Папки-передвижки

Викторина по рассказу Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Светлана Шапортова
Викторина по рассказу Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Викторина на тему

Д. Н. Мамин – Сибиряк

«ПРИЕМЫШ»

(Из рассказов старого охотника)

С небольшим личным вступлением.

Эту статью меня подвиг написать мой сын 4 лет.

Публикация «Викторина по рассказу Д, Н, Мамина-Сибиряка „Приемыш“» размещена в разделах

Разбирая вещи на чердаке, мною были обнаружены несколько разрозненных, местами пожелтевших страниц рассказа без начала, без конца… Но, так как я сама очень люблю книги, а особенно старые, еще детские советские, то я решила восстановить эту книжечку. Несколько вечеров кропотливой работы не прошли зря – поиск оригинальных сканированных страниц, распечатывание, раскрашивание иллюстраций – и вот передо мной лежит рассказ Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш». Все вечера сын вертелся рядом, пытаясь внести свой вклад в реконструкцию книги, наконец его терпение было вознаграждено! С каким восторгом и восхищением он разглядывал наше совместное творчество! Но более всего его интересовало содержание, так как он наотрез отказался слушать рассказ, который можно было бы прочесть с компьютера или прослушать аудио версию.

… Я даже не предполагала, что в маленьком детском сердечке, в его душе, этот рассказ заденет столько струнок. После рассказа мой сын сидел и пытался незаметно вытирать кулачком слезинки, которые так непослушно катились с его глаз… Еще около часа он потом ходил погруженный в свои мысли – осмысливал услышанное. Затем мой ребенок, который впрочем замечательный шалопай и непоседа, с самым серьё зным видом спросил меня : «Мама, а другие детки знают про такую историю? Расскажи её им. Она очень важная.»

Такое удивительное знакомство с этим автором произошло в моей семье. Затем мы прочли много его рассказов. Но каждый раз, видя где – либо лебедей, мой ребенок вспоминает эту историю.

1.

6 ноября (25 октября) 1852 года родился Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия – Мамин) – великий русский прозаик и драматург.

Нет такого человека в России, кто не слышал бы имени Мамина-Сибиряка и не прочитал хотя бы одной его книги.

Однако личная судьба Мамина-Сибиряка складывалась трудно и несчастливо. Благополучными можно назвать только раннее детство да пятнадцать месяцев счастливого брака. Не лёгок был и творческий путь знаменитого писателя.

Дмитрий Наркисович Мамин родился в поселке Висим (Висимо-Шайтанский завод, принадлежавший Демидовым, в 40 километрах от Нижнего Тагила, что на границе Европы и Азии. Отец будущего писателя — потомственный священник. Семья большая (четверо детей, дружная, трудовая («без работы я не видел ни отца, ни матери», читающая. В семье была большая библиотека: выписывали из Петербурга журналы, книги. Мать любила читать детям вслух. Любимой книгой Дмитрия в детстве была «Детские годы Багрова-внука» (Аксаков).

О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека». Но пришла пора учиться всерьез, а денег на гимназию у небогатого священника Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата Николая увезли в Екатеринбургское духовное училище (бурсу, где когда-то учился их отец. Это было тяжелое время для Мити. Он считал годы в бурсе потерянными и даже вредными: «. училище не дало ничего моему уму, не прочитал ни одной книги. и не приобрел никаких знаний». После духовного училища сыну священника был прямой путь в Пермскую духовную семинарию. Там у Дмитрия Мамина началась первая литературная работа. Но ему было «тесно» в семинарии, и курса будущий писатель не окончил. В 1872 году Мамин поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Учиться ему было крайне трудно, отец не мог посылать денег. Студент часто голодал, был плохо одет. Дмитрий зарабатывал себе на хлеб тем, что писал в газеты. А тут еще и тяжелая болезнь — туберкулез. Пришлось бросить учебу и вернуться домой на Урал (1878 год, но уже в город Нижняя Салда, куда переехала его семья. Скоро умирает отец. Все заботы о семье берет на себя Дмитрий. Дмитрию Наркисовичу пришлось очень много работать, давать уроки. Свои первые журналистские работы будущий «классик» подписывал Д. Сибиряк. В те времена всё, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью. Романы он стал подписывать двойной фамилией Мамин-Сибиряк. Сейчас он назвал бы себя Маминым-Уральцем.

