Елена Иваныкина
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, воспитанника подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 г. Дмитриева» Дмитриевского района Курской области
307500 Курская область, г. Дмитриев, улица Ленина, д. 57б;
тел. (47150)2-12-99,E-mail.ru : sad3_46@mail.ru
Согласовано Утверждаю:
на заседании заведующий МКДОУ
педагогического совета ___Т. С. Шупикова
от 31.08.2021 от 31.08.2021
№ протокола 1 № приказа 33
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, воспитанника подготовительной группы» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Индивидуальный образовательный марщрут для ребенка с ОВЗ, воспитанника подготовительной группы «Б»
На 2021 – 2022 учебный год
Маршрут разработан на основе программы музыкального воспитания «Ладушки»
И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, возраст детей от 1,5 до 7 лет
на 2021 - 2022 учебный год
Музыкальный руководитель:
Иваныкина Елена Валерьевна,
первая квалификационная категория
г. Дмитриев
2021год
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, воспитанника подготовительной группы «Б» на 2021-2022 учебный год Образовательная область «Музыка»
Маршрут разработан по программе "Ладушки" И. Каплуновой,
И. Новосколцевой.
Муз. руководитель: Иваныкина Е. В.
Фамилия, имя ребенка : Царев Игорь Геннадьевич
Группа - подготовительная
Заключение МПК Курской области: Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации
Основное заключение: диагноз врача-психиатра
Заключение специалистов: речевые и поведенческие нарушения
Цель маршрута : развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника, создание комфортных условий для музыкального развития ребенка в коллективе сверстников, помочь ребенку с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности,
ИОМ дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт коррекционно-преобразовательной деятельности ребенка. ИОМ предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом проблем в развитии и индивидуальных особенностей, развития заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей. Создание оптимальных условий для коррекции (компенсации) проблем в развитии ребенка, систематизация способов включения в музыкальную образовательно-развивающую деятельность для осуществления полноценного развития воспитанника и реализации его потенциальных возможностей.
Задачи:
1. Создать благоприятное индивидуальное образовательно-развивающее пространство в ДОО и семье для коррекции (компенсации) проблем развития ребенка посредством музицирования и учетом ФГОС ДО.
2. Реализовать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут ребенка с использованием музыкального искусства.
3. Осуществлять постоянный мониторинг уровня развития ребенка в период реализации ИОМ для сравнения, анализа и сопровождения коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Расписание занятий: понедельник – 9.20-9.40;четверг– 9.00-9.20; Длительность:20 минут.
Характеристика качеств личности и методы работы с ребенком
№ п/п Качество личности Характеристика качеств личности Методы и формы работы
1. Уровень познавательной потребности Ребёнок не испытывает удовольствия от музыкальной деятельности Создание условий для индивидуального музицирования в группе и дома
2. Уровень концентрации внимания Непроизвольное внимание сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания. Объем произвольного внимания также существенно снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость Подбор комплекта дидактических игр, направленных на развитие интереса к разным формам музицирования в ДОО и семье
3. Уровень памяти Низкий уровень памяти и способности классифицировать, музыкальные произведения Задания по составлению концертных программ:
для кукол, для детей, для родителей и т. д.
4. Широта интересов С удовольствием импровизирует на различных музыкальных инструментах: диатонических и шумовых Развивать и поддерживать интерес к музицированию посредством игровых заданий
5. Уровень речи Артикуляционная моторика развита не достаточно, не проговаривает ряд звуков: р, ш, л. Подбор детского песенного материала для активизации артикуляционного аппарата и автоматизации звуков, отрабатываемых с логопедом
5. Ориентация в пространстве Отсутствует четкость в выполнении движений Подбор и освоение пластических этюдов под музыкальное сопровождение
Формы взаимодействия с ребенком участников образовательного
процесса (педагогов, родителей, ребенка)
деятельность срок Форма представления результата
Диагностика уровня музыкального (Таблица 1) и общего развития ребенка Сентябрь 2021 г. Составление диагностической карты
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) В течение года Участие в НОД, праздниках, развлечениях совместно с детьми из группы
Индивидуальные занятия :
движения под музыку В течение года Освоение упражнений и пластических этюдов для ориентации в пространстве
Индивидуальные занятия :
музицирование на инструментах Музицирование на инструментах на основе музыкального сопровождения;
