МААМ-картинки

Индивидуализация образования детей дошкольного возраста

Светлана Ситкина
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста

Индивидуализация образования детей дошкольного возраста.

1. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста.

2. С 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Изучив данный стандарт, мы отметили, что большое внимание уделено развитию индивидуализации дошкольников. Это отражено в следующих пунктах, которые вы видите на экране.

Публикация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

4. Хочется отметить пункт 3.2.5. ФГОС, в котором определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей (они отображены на слайде).

5. Изучая проблему индивидуализации детей дошкольного возраста, мы поставили перед собой определенные задачи, представленные на слайде.

6. Как результат своей деятельности, нам хочется увидеть умение детей дошкольного возраста применять самостоятельно усвоенные знания по ООП ДО.

7. Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, пользуются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

8. Прежде чем рассматривать, как это все происходит на практике, давайте сравним – что же такое индивидуализация и индивидуальный подход. Ни в коем случае нельзя отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом. Потому что индивидуализация – это процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. А индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

9. Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.

Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.

10. Теперь посмотрим какие существуют уровни индивидуализированного образования и какова роль педагога в деятельности, когда один ребенок самостоятелен, а другой испытывает потребность в совместной деятельности.

11. А теперь вернемся к индивидуализации, как формированию способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников. Практика показывает, что в процессе образовательных ситуаций (НОД) воспитатель учит детей ставить цель, планировать и выполнять контрольно – корректировочные действия. Но в этом случае общие способы действий формируются в ходе реализации конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятельности. Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность. Наблюдения показывают, что в свободное от НОД время деятельность большинства старших дошкольников отличается бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражается в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотичные удары по металлофону и пр.). Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходят» от первоначальной цели, переключаются на другие виды деятельности, не завершая начатого.

12. Во избежание этого помогает руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.

13. Работа не ограничивается 1,5часовым образовательным циклом. 1 – 1,5 часа – это только работа с детьми по тематическому проекту. Для того, чтобы он осуществился, необходимо еще многое сделать.

14. И начинаем мы, естественно, с планирования, с момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми.

15. Воспитатели продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

16. Внимания требует подготовка материалов для центров активности: материалы должны частично обновляться каждый день.

17. Во время работы детей в центрах активности воспитатель может: - работать в одном из центров; - переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку там, где это требуется или наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды; - наблюдать за конкретным ребенком.

18. Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить в ОД в качестве ее составной части, направленной на: развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать.

19. На активизацию двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовать различные игры. Осуществляется эта деятельность не реже 2 раз в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе ее проведения, должно соответствовать требованиям ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС.

20. Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так: план – дело – оценка (содержание деятельности соответствует возрастам). Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры.

21. Ребенок от 5 до 7 лет вместе с воспитателем работает с календарем, участвует в групповых делах – дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями.

22. Ребенок от 4 до 5 лет во время утреннего сбора участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником) как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.

23. Ребенок от 2 до 4 лет передвигается из центра в центр или играет в одном из них, или общается в группе со свободными взрослыми.

24. После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана – «дело», т. е. работа в центре.

25. Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе, качеством плана, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.

26. Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца – дело длительное). В этом случае ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия – всегда найдутся те, кому эта работа интересна.

27. И последнее – оценка. Она осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана, выбранного ребенком: «что хотел сделать и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще может научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились. В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности – есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний. Если есть – все в порядке. Если динамики нет и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка.

28. Например, ребенок выбирает все время катание кукол в коляске. Воспитатель вносит новые задания в этот центр – покормить куклу, сводить к врачу, уложить спать, рассказать сказку и т. п. Это может служить примером коррекционно – развивающей работы.

29. Дневной план деятельности воспитателя выглядит следующим образом : «Планирую - наблюдаю – анализирую».

30. В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимости определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серии картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организационные действия. Как можно дошкольнику помочь чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом для организации знаний и деятельности ребенка может быть план (план обобщенного действия). Одним из таких планов является алгоритм. Важным моментом в организации учебно - воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов.

31. В начале педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так во время НОД может появиться сказочный человечек, например мы используем: «Домофеечку», домовенка Кузю, деда – Всеведа. Они включают детей в процесс, играют с ними, рассказывают детям о своей жизни по плану и без него, учат детей составлять свой личный план и выполнять различные задания.

32. Во время НОД детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана, после составления которых проходит закрепление материала на практике.

33. Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия (разговора по телефону, приема гостей).

34. В конце педагог ставит задачи для размышления: Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?

35. Анализ, проводимый воспитателем: в ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала: (по каким направлениям – можно прочесть на слайде). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обучение основам планирования в д/с является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого к сложному, т. е. сначала научить детей планировать какой – то один вид деятельности (лепку, игру сюжетно – ролевую, а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.

36. В младшем и среднем возрасте можно использовать прием планирования дня под руководством воспитателя.

37. В старшей группе можно привлечь родителей к составлению дня ребенка в детском саду, но предварительно их надо познакомить с правилами планирования. В подготовительной группе дети могут самостоятельно спланировать свой день.

38. А теперь я вам предлагаю немножечко проверить себя и ответить на вопросы по теме семинара.

39. И мы вам предлагаем прочесть эту книгу. В ней идёт речь о таком важном аспекте дошкольного образования, как индивидуализация.

Автор подробно рассматривает факторы, обуславливающие индивидуальное развитие ребёнка, вопросы организации индивидуальной работы с детьми, а также педагогические стратегии, позволяющие обеспечить индивидуализацию дошкольного образования, что имеет принципиальное значение для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Большое внимание уделено вопросу оценки индивидуальности детей и проблеме преемственности дошкольной и начальной ступеней образования в свете индивидуализации дошкольного образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Эффективность влияния экологического образования на развитие креативных способностей детей дошкольного возраста «Эффективность влияния экологического образования на развитие креативных способностей детей дошкольного возраста». Подготовили педагог-психолог.

Консультация для воспитателей «Индивидуализация обучения детей старшего дошкольного возраста» Для индивидуализированного обучения отбираются средства и приемы усвоения знаний, устанавливается мера влияния, которая является эффективной.

Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего.

О влиянии экологического образования на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста «Любовь к природе впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства», - так писал русский писатель и журналист Иван Сергеевич.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений.

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Степ-Данс» Срок реализации программы – 2 года (старшая и подготовительная к школе группы) Оглавление: 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Шашечный дебют» I. Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди.

Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного возраста Публикация в журнале «Перспективы науки и образования» Тема: Теоретические основы дополнительно физкультурного образования детей дошкольного.

Реализация ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - это ориентация.

«Волшебные ручки». Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ Пояснительная записка «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками» Джон Локк Программа «Волшебные ручки» создана.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 12:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД