Нарина Кесян
Индивидуальная программа «Развитие математических способностей старших дошкольников, через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что математическое развитие детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения, а заданное в программе содержание позволяет развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность.
Публикация «Индивидуальная программа „Развитие математических способностей старших дошкольников, через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Программа предусматривает углубленное формирование математических понятий и представлений у детей через игру. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Основная цель программы :
- развитие элементарных математических представлений детей через игровую деятельность.
Основные задачи программы :
-формирование способности сравнивать и классифицировать предметы по свойствам (форма, размер, материал, объем, вес);
- развитие умения преобразовывать геометрические фигуры, воссоздавая их из частей;
- формирование умения осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания;
- развитие способности считать, сравнивать количество предметов по образцу, числу с использованием цифр;
- действовать по плану ориентировки на местности;
- развивать умения определять время по часам;
- продолжать знакомство с количественным составом чисел из единиц;
- измерение длины различными мерками;
Программа «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игру» рассчитана на детей, чей возраст: 5-6лет.
Образовательная деятельность данной программы проводятся как с группами детей (2-3 чел., так и индивидуально. Каждая образовательная деятельность состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. А также на занятиях применяются:
• подвижные игры,
• элементы психомышечной тренировки,
• продуктивные виды деятельности,
• соревнования.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:
1. «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом, играя в подвижные игры.
2. «Конструирование, ручной труд» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
3. «Экологическое воспитание» - изучают последовательность времен года.
4. «Изобразительная деятельность» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
5. «Игра», где знания и умения, полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.
Методика использования развивающих игр по развитию математических способностей :
Математические мероприятия проводятся ежемесячно, в них используются: задачки-шутки, занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, головоломки могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей, в подвижных играх, викторинах, вечерах досуга, математических КВНах.
Образовательная деятельность проводится всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.
Роль воспитателя при ознакомлении с игрой заключается в объяснении правил игры, ознакомлении с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Важным условием эффективности применения игр является стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь конечного результата.
К концу года дети должны:
• Называть дни недели по порядку.
• Считать в пределах 10 прямым и обратном счетом.
• Самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства в решении этих задач,проверять правильность решения задачи.
• Должны хорошо ориентироваться на листе бумаги и ограниченной плоскости, составлять силуэты из геометрических фигур.
• Использовать условные символы в решении поставленных задач.
• Уметь увеличивать и уменьшать числа на одну единицу.
• Сравнивать предметы различными путями.
• Уметь задавать вопросы, используя слова: сверху, снизу, между, над, под и т. д.
Содержание развивающих игр по развитию математических способностей для детей 5-6 лет
Название игры Цель
«Цвет и форма» Упражнение в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.
«Одно свойство» Закрепление знания свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.
«Кто в теремочке живет» Обучение отвечать на вопрос «Сколько?». Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.
Д/и «Баранки»
Лабиринты
«Веселые палочки» Упражнение детей в определении расположения предметов (справа, слева или в середине)
Обучение ориентироваться по схеме, выкладывая символические
изображения предметов из счетных палочек.
«Подбери фигуру»
«Дорисуй фигуру» Закрепление знания свойств геометрических фигур, развитие умения быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.
Д/и «Найди пару» Упражнение детей соотносить число с цифрой; счет до десяти
Д/И «Разложи по порядку цифры» Упражнение детей соотносить число с цифрой; счет до десяти
Д/И «Геометрические цветы» Закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.
«Домино» Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.
«Волшебная дощечка»
«Разложи фигуры»
Упражнение детей в воссоздании силуэтов по схеме, придумывая свои варианты.
Развитие логического мышления, закрепление счета и знания геометрических фигур.
«Логические блоки Дьенеша»
Развитие мыслительных умений : сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать.
«Живая неделя»
продолжение обучения называть дни недели по порядку.
Содержание развивающих мероприятий по развитию математических способностей для детей 5-6 лет
Дата Тема мероприятия Цели мероприятия
Сентябрь МОД ««Путешествие по страницам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
- развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать;
- закрепление знаний детей о геометрических фигурах;
- продолжениеобучения записывать решение задач с помощью математических знаков
и цифр;
- воспитание у детей самостоятельности, взаимопомощи.
Октябрь МОД «Мир загадок»
- закрепление представлений детей о геометрических фигурах;
- закрепление знаний основных цветов синий, желтый, красный, зеленый;
- повторение прямого и обратного счета, количественного и порядкового.
Ноябрь Экспериментальная деятельность : «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)»
-обучение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки;
-упражнение в присчитывание и отсчитывание предметов;
- побуждение интереса к занятиям математикой;
-развитие творческого воображения.
Декабрь Математический досуг по мотивам произведений С. Я. Маршака «Теремок с цифрами» -повторение порядкового счета, закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур;
-развитие внимания, смекалки, умения работать в коллективе.
Февраль Сюжетно-ролевая игра «Магазин» --упражнение в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10;
-развитие интереса и уважение к профессии продавца;
-ознакомление с правилами поведения в магазине.
Март МОД «Поход к лисе» -формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
-формирование умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов;
-закрепление навыков счета в пределах десяти, обучение обратному счету от 10 до 1;
-воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры поведения.
Апрель «Путешествие в волшебную страну Геометрию» -закрепление знания геометрических фигур.
Май Игра «КВН»
- закрепление счета в пределах 10, знание цифр, умение ориентироваться по схеме;
-развитие логического мышления, умения определять длину при помощи условной мерки;
- формирование умения распределять предметы по длине, знание геометрических фигур, форм.
-развитие творческого мышления.
Конспект занятия «Поход к лисе».
Целевой ориентир: умеет правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве, способен составить из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие»
Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.
Материал : Билеты на автобус, таблица с планом, и раздаточные варианты таблицы с планом, набор «забавные цифры» Воскобовича (от 1 до 10, набор геометрических фигур, детали мозаики, карандаш на каждого ребенка. Длинная веревка, игрушки зайца и лисы.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», изготовление цветика-семицветика,
Задачи
Формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
формирование умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов;
Закрепление навыков счета в пределах десяти, обучение обратному счету от 10 до 1;
Воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры поведения.
Ход МОД
1. Вступление. Игра “Автобус”.
-Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел заяц и рассказал такую новость: лиса решила сесть на овощную диету и больше не есть зайцев. Теперь все обиды между зайцем и лисой забыты. Они помирились, и лиса даже позвала зайца к себе отпраздновать это событие. Но зайчик боится идти один так далеко. Он пришел к нам и просит помочь ему дойти до домика лисы. Поможем?
-Ответ детей. Да
2. Работа с планом
-Воспитатель: У нас с вами есть карта леса, в котором живут зайчик с лисой. Вот один большой у меня (показывает на доску) и по одному у вас на столах. На них мы будем отмечать наш путь. Большую карту мы отдадим зайчику с собой, когда доберемся, чтобы он всегда мог ходить к лисе в гости по нему, а на маленьких вы будете следить чтобы мы ни в чем не ошиблись и подсказывать. Хорошо?
Ход маршрута: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.
-Воспитатель: 1. Прежде, всего, ребята, нам надо доехать до леса. А поедем мы на автобусе. А автобусы-то нынче платные – без билетов нельзя. Все желающие становитесь в кассу.
Много желающих! (Выстраивается очередь в “кассу”).
-Воспитатель: 2. Давайте, ребята посмотрим на нашу очередь и скажем :
– Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д. ?
Детям раздаются цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.
А теперь назовите числа, по порядку начиная с “хвоста” очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках и есть билеты и теперь можно ехать.
-Воспитатель: 3. Едем в лес. Каждый сядет на место соответственно билету.
– Хватит ли стульев на всех?
– Как проверить?
Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляем стул. Дети рассаживаются на стульях.
- Поехали!
Ответы детей: да.
3. Работа с планом.
-Воспитатель: Вот мы и приехали. Самое время посмотреть в наши карты.
Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.
Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.
– Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу болото.
4. Игра с деталями мозаики (разбираем по цветам)
Ребята, мы пришли на болото. Можем идти по кочкам. Кочки отмечены цветами на карте. Но мы не знаем по каким можно идти а по каким – нет. Надо нам разобрать вот эти детали мозаики по цветам, каких окажется больше, по таким значит и можно идти. (проводится пальчиковая игра)
Пальчиковая игра.
Был у зайки огород, ровненьких две грядки.
И конечно в огород, зайка с радостью идет.
Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.
Семена посеет ловко и идет сажать морковку.
Ямка – семя, ямка – семя, и глядишь на грядке вновь
Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
Ответы детей: объясняет ребенок дальше по плану “Иду прямо, поворачиваю на право”. Вижу фигурки.
-Воспитатель: Что с ними делать? Давайте составим всех зверей каких зайчик может встретить в лесу.
5. Составление на столе фигур животных из фигур геометрических. Работа по подгруппам с наборами геометрических фигур.
-Воспитатель: У каждой подгруппы на столе наборы геометрических фигур.
Назовите известные вам геометрические фигуры. Каждая подгруппа расскажет о любой фигуре. Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?
В чем сходство и отличие круга и овала (квадрата и прямоугольника?
Сколько сторон у овала? Сколько углов у круга?
Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько фигур меньшего размера понадобилось?
Сколько фигур потребовалось вам для составления волка (медведя, ежа, сороки и т. д? Сколько треугольников (квадратов, кругов и т. д.)
Проводится физминутка.
6. Физкультминутка
Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.
Выполняем движения в соответствии со словами:
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,
1,2, 3, 4 разверните круг пошире.
Продолжаем движение по плану.
Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди леса появился светофор. Что это? Такое может случиться?
7. Игра “Небылица” (Развиваем внимание, логическое мышление)
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь, любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей, га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет.
Это было последнее испытание.
8. Рефлексия: дошли до дома Лисы.
Появляется лиса.
– Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома?
– Что тебе дети помогли? Что было самым трудным?
Что самым интересным?
Спасибо, вам ребята за помощь! Если у меня что-то не заладится, я знаю теперь, у кого можно попросить помощи.
-Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться обратно.
И давайте мы с вами отметим каждый на своем плане как добраться от домика зайки до домика лисы. А большой план мы отправим зайчику.
Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом. Подобные занятия заинтересовывают детей в тех логико-математических играх, которые были на нем использованы. Эта заинтересованность остается и после занятия, что очень ценно для развития логико-математических представлений ребенка, их систематизации и закрепления.
«Игра «КВН».
Целевой ориентир: способен найти недостающие цифры и фигуры, хорошо знает о последовательности днях недели, времен года, месяцев, умеет аргументировать свои высказывания.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «физическое развитие», «речевое развитие»
Технологии, методы, приемы: личностно-ориентированные технологии: деятельностная, рефлексивная; технология сохранения и стимулирования здоровья.
Материал : Листочки с заданиями, счетные палочки, простой карандаш, карточки с цифрами (от 1 до 10, карточки с кружочками (от 1 до 10, красные треугольники.
Предварительная работа:
Задачи
Обучающие:
Создание условий для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1-10;
Формирование умений находить недостающие цифры, фигуры;
Закрепление знаний о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
Развивающие :
Развитие логического мышления, сообразительности, внимания;
Создание условий для развития соревновательных качеств;
Формирование мыслительных операций, умения аргументировать свои высказывания;
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Ход КВН
Под веселую музыку дети входят в зал.
Ведущий. Сегодня мы проводим самый настоящий, очень серьезный и очень ответственный КВН — КВН дошкольников-математиков. Две команды разумных и внимательных будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведем итоги, а в конце состоится церемония награждения участников. Я хочу представить вам членов жюри. (представляет членов жюри.) А теперь — представления команд. Команда «Умники» (представляет капитана команды, «Знайки» (представляет капитана команды).
Ведущий: Команды поприветствуйте друг друга.
Команда «Умники».
«Мы умные детишки, детишки - шалунишки,
Любим в КВН играть и, конечно побеждать»
Наш девиз: «Один ум - хорошо, а много - лучше»
Команда «Знайки».
«Мы ребята знайки, знайки не зазнайки,
В игры разные играем, в квн побеждаем».
Наш девиз: «знание - это сила»
Ведущий: Начинаем наши соревнования.
1. Разминка «Зарядка для ума» (кто быстрее ответит на вопрос, тот получает флажок.) Будьте внимательны.
1. Какой сегодня день недели?
2. Какое сейчас время года?
3. Какой день недели наступит после вторника?
4. Какой день недели между четвергом и пятницей?
5. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
6. Я задумала число, отняла от него 1 получилось 4. Какое число я задумала? (задание для 1 команды)
7. Я задумала число, отняла от него 1 получилось 5. Какое число я задумала? (задание для 2 команды)
8. сколько ушей у двух мышей?
9. Во дворе стоят 5 скамеек желтого и красного цвета. Желтых – 3, сколько красных скамеек?
10. В кастрюле было 4 литра воды, когда долили несколько литров – стало 6. Сколько литров воды долили в кастрюлю?
11. сколько орехов в пустом стакане?
12. один ослик нес 10 кг сахара, а другой - 10 кг ваты. У кого груз тяжелее?
Ведущий: Капитаны команд отдайте флажки жюри. Пока жюри подводит итог за разминку, вспомним дни недели:
1 команда: В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду
А в четверг и в пятницу дорожки к дому катятся
А в субботу, в воскресенье
На обед дают печенье
1 команда: В понедельник спать охота
И во вторник подремать
В среду сонный я чего-то
И в четверг хочу поспать
В пятницу весь день зеваю
И в субботу долго сплю
В воскресенье отсыпаюсь
Как же я поспать люблю.
(Жюри оглашает очки за разминку)
Ведущий: Следующее задание надо выполнить на листочках простым карандашом, для этого нам надо разбудить наши пальчики:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(руки в замке)
Ну а мы подружим маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы считать
1, 2, 3, 4, 5 вот и кончили считать.
Кто закончит задание – поднимает руку. Чья команда быстрее и без ошибок справиться с заданием, та и победила.
После выполнения задания, листочки передаются жюри для проверки.
Ведущий: А сейчас игра на быстроту и внимательность «Найди пару». Возьмите на столах карточки с цифрами и кружочками. (Каждый игрок берет по одной карточке)
Дети под музыку с карточками в руках бегают по залу. Как только музыка заканчивается нужно найти пару – карточка с цифрой + карточка с кружочками.
Чья команда быстрее и без ошибок справиться с заданием, та и победила.
Ведущий: Следующее задание на листочках «Поставь недостающее число» после того как все выполнят задания работы передаются жюри. Пока жюри подводят итоги, для ребят небольшая разминка.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Ведущий: Садимся за столы. Слушаем задание
1 команде из счетных палочек выложить многоугольник
2 команде выложить ломаную замкнутую.
За каждое правильно и быстро выполненное задание жюри присуждает 1 балл.
6. Ведущий: Следующее задание игра: «Не промочи ноги».
(Перед каждой командой выкладываются «кочки» (классики-пазлы). Члены команд должны поочередно пройти через «болото», наступая на «кочки», соответствующие прямому и обратному счету от 1 до 10.)
(Жюри отмечает, как команды справляются с заданием).
Ведущий: А теперь конкурс капитанов. Капитаны выполняют задание на листочке – из скольких геометрических фигур состоит картинка «Жираф».
Жюри анализирует правильность выполнения задания, и подводить окончательный итог.
Церемония награждения ВСЕХ игроков (конфетами, мелкими сувенирами)
Обе команды декламируют стихотворение "Математика"
Математика - страна очень интересная,
Открывает нам она много неизвестного.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо уметь считать!
Складывать и вычитать,
Сравнивать и различать
Треугольники, круги, линии, квадратики.
Мы сегодня молодцы,
Все мы математики!
Ведущий: Вот и закончился наш замечательный праздник. До новых встреч.
Звучит марш. Дети уходят в группу.
Команда «Умники».
«Мы умные детишки, детишки - шалунишки,
Любим в КВН играть и, конечно побеждать»
Наш девиз: «Один ум - хорошо, а много - лучше»
Команда «Знайки».
«Мы ребята знайки, знайки не зазнайки,
В игры разные играем, в квн побеждаем».
Наш девиз: «знание - это сила»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(руки в замке)
Ну а мы подружим маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы считать
1, 2, 3, 4, 5 вот и кончили считать.