Индивидуальные занятия :
пение Исполнение песен на автоматизацию звуков, поставленных логопедом
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) для общего развития В течение года Информация для родителей о музыкальных спектаклях, концертах и т. д. интересных для детей
Участие в социально-значимых мероприятиях В течение года Участие в подгрупповых выступлениях перед знакомой аудиторией
Работа с родителями В течение года Беседы с родителями по участию в ИОМ ПР
Диагностика уровня музыкального (Таблица 1) и общего развития ребенка Май 2022 г. Составление диагностической карты, анализ изменений
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
№ Этапы работы Форма представления результатов Сроки реализации
1 Проведение диагностики уровня развития музыкальности Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности Сентябрь 2021
2 Работа над развитием голоса:
- развитием диапазона голоса;
- развитие дыхания;
- работа над чувством ритма Расширение диапазона от с1-а 2;
Увеличение продолжительности дыхания;
Развитие чувства ритма;
Освоение музыкально-слуховых представлений
Сентябрь 2021-май 2022
3 Разучивание песни «Осенние дорожки» :
Овладение элементами вокального интонирования Сентябрь-октябрь 2021
4. Работа над развитием голоса:
- работа над певческой дикцией и артикуляцией;
- работа над чувством ритма Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении;
Развитие чувства ритма
Сентябрь 2021-май 2022
5. Работа над коммуникативной компетенцией с помощью речевых и неречевых средств: мимики и пластики движений Развитие коммуникативной компетенции Октябрь-ноябрь 2021
6. Разучивание песни «Тяв-тяв». Музыка К. Иванова. Овладение навыками исполнения песни Ноябрь 2022
7. Развитие движений в пространстве помещения: маршировка, прыжки, поскоки и т. д. Формирование сценической культуры Ноябрь –декабрь 2021
8. Разучивание песни «Котенок и щенок». Муз. Львова-Компанейца Овладение навыком исполнения нон легато Декабрь 2021 – январь 2022
9. Участие в коллективных формах выступления на новогоднем концерте Развитие уверенности во время выступления на сцене Декабрь 2021 – январь 2022
10. Иллюстрирование явлений окружающего мира посредством музицирования Использование шумовых инструментов для иллюстрации различных явлений природы Январь-февраль 2022
11. Творческая мастерская: семейный оркестр (с участием семьи) Создание шумовых инструментов в мастерской музыкальной гостиной Март 2022
12. Индивидуальная работа над разучиванием песен Работа над чистой интонацией, дыханием Апрель 2022
13. Разучивание песни «Мы на луг ходили». Музыка В. Красева. Слова М. Пляцковского Освоение умения петь в ансамбле с детьми Апрель 2022
14. Разучивание песни «Солнышко». Музыка и слова Л. Старченко Работа над чистотой интонирования мелодии Май-июнь 2022
15. Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей Корректировка ИОМ ПР с учетом результатов мониторинга общего развития ребенка Май 2022
16. Проектирование дальнейшего развития дошкольника посредством музыки Создание образовательного маршрута на 2021-2022 год Июнь 2022
Динамика состояния ребенка :
Состояние на начало учебного года: познавательно- музыкальный интерес неустойчив, малоактивен, стремление к самостоятельному выполнению заданий не выражено. Задания выполняет с помощью педагога.
Ребенок зажат, стесняется танцевать в коллективе сверстников (связано с особенностями строения организма) отказывается брать инструменты. Но имеет достаточно хорошие певческие данные_- звуковысотный слух. Наличие гипертонуса мышц. С трудом расслабляется.
Результативность занятий (на конец учебного года) имеет высокий уровень знаний, самостоятельно выполняет задание. Действует планомерно, помнит о выполнении задания на протяжении всей деятельности. Проявляет активный интерес, направлен на самостоятельность. Ребенок стал более раскрепощенным, вступает в контакт сверстником. С удовольствием играет в коллективные игры, исполняет любимые танцы. Исполняет танцы и упражнения с предметами компенсируя движения другой рукой. Подыгрывает на инструментах по своему выбору.
Работа с родителями
Дата Форма работы Тема
Октябрь Консультация «Музыкальное воспитание в детском саду»
Ноябрь Консультация «Музыкотерапия»
Декабрь Консультация «Классическая музыка и ребенок, ее оздоравливающий эффект».
Январь Индивидуальное
занятие «Музыка на кухне»
Февраль Консультация «Влияние музыкальной сказки на психику ребенка»
Март Памятка «Пойте ребенку колыбельные песни»
Апрель Консультация Перечень музыкальных произведений для слушания музыки дома.
Май Беседа Результаты диагностических обследования за учебный год.
В результате систематической, целенаправленной работы музыкальная деятельность позволяет компенсировать недостатки в развитии детей с ОВЗ, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, влияет на их эмоционально-личностную сферу, которая во многом определяет психофизиологическое состояние ребенка, формирует его мировоззрение, способствует успешной социализации в дальнейшей жизни.