие задания:
выкладывают полный цифровой ряд (от 0 до 9);
выбирают и выкладывают цифры специальных телефонных номеров (02, 03 и т. д.);
выкладывают цифры своего домашнего телефонного номера.
25. игра. «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Оснащение: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.
Ход игры.
Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг.
Детей надо разделить на две группы : у одних в руках квадрат, а у других – круг.
Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.
При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
26. игра. «Поезд»
Цель: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой
Оснащение: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.
Ход игры.
В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток, и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:
- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?
Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.
«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.
Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Серый байковый зверюшка, длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Зайка)
После ее отгадывания игра продолжается.
27. игра. «Догадайся, что я вижу»
Цель: учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.
Ход игры.
Воспитатель выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу:
- Отгадайте, что я вижу: оно – круглое.
Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом.
Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – квадратное.
Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – треугольное.
28. игра. «Веселая гусеница»
Цель: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.
Ход игры.
Из картона изготавливается карточка на ней изображение гусеницы. На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.
Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.
29. игра. «Бабочки и цветы»
Цель: учить сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.
Оснащение: вырезанные из картона цветы.
Ход игры.
На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей играет. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки».
— Сколько бабочек? Много. Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками-
«крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» — каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.
Педагог уточняет: на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка.
— Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?
— Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.
Игра повторяется 2—3 раза. Во время игры надо положить еще 1—2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.
30. игра. «Три шага»
Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.
Ход игры.
Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.