Куперина Ирина
Индивидуальная работа — один из факторов развития социального поведения и общения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа как один из факторов развития правил социального поведения и общения детей с особыми образовательными потребностями.
Воспитателя «Ивангордского центра
ранней помощи детям-сиротам
и детям с ОВЗ»
Купериной Ирины Владимировны
Публикация «Индивидуальная работа — один из факторов развития социального поведения и общения детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Успех воспитательного процесса в группе зависит от того, как общается воспитатель с детьми. В этой связи основное значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе.
В работе над развитием правил социального поведения и общения детей с особыми образовательными потребностями одно из мест принадлежит индивидуальной работе. Основываясь на программу и на задачи поставленные воспитателями совместно с дефектологом группы, мы выявляем у наших детей, что именно в каком виде деятельности у них не получается, и проводим на протяжении всего года индивидуальную работу. В эту работу помимо образовательных задач обязательно включаем и воспитательные, которые направленные на развитие правил социального поведения. Эту работу мы планируем в утреннее и вечернее время. Утром, в основном, работаем над воспитанием культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, культурного поведения за столом, вечером больше внимания уделяем образовательной деятельности. Во время проведения индивидуальной работы особое внимание уделяем общению детей как между собой, так и с педагогом. Прививаем детям общепринятые нормы социального поведения. Учим быть вежливыми, благодарить за оказанную услугу, заботиться о близких, учим правилам поведения во время занятий.
Известно, что дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения для детей с ОВЗ, страдают трудностями в поведении. Обычно они выражаются в двигательной расторможенности, не умении управлять своими эмоциями. У нас в группе есть такие воспитанники. На протяжении всего времени мы терпеливо направляем поведение детей, стараемся дать им больше спокойных настольных игр (разные виды мозаики, кубики, пазлы, домино, способствующих усидчивости, постоянно их хвалим. Делаем так, чтобы у этих детей все время было занято. Во время занятий постоянно разъясняем правила поведения : как вести себя за столом, во время занятий, во время выполнения КГН, а также во время самостоятельных игр.
Индивидуальную работу по изодеятельности проводим с учетом их индивидуальных особенностей, придавая этой работе более широкий социальный мотив (вырезаем круг, квадрат, в подарок детям на день рождения, для будущего занятия, открытку для педагога)-всегда преследуем какую-то цель. Просим оказать помощь тому ребенку, у которого что-то не получилось. Тем самым учим детей быть более терпеливыми, благодарными, учим заботиться о других.
Планируя индивидуальную работу с двумя детьми, сначала в обращении следует называть того ребенка, который правильно выполняет задания, движения, затем того, кто недостаточно уверенно выполняет задания. Но это нельзя делать в форме замечаний, это может привести к противоположному результату: могут обидеться, бросить всю работу.
Дети с особыми образовательными потребностями. обращение взрослого ко всем детям не относят к себе лично, поэтому в процессе индивидуальной работы у них нужно развивать восприятие как общих обращений, так и индивидуальных, т. е. персональное обращение к конкретному ребенку. Учим общаться и просить о помощи, знать и употреблять в речи вежливые слова
На прогулках также проводим индивидуальную работу, направленную на развитие правил социального поведения. Отрабатывая не получившиеся основные виды движений, мы учим детей радоваться за других, у которых получилось хорошо. Рисуем на дорожках мелками, на песке палочками. Особое внимание уделяется во время прогулок экологическому воспитанию. Беседуем и наблюдаем с группой и индивидуально с каждым ребенком, как появляются первые травинки, набухают почки, появляются первые цветы. Закрепляем названия деревьев, наблюдаем и кормим птиц в птичьей столовой. Дети совместно с воспитателями активно работают над проектом «Огород». Высаживают и ухаживают за морковкой, помидорами, огурцами и т. д. В ходе данной работы у детей активизируется и расширяется словарный запас. Воспитывается любовь к труду и бережное отношению к всему живому. Воспитывается умение трудиться сообща, радоваться своим успехам и успехам товарищей. Для того, чтобы успешно проходила индивидуальная работа с детьми, необходимо правильно определить объем и содержание работы, подобрать оборудывание, четко предусмотреть организацию занятия.
Таким образом, проводя индивидуальную работу, мы видим, как растет самостоятельность ребенка, повышается его умственная активность, работоспособность, совершенствуются навыки социального поведения и общения.