Получи документы

Индивидуальная образовательная программа воспитателя 1 младшей группы (часть 2)

Олеся Безызвестных
Индивидуальная образовательная программа воспитателя 1 младшей группы (часть 2)

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Группа рассчитана на 21 место, укомплектована по возрасту. Группа функционирует в режиме неполного дня 10,5 часов и 5 дневной рабочей недели.

Дети, посещающие группу имеют следующие группы здоровья :

Публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя 1 младшей группы (часть 2)» размещена в разделах

1 группа здоровья – не выявлены

2 группа здоровья – 21

3 группа здоровья – не выявлены

4 группа здоровья – не выявлены

5 группа здоровья – не выявлены

Сведения о семьях воспитанников :

- полные семьи – 20

- неполные семьи – 1

- многодетные семьи – 3

- трудные семьи – не выявлены

Гендерный состав:

- девочек – 14

- мальчиков – 7

К особенностям осуществления образовательного процесса относятся :

- платные услуги: хореография

На организацию образовательного процесса оказывают влияние такие климатические особенности, как продолжительная зима, укороченные весна и осень. Они отражаются на содержании образовательного процесса, тематике совместной деятельности, организации прогулок.

Приоритетными направлениями деятельности по реализации основной образовательной программы являются

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья

- раскрытие нравственного, творческого, физического потенциала личности ребенка через организацию различных видов художественно – творческой деятельности

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В соответствии с периодизацией психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст охватывает период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребёнка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми. В рамках предметной деятельности и общения у ребёнка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, общение со сверстниками, происходит освоение новых способов деятельности, появляется новое отношение к себе и к миру, складываются основные

личностные новообразования. Охарактеризуем основные линии психического развития ребёнка в раннем возрасте и его отличительные особенности.

СИТУАТИВНОСТЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ

ОСОБЕННОСТЬ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ситуативность психики и поведения ребёнка является наиболее характерной особенностью раннего возраста. Ситуативность проявляется в том, что все действия и переживания малыша определяются воспринимаемой им в данный момент ситуацией и неразрывно связаны с ней. У ребёнка нет равнодушного или отстранё нного отношения к окружающим вещам: он как бы находится в «силовом поле» предметов, притягивающих или отталкивающих его.

Так, лестница манит малыша подниматься по ступенькам, коробочка — открывать и закрывать её, колокольчик — позвенеть, шарик — покатать и пр. Такую фиксированность маленьких детей на окружающих предметах можно охарактеризовать как своеобразный «предметный фетишизм».

Зависимость от наглядной ситуации определяет многие особенности поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребёнком инструкции взрослого. Так, если попросить малыша принести какой-то предмет, находящийся в отдалении, он охотно отправится за ним, но, скорее всего, по пути его привлечёт другой предмет или игрушка, и малыш забудет о просьбе взрослого. Таким образом, непосредственно более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребёнком действие. Психологами проводились специальные эксперименты, в

которых изучалась способность детей раннего возраста отвлечься от ситуации, произносить фразы, содержание которых противоречит тому, что малыш видит перед собой. Обнаружилось, что двухлетний ребёнок может легко повторять вслед за взрослым различные фразы, например, «Курица идёт», «Собака бежит», но сказать «Таняидёт» в случае, когда Таня сидит перед ним на стуле, затрудняется. В ответ на просьбу взрослого повторить за ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все дети, участвовавшие в этих опытах, говорили: «Таня сидит». Только к концу раннего возраста у ребёнка развивается способность абстрагироваться от наглядной ситуации, более длительно удерживать в памяти чисто словесную

инструкцию и правильно выполнять её. Ситуативность проявляется и в особенностях взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Главными поводами для общения выступают практические действия, приуроченные к данному месту и времени. Поэтому общение ребёнка со взрослым на данном этапе развития характеризуется как ситуативно-деловое.

Ситуативность поведения ребёнка раннего возраста проявляется и в особенностях его восприятия и мышления. Восприятие в этот период практически неотрывно от действия: только активно действуя с предметами, малыш во всей доступной ему полноте познаёт их свойства. Маленький ребёнок ещё не может заниматься чисто умственной деятельностью, планировать её, сознательно обдумывать что-то, его мышление имеет наглядно-действенную форму. Своеобразие отношения ребёнка раннего возраста к окружающему миру проявляется и в ярко выраженной аффективности поведения. Эмоции малыша ситуативны, легко возникают, бурно проявляются, могут быстро изменяться на противоположные.

Ребёнок восторженно реагирует на новые игрушки, горько плачет, когда у него отбирают какой-то предмет. Вместе с тем малыша можно легко успокоить, отвлечь от того, к чему он только что настойчиво стремился, предложив другую игрушку или интересное занятие. На протяжении раннего детства ситуативность поведения малышей постепенно преодолевается. К трём годам поведение ребёнка становится более независимым от непосредственно воспринимаемой ситуации. Это происходит во многом благодаря развитию речи, ведущей деятельности и общению со взрослыми.

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина). В процессе этой деятельности ребёнок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами. Предметная деятельность имеет свою логику развития.

Первые действия ребёнка с предметами, появляющиеся в младенчестве, ещё не являются истинно предметными, в основном это разнообразные ориентировочно-исследовательские действия и неспецифические манипуляции. Ребёнок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки: рассматривает, трогает, вертит в руках, сосёт, грызёт, постукивает, размахивает, возит по столу и пр. При этом малыш ещё не осознаёт физических свойств и культурного назначения предметов, не владеет соответствующими способами действия с ними. Чуть позже ребёнок начинает замечать и учитывать в своих действиях специфические особенности предметов, их простейшие физические свойства и соотношения: круглый мячик катает, бумагу мнёт, гремит погремушкой, резиновую игрушку сжимает идр. Такие действия называются специфическими манипуляциями. На этом уровне развития предметных действий объекты выступают для малыша уже не изолированно, а в определё нных соотношениях с другими объектами: он вкладывает один предмет в другой,

продевает игрушку через решётки манежа, ставит один кубик на другой и пр. Специфические действия такого типа называются соотносящими.

Экспериментируя с предметами с помощью неспецифических и специфических манипуляций, ребёнок извлекает множество информации об объектах, учится устанавливать связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность. Исследовательское поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Кроме того, в процессе экспериментирования ребёнок получает и чисто функциональное удовольствие от самого процесса действования, ибо он

ощущает себя при этом субъектом происходящего, источником изменений в окружающем его мире. К концу первого года в репертуаре действий ребёнка с предметами появляются действия нового типа, когда предметы начинают использоваться в соответствии с их назначением, которое демонстрирует взрослый. Подражая взрослому, малыш воспроизводит рисунок того или иного движения: подносит ложку ко рту, расчёску — к голове и др. Но это пока ещё только внешнее и далёкое от совершенства копирование, а не собственное предметное действие малыша, которое предполагает осознание смысла действия и его обобщение. В начале раннего возраста наблюдается особая привязанность детей к тем предметам и действиям, которые показывают им взрослые. Например, увидев, как мама «укладывает спать» куклу, малыш будет тянуться именно к этой игрушке и укладывать её в том

же месте, что и мама. При этом, укачивая куклу, он может не обращать внимания на её положение,например держать вниз головой. Для ребёнка важно то, что он воспроизводит движение покачивания с тем же предметом, что и взрослый. Таким образом, особенность подобных действий состоит в том, что они закреплены за теми единичными предметами, на которых были первоначально выполнены вместе со взрослым, т. е. действие ребёнка ещё не отделено от вещи, не имеет обобщённого характера.

Постепенно малыш начинает переносить действия на другие предметы — ему уже не требуется непременно тот же предмет, которым действовал взрослый. Но такой перенос поначалу имеет своеобразный характер. Например, ребёнок в 1 год 2 месяца может «кормить» кубик, надевать носок на ножку стула или причёсывать расчёской мячик. Подобное поведение свидетельствует о том, что общая схема действия уже отделяется от конкретных предметов, но его смысл, т. е. культурное назначение действия, ещё не выделены для ребёнка. Данный этап, который продолжается примерно от 12 до 14—15 месяцев, можно назвать этапом функционального

действия. В этот период ребёнок часто подражает тем действиям, которые наблюдает в повседневной жизни взрослых. Например, дети воспроизводят «разговор по телефону», «чтение книжки», непонимая смысла этих действий.

И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к предметным действиям нового качества — собственно предметным, специфически человеческим действиям на основе выработанных в культуре способам употребления предметов. К таким действиямпрежде всего относятся орудийные действия. Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета на другой с целью получения определённого культурно заданного

результата. Орудийными действиями дети пользуются и в быту, и в ходе игры: совочком копают песок, насыпают его в ведёрко, забивают молоточком колышки в землю, пытаются завести ключиком заводную игрушку, рисуют карандашом, мелком. Овладение орудийными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте. Освоение орудийного действия даётся ребёнку нелегко, поскольку предполагает совершенно определённый, жёстко фиксированный способ использования предметов. Непременным условием освоения орудийного действия является умение учитывать особенности как предметов-орудий, так и предметов, на которые

эти орудия направлены. Это требует от малышей значительных усилий. Вначале ребёнок пытается действовать предметом-орудием как продолжением руки. Такие действия называются «ручными». Лишь постепенно ручные действия преобразовываются в орудийные. Это хорошо можно видеть на примере того, как малыш овладевает совочком как орудием для насыпания песка. Сначала ребёнок тычет совочком в песок и вытаскивает его, не захватывая песка. Убедившись в бесполезности своих попыток, он начинает захватывать песок руками, что сразу же даёт положительный результат. Затем малыш опять берёт совочек и пытается вновь набрать в него песок. Так, делая множество проб и ошибок, подстраивая движение руки

под свойства орудия, ребёнок наконец научается правильно действовать совком. Переход от ручного действия к орудийному происходит не только путём приспособления руки к физическому свойству предмета орудия, но главным образом под влиянием образца использования этого предмета, принятого в данном обществе, образца, который предлагает взрослый.

Выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин обратил внимание на тот очевидный факт, что «на предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования». Об этом ребёнок может узнать только от взрослых. Именно взрослый раскрывает цель совершаемого действия, его смысловую сторону, от него малыш узнаёт о назначении предмета, его функции (совочком копают, ложкой едят, расчёской причёсываются). В совместной с ребёнком деятельности взрослый показывает, объясняет, как правильно выполнять то или иное действие, помогает малышу овладеть технической стороной предметного действия. Освоение предметного действия предполагает наличие у ребёнка стремления следовать предлагаемому взрослым образцу действия. Развитие предметного действия происходит путём постепенного превращения совместного действия в действие, разделённое со взрослым, азатем и в самостоятельное.

Таким образом, главное условие формирования орудийных действий — это совместная деятельность ребёнка со взрослым, в процессе которой взрослый постепенно передаёт малышу общественно выработанные способы употребления предметов. В совместной деятельности малыша со взрослым и в результате разнообразных самостоятельных проб у ребёнка складывается образ действия с предметом-орудием, который включает в себя понимание функции предмета, цели действия, а также учёт соотношения элементов ситуации, орудий и достижения цели. Создание образа действия является итогом формирования предметно-орудийного действия. Этим оно отличается от простого копирования, которое осуществляется путём воспроизведения внешнего рисунка действия без осознания его смысла. Процесс формирования образа собственного действия для ребёнка неотделим от взаимоотношений со взрослым. Даже на последних этапах его формирования, когда малыш уже осуществляет действие правильно и самостоятельно, он постоянно ориентируется на отношение и оценку взрослого. Это внешне выражается в постоянных обращениях ребёнка к взрослому : вопросительных взглядах, поисках помощи, словах «Как?. Так?. Так!». Соответствие действий ребёнка задаваемому образцу выступает критерием правильности использования предмета-орудия. Когда действие освоено, ребёнок перестаёт обращаться к взрослому за подтверждением правильности его выполнения. Таков путь развития предметных действий в раннем возрасте. Наряду с ними в репертуаре действий ребёнка с предметами сохраняются и неспецифические и специфические манипуляции, и ориентировочно-исследовательские действия. Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обусловливает развитие психических процессов, развитие личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности. Предметная деятельность способствует совершенствованию

чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно-исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокая ориентировка ребёнка в предметном мире, развитие его интеллектуального потенциала. Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослыми. Соответственно характеру действий ребё нка перестраивается и его общение с окружающими людьми: оно приобретает «деловой» характер и развёртывается главным образом по поводу практического взаимодействия со взрослыми. Общение опосредствуется предметными действиями. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослым.

В рамках предметной деятельности формируется её новый вид - процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений. Эти отношения начинают осознаваться ребёнком в ходе реального предметно-практического взаимодействия со взрослыми.

В процессе усвоения действия начинают постепенно отделяться от предметов, на которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними, но не тождественные им. Так формируются обобщённые действия. На их основе становится возможным сравнение с действиями взрослых, а благодаря этому и проникновение ребёнка в задачи и смысл человеческих действий. Постепенно, сначала с помощью взрослого, а затем и всё более самостоятельно ребёнок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими его взрослыми в новых условиях —в действиях с сюжетными игрушками. Так в недрах предметной деятельности начинает складываться процессуальная игра.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка. При этом она опосредует отношение ребёнка раннего возраста к окружающему его предметному и социальному миру, а также к самому себе. Предметная деятельность способствует развитию познавательных интересов детей, их любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребёнка о себе, о

своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 10: учебно-тематический план на январь Январь 15 занятие Познавательное занятие «Строение растений» Цель. Обобщить и расширить представления дошкольников о строении растений.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 12-учебно-тематический план на март Март 22 занятие Волшебный декупаж (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки) Цель: развитие творческого воображения,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы 1.1.2. Принципы построения программы Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение) Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная образовательная программа воспитателя 1 младшей группы (часть 2)
Опубликовано: 13 января 2021 в 07:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД