Марина Килунина
Индивидуально-психологические особенности воспитания и обучения дошкольников с разными типами темперамента
▼ Скачать + Заказать документы
Причиной трудностей воспитания и обучения ребенка-дошкольника могут стать особенности поведения, обусловленные не столько переживанием ими актуальной ситуации, сколько в значительной мере наследственными индивидуально-психологическими чертами. Их нельзя отвергать, требовать их искоренения.
Публикация «Индивидуально-психологические особенности воспитания и обучения дошкольников с разными типами темперамента» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2020
Темперамент (лат. temperamentum — «устойчивая смесь компонентов») — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности, составляет основу формирования и развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в характере поведения человека, в степени его жизненной активности.
Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры - это результат плохого воспитания.
Родители и воспитатели должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх. Воспитатель может судить о типе темперамента на основе анализа поведения малыша.
Если дошкольник холерик, имеет неуравновешенную, подвижную, но сильную нервную систему, в которой процессы возбуждения преобладают над торможением.
Рекомендации для воспитателей : разговаривать с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров; нужно развивать внимание и усидчивость; при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры; приучать холерика к основным правилам общения.
Если дошкольник сангвиник.
Сангвиники – это дети спокойного типа с уравновешенной, подвижной и сильной нервной системой. Своим поведением они напоминают холериков: так же активны, у них живая мимика, говорят громко и быстро.
Рекомендации для воспитателей : необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику; важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек; следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения; небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы; воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.
Если дошкольник флегматик.
Малоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система характеризует маленького флегматика. Речь у них неторопливая, между предложениями часты паузы.
Рекомендации для воспитателей : следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования; нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе; чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу; не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша.
Если дошкольник меланхолик.
Маленькие меланхолики - дети со слабой нервной системой - характеризуются высокой чуткостью и ранимостью. Такие дети показывают высокую реакцию даже на слабые раздражители. Вот почему у них быстро наступает переутомление нервных клеток.
Рекомендации для воспитателей : необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр; категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки; следует чаще хвалить малыша; нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей; следует привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.
Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку!
Можем сделать вывод: Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры - это результат плохого воспитания.