20 марта 1892 года у Мамина - Сибиряка родилась дочка, но жена умерла на следующий день после тяжёлых родов. Дмитрий Наркисович чуть не покончил с собой. От пережитого потрясения он плакал по ночам, ходил молиться в Исаакиевский собор, пытался залить горе водкой. Из писем к сестре: «У меня одна мысль о Марусе. Хожу гулять, чтобы громко разговаривать с Марусей». Из письма к матери: «. счастье промелькнуло яркой кометой, оставив тяжелый и горький осадок. Грустно, тяжело, одиноко. На руках осталась наша девочка, Елена — все мое счастье».

Как детский писатель Мамин-Сибиряк родился 21 марта 1892 года. В этот день на свет появилась его дочка Аленушка. Через сутки после тяжелых родов умерла жена, и Дмитрий остался один с малышкой, у которой обнаружилось тяжелое заболевание. За спиной Мамина поползли глухие разговоры, что девочка, мол, не жилец, что Дмитрий Наркисович сам не очень здоров и вскоре сдаст девочку в приют.

Но Мамин не только не отдал никому Аленушку, он проявил себя невероятно заботливым отцом. Он стал для нее всем - и матерью, и бабушкой, и дедом, и нянькой, и учителем. Когда Аленушке не было еще и трех недель, Мамин определил цель своей жизни: "Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив. "

2.

В рассказах Дмитрия Наркисовича уральская красота, полная гордого спокойствия и величия, теснейшим образом переплетена с чуткой душой простого русского человека. Настолько легки и глубоки его эпитеты, что порой кажется, что вот только подними от страницы глаза и увидишь эти глаза – озера, вдохни поглубже – и почувствуешь сосновый дух…

Слияние человека с природой раскрывается в рассказе «Приемыш» повествуется о том, что девяностолетний Тарас более сорока лет живет в глухом лесу и, несмотря на оторванность от остального мира, сохраняет бодрость и работоспособность. «Где-нибудь в городе, - замечает автор, - он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное - этого спокойствия, которое охватывало здесь». «. Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились».

Заботливо выхаживает Тарас осиротевшего птенца лебедя. «Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык. Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает». Как о живом человека говорит нам герой рассказа о птице, настолько глубоки его чувства привязанности и в огромной степени ответственности за лебедя, которого он приручил; волнение за его дальнейшую судьбу.

Часть1. Непосредственно чтение рассказа

Все дети любят загадки, викторины, вот на этом я и решила построить знакомство ребят с рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш».

Не смотря на то, что рассказ довольно объёмный для ребенка 4-5 лет, чтение его настолько увлекает, что ребята слушали его на «одном дыхании».

Большое впечатление на ребят произвело описание дружбы собаки и птицы.

Многие из них рассказали свои истории дружбы животных.

Немного успокоив эмоции от услышанного рассказа, мы перешли непосредственно к самой викторине.

Часть 2. Викторина

В. – Ребята, какой рассказ вы прослушали.

Р. – Приёмыш.

- А в честь кого назван так этот рассказ

- Так звали лебедя.

- Я вижу, вы внимательно слушали эту историю, давайте проведем викторину (поясняю, что викторина это конкурс на внимательность?

-Да.

1. Как называлось озеро, к которому пошёл герой?

Солнечное

Светлое

Ржавое

2. Кого называли Приёмышем?

Лебедя

Гуся

Уточку

3. Что случилось с Приёмышем, когда герой пришёл к Тарасу осенью?

Его поймали охотники

Он умер от болезни

Он улетел

4. Почему Приёмыш захотел улететь от Тараса?

Ему стало холодно в этих краях и нужно было лететь на юг

Он испугался, что Тарас убьёт его

Он встретил других лебедей и затосковал по своим сородичам

5. Как звали собаку Тараса?

Белочка

Соболько

Хомячок

6. Почему Тарас отпустил Приёмыша?

Ему стало жалко его, так как он тоскует по сородичам

Тарас забыл закрыть дом и Приёмыш улетел

Тарас больше не мог держать в доме такую большую птицу

7. Как лебедь попал к Тарасу?

он остался сиротой. Лебедя с лебёдушкой пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Я поймал его.

он пришёл к сторожке Тараса, так как проголодался. Я его и накормил.

Тарас подобрал его раненого

8. Где был Тарас, когда герой пришёл к нему в дом?

Гулял

Плавал за Приёмышем

Рыбачил

9. Что случилось с родителями Приёмыша?

Они потеряли детёныша

Их убили охотники

Они умерли от болезни

10. Как уживались друг с другом Соболько и Приёмыш?

Они были врагами и всегда дрались

Они дружили друг с другом и иногда дрались

Старик держал лебедя в сарае, чтобы собака не съела его

В. - Мне очень понравились ваши ответы.

Часть 3. Обобщающая беседа. Заключительная часть.

Вопросы к беседе.

– Какие эпитеты автор использовал для описания лебедя? (Умная, гордая, царская, учёная, особенная, хорошая, Божья птица.)

– Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

– Кто думает, что вернётся – поднимите руку пожалуйста (считаю, а кто думает, что нет? (поднимаются руки, снова считаю).

– Теперь объясните вашу точку зрения. (поднимаю нескольких детей по очереди, каждый высказывает свое мнение).

В. - Всё зависит от её величества судьбы. Хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш – это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своей любимой или любимого они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам, людям.

Лебедь – одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Ещё красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет. Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении– и в крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, когда шумно расплёскивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.

В древности лебедям приписывали голос необыкновенной красоты. По поверью, они в час смерти поют чудесную песню, полную тоски и отчаянья. Но, к сожаленью, лебеди не поют. Они шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают по-собачьи.

Однако, красота этих птиц не мешала людям нещадно их истреблять. В основном это делали ради их мяса, а также ради шкурок с белым оперением.

В. – А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?

Ребята высказывают свои мнения.

В. - Я рада, что вы понимаете как важно нам, людям, беречь хрупкое равновесие природы. Спасибо за ваше внимание.

Публикации по теме:

Конспект беседы с чтением по рассказу В. Осеевой «Плохо» Образовательные задачи: Формировать качества - отзывчивость, сочувствие. Побуждать рассказывать о восприятии поступка литературного персонажа;.

Конспект НОД по коллективной лепке «Петушок с семьей» по рассказу К. Д. Ушинского Конспект занятия в подготовительной группе «А» Лепка. «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского) (коллективная композиция) Воспитатель:.

Конспект НОД в старшей группе по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята» Конспект НОД в старшей группе по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята». Задачи: - Познакомить с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;.

Конспект занятия по рассказу Л. С. Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике» Цели: познакомить детей с рассказом Л. С. Берга; развивать умение слушать внимательно, четко произносить слова, строить полные ответы; стимулировать.

Конспект занятия по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным» Конспект занятия по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным». Цель занятия: познакомить детей с рассказом, автором произведения;.

Конспект занятия по рисованию иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» Конспект занятия по рисованию иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Смирнова Любовь Леонидовна. Цель: развивать интерес.

Краткосрочный проект «По следам сказок Мамина-Сибиряка»Краткосрочный проект «По следам сказок Мамина-Сибиряка» Цель нашего проекта: Открыть детскую душу состраданию, сопереживанию, добру через художественное слово русского писателя. Задачи: знакомство.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие по сказкам и рассказам Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка» Открытое занятие в подготовительной группе, воспитатель: Яранцева Е. П. МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ художественно – творческой.

Открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» «Я тоже, всему свету нужен…» - открытый урок по литературе в 7 классе. Учитель: Стучкова Лариса Александровна Предмет: литература Класс:.

Урок литературы в 5 классе по рассказу Паустовского «Заячьи лапы» Урок литературы в 5 классе Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения. Цель урока: - развивать у учащихся умение формулировать.

Автор публикации:
Викторина по рассказу Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»
Опубликовано: 25 октября 2018 в 01:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД