Получи документы

Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка

ИРИНА ЖДАНОВА
Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка

«Трудный период»

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

МКОУ «Верх-Чебулинский

Публикация «Индивидуальная программа развития „трудного“ ребёнка» размещена в разделах

районный детский дом

разработала воспитатель

первой квалификационной

категории:

Жданова Ирина Владимировна

2015 год

Паспорт программы

Наименование программы Программа индивидуального развития «Трудный ребенок»

Основание для разработки программы 1. Конвенция ООН «О правах ребёнка».

2. Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

3. Федеральный закон №120 ФЗ «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (от 24.07.1999г.)

4. Устав школы

Участники программы • Воспитанники ___

• воспитатель;

Цель программы Обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи программы Ознакомление с понятием и структурой конфликта

Формирование умения анализировать конфликтные ситуации

Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Срок реализации 2015-2017 учебный год

Перечень приоритетных мероприятий

• лекции и лектории;

• семинар;

• беседа;

• практикум;

• творческая мастерская;

• рефлективный тренинг;

• коммуникативный тренинг

Ожидаемый конечный результат реализации программы

1. Умеет справляться с негативными психофизиологическими состояниями;

2. Устойчив к стрессорам;

3. Успешно и полно реализует себя в общении и деятельности;

4. Социально адаптивная и творчески активная личность.

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие сегодня в обществе, ведут к серьезным качественным и структурным его изменениям. Они сопровождаются разрушением старых социальных структур и созданием новых. Новые отношения означают состязательность, конкуренцию, признания различия в потребностях, интересах. Для рыночных отношений, демократических условий конфликт стал естественным состоянием. Проблема состоит не в игнорировании, сглаживании конфликтов, тем более подавлении конфликтов насильственным путем, но в признании их существования, поиске эффективных методов разрешения конфликтов и признания различия интересов конфликтующих субъектов, в достижении взаимоприемлемых решений проблем.

Мы, взрослые, все любим повторять, что, воспитывая детей, мы учим их жизни. Но дело в том, что пока мы их учим разным наукам, даем им необходимый уровень знаний, они уже живут нашей сложной жизнью. И порой зная как применить ту или иную формулу на предметной практике, ребенок легко может растеряться при встрече с реальной жизненной трудностью. И не всегда рядом оказывается мудрый взрослый, способный подсказать правильный выход. А когда ребенок выходит из школы, оказывается слишком поздно его учить жизненным премудростям. Да и методы и приемы воспитания, которые применялись раньше, сегодня не всегда действенны. Ведь не секрет, что и многие взрослые не владеют методами конструктивного общения.

Человечество, общаясь, не может избежать конфликтов. Будущее требует от нас принять тот факт, что если мы не откажемся в своей жизни от многих традиций и кажущейся естественности в своей привычности способов разрешения конфликтов всех уровней, то тяжелые уроки истории будут повторяться для нас снова и снова.

Мы знаем, что века и века большинство конфликтов разрешались по принципу «или – или». Или ты победитель, или – побежденный. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и кончая межгосударственными взаимоотношениями. Этот принцип, хотим мы это признать или нет, стал нашей «плотью и кровью». Даже когда мы от всей души желаем, чтоб в конфликте не было пострадавших, наше мышление зачастую неуклонно, как по рельсам, соскальзывает на туже дорожку и заколдованный круг замыкается. Сегодня проблема насилия, конфликтных отношений, стрессового состояния у населения особо актуальна. Она подпитывается сложными социально-экономическими факторами, и будто «зомбирует» людей средствами массовой информации. Складывается такое впечатление, будто ни одну проблему невозможно решить не силовым путем.

Конфликты сопровождают нашу жизнь от рождения до самого последнего дня. И их невозможно избежать. Но ими можно управлять и этому управлению можно научиться.

Существует алгоритм поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий, как для себя, так и для противоположной стороны.

Актуальность проблемы

Для полноценной жизни подростка нужна не только личная сила, нужно нормальное общение, друзья и многое другое. Почему грубость, неуважение, неспособность найти общий язык со взрослыми, а зачастую и со сверстниками, так распространены в подростковой среде. Подросток в процессе своего развития все глубже осознает многогранность этого мира и начинает, испытывает страх перед сложностью и непостижимостью. Ему же, как и любому другому человеку, необходимо чувство стабильности и нередко сам начинает придумывать законы, по которым старается жить. Нередко основным законом становится культ силы – подобный «Закону Джунглей». Он привлекает подростков своей простотой: если сильней – значит прав, если ты с нами – значит друг, против нас – враг. Причем часто подростки просто не знают, что можно по-другому.

В нашем случае подростки конфликтовали с педагогами, со сверстниками: Это наиболее явно проявилось в старших классах, т. к. произошел переход из младшего звена в среднее. В связи с этим расширился и изменился круг общения. В такие переходные этапы ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

Проанализировав поведение детей в течение года, я ставлю перед собой цель помочь им наладить общение методом бесконфликтного общения.

Цель программы :

Обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

Задачами программы является :

1. Ознакомление с понятием и структурой конфликта

2. Формирование умения анализировать конфликтные ситуации

3. Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Система работы с «трудным» ребёнком

На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:

• что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;

• какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

• с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;

• были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения «трудного» воспитанника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе воспитателя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося воспитатель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств воспитанника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности ребенка с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного воспитаника предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всей группы всего, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ребенка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

Содержание программы

Предусматривает учебные занятия по изучению психических процессов человека, основ культуры и этикета, роли подростка в обществе, а также по обеспечению нравственной позиции "Я среди людей".

Методы и приемы обучения:

метод наблюдения;

проективный метод;

метод экспрессии;

метод творческого самовыражения;

групповые дискуссии;

анкетирование;

тестирование;

упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;

свободное и тематическое рисование;

метод незаконченных предложений.

Формы организации учебного процесса

• беседа;

• практикум;

• творческая мастерская;

• рефлективный тренинг;

• коммуникативный тренинг.

Материал для проведения занятий

Для занятий необходимы папка для черчения или рисования, куда помимо обычных листов, вложена тетрадь для аудиторной работы, листы ватмана, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, воздушный мяч или шар, "волшебный ящик".

В конце каждого занятия с детьми заполняется "стена гласности", заранее подготовленная педагогом, где каждый может выразить свои чувства, отношение, замечания и пожелания ко всему, что происходило в ходе занятия.

Программа предусматривает проведение мероприятий самими детьми, либо непосредственное участие в нем, что способствует закреплению полученных знаний, умений и навыков.

Проверка знаний, умений и навыков в конце каждой темы с помощью контрольных срезов, тестовых заданий. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета- проекта о работе в данном объединении.

Проведение итогового занятия в форме творческих отчетов микрогрупп обучаемых о жизни и работе объединения ведет к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, что в данном возрасте особенно необходимо, а также позволяет педагогу проанализировать выполнение учебной программы.

Программа предлагает идею своего выбора в развитии творческой мысли детей, что дает им возможность преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, целенаправленно достигать гармоничности развития и создания условий для расцвета природных дарований

Обучающиеся должны знать:

способы самопознания;

понятие "общение" и его слагаемые;

техники борьбы со стрессом и другими психофизическими состояниями.

Обучающиеся должны уметь:

преодолевать неуверенность, страх, повышенные волнения в различных ситуациях;

успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности;

конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;

предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них.

Тематический план занятий

п/п

Наименование тем

Всего часов

1. Комплектование группы. 2

2. Введение в образовательную программу. 2

3. Наше восприятие мира и его особенности. 2

4. Развитие восприятия. Тренинг развития восприятия и наблюдательности. 2

5. Внимание. Понятие внимания и его основные свойства. 2

6. Тренинг по развитию внимания. 2

7. Функции и значение внимания. Приемы развития внимания. 2

8. Память. Структура и природа памяти. 2

9. Игровой тренинг по развитию памяти. 2

10. Воображение как отражение личности. 2

11. Приемы развития воображения. 2

12. Мышление. Природа и виды мышления. 2

13. Психологический практикум. 2

14. Тренинг развития внимания. 2

15. Речь. Значение речи для человека. 2

16. Звучащая речь и ее особенности. Техника интонирования. 2

17. Язык телодвижений. Невербальные средства общения. 2

18. Как человек выражает свои чувства. Проявление дружбы и любви. 2

19. Урок психогимнастики "Как поднять другому настроение". 2

20. Что такое гнев. 2

21. Чувство гнева и агрессивное поведение. 2

22. Особенности твоего гнева, в чем причины его порождения и способы его проявления. 6

23. Альтернативные стили поведения в гневе.

4

24. Стресс в жизни человека. 2

25. Техники борьбы со стрессом. 4

26. Темперамент и свойства личности. 2

27. Практикум "Какой я для других". 4

28. Характер. Общее представление. 2

29. Практикум "Черты характера". 4

30. Способности. Индивидуальные различия. 2

31. Мотивы и воля. Их важность в учебном процессе. 2

32. Приемы развития волевых качеств. 2

33. Семинар "Кто Я? Какой Я?" 2

34. Общение и его слагаемые.

35. Формы общения между людьми, что помогает и что мешает общению. 2

36. Осознание себя. Коммуникативный тренинг. 2

37. Итоговое занятие "Обратная связь".

38. Формирование жизненных ценностей и приоритетов. Важность принятия решений. Ответственность за свои решения. Тренинг ценностных ориентаций. 4

39. Взаимоотношения родителей и детей в семье. Этиология внутрисемейных отношений. 2

40. Почему люди ссорятся. 2

41. Барьеры общения 2

42. Конфликтные ситуации. Способы предупреждения и предотвращения конфликтов. 4

43. Как вести себя в конфликтной ситуации. 2

44. Уверенное и неуверенное поведение. Как говорить "нет". 2

45. Игра - тренинг "Пойми меня". 2

46. Мои проблемы. Обиды. 2

47. Способы решения проблем. 2

48. Навыки критики и похвалы. 2

49. Праздник "Я в мире. Мир во мне". 4

Настоящая программа позволяет :

* снизить уровень агрессивности учащихся;

* снизить уровень личностной тревожности учащихся;

* повысить уровень эмпатии учащихся;

* повысить контроль ученика над своими эмоциями.

Список литературы:

1. Руководство практического психолога, в 3-х книгах под редакцией И. В. Дубровиной. М. 6 Издательство Центр "Академия", 1998 г.

2. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте - 128 стр.

3. Г. В. Барлас "Популярная психология от конфликтов к обретению Я". М. "Академия".

4. В. Каппони, Т. Новак "Сам себе психолог", Санкт-Петербург "Питер", 1994 г.

5. Н. В. Пилипко "Приглашение в мир общения". Издательство "Перспектива", М., 2000 г.

6. Прутченков А. С. "Школа жизни". М., 2000 г.

7. Родионов В. А. "Я и другие" "Тренинг социальных навыков". Ярославль, 2001 г.

8. Прихожан А. М. " психология неудачника: тренинг уверенности в себе". М., 1997 г.

9. Гримак Л. П. "Резервы человеческой психики". М., 1987 г.

10. Лебедев В. И. "Личность в экстремальных условиях". М., 1989 г.

11. Леви В. "Искусство быть другим" М., 1980 г.

12. Леви В. "Искусство быть собой". М., 1977 г.

13. Леви В. "Нестандартный ребенок". М., 1989 г.

14. Петровский А. В. "Что мы знаем и чего не знаем о себе?" М., 1988 г.

15. Хьел Рудестам "Групповая психотерапия" Санкт-Петербург "Питер", 1998 г.

Публикации по теме:

Индивидуальная карта развития ребенка Индивидуальная карта развития ребенка ___ Ф. И ребенка МБДОУ д/с общеразвивающего вида №31 «Родничок».

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Развивающая речевое дыхание игра для ребёнка 4–5 лет с ОНР Цель: выработка длительного целенаправленного выдоха. Оборудование: кусочек ваты, картинка с изображением снегиря, мнемотаблица для заучивания.

Индивидуальная образовательная программа воспитателя Индивидуальная образовательная программа воспитателя МБДОУ д/с № 28 Шариной Дарьи Владимировны (2016 - 2018 гг.) Актуальность • В связи.

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре МБДОУ № 6 «Страна детства» Добрыгиной Ирины Васильевны.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Индивидуальная программа «Знайка» Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Развитие.

Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа Никулина Ивана Ивановича Возраст: 25.07.2011 г. на 2016 – 2017 учебный год.

Педагогический мониторинг в ДОУ. Индивидуальная карта развития ребенка Анализ диагностических средств образовательной деятельности. На основании Положения ДОУ о мониторинге качества образования в нашем образовательном.

Примерная индивидуальная образовательная программа ребенка с нарушением зрения, обучающегося в общеобразовательной школе .

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 16:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальная программа развития «трудного» ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ЖДАНОВА (УИ 460828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД