Татьяна Деткина
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный стиль педагогической деятельности предполагает то, что педагог учитывает свои индивидуальные особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности проявляются :
-в темпераменте;
-в характере реакции на те или иные педагогические ситуации;
-в выборе методов обучения;
-в подборе средств воспитания;
Публикация «Индивидуальный стиль педагогической деятельности» размещена в разделах
-в стиле педагогического общения;
-в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения;
-в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
-в применении средств психолого-педагогического воздействия.
Это значит, что любой педагогический опыт копировать не стоит; воспринимая главное в нем, педагог должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Можно выделить главные и второстепенные. Главным и постоянным требованием, который предъявляется к педагогу - является любовь к детям, к педагогической деятельности; наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция; педагогическая интуиция; высокоразвитый интеллект; высокий уровень общей культуры и нравственности; профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Но эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительные требования, предъявляемыми к педагогу - общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества несомненно важны, но без каждого из них педагог вполне может обойтись.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Для успешной работы педагог должен иметь определённые педагогические способности. Педагогические способности – это устойчивые свойства личности педагога, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием её успешного выполнения.
Ф. П. Гоноблин называет следующий ряд педагогических способностей :
- дидактические способности -способность педагога успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих обучающихся;
-экспрессивные способности -способность найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
-перцептивные способности выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к обучающимся;
- организаторские способности обеспечивают дисциплину и порядок в аудитории;
-суггестивные способности – способности к сильному эмоционально-волевому влиянию педагога на обучающихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах;
-академические способности связаны с усвоением знаний, умений, навыков в соответствующей области науки.
Субъектные свойства педагога :
1 специальные:
· объективные (научная подготовка учителя);
· субъективные (личный учительский талант);
2 личностные (нравственно-волевые качества).
Профессиональная компетентность – это все субъектные свойства педагога, проявляемые в деятельности и обеспечивающие её эффективность.
Профессионально компетентный труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности обучающихся. В данной характеристике профессиональной компетентности А. К. Маркова представляет и личность педагога, который является одновременно и субъектом педагогической деятельности, и субъектом педагогического общения.