Лутошкина Ирина
Информационно — коммуникационные технологии в организации экспозиционно — выставочной деятельности музея
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно – коммуникационные технологии в организации экспозиционно – выставочной деятельности музея.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Публикация «Информационно — коммуникационные технологии в организации экспозиционно — выставочной деятельности музея» размещена в разделах
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.
Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру. Участие в деятельности музея, собирание и описание его коллекций, создание экспозиций, использование материалов музея в программе по истории, краеведению приучают ребят к самостоятельной исследовательской работе. Забота о музее воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережному отношению к наследию. Выполнение различных ролевых функций обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства и исполнительности, готовит ребенка к активной жизни в обществе, способствует социализации личности.
В городе Новосибирске есть много музеев, но результаты анкетирования показали, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не посещала в музеи с родителями по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому актуальной стала идея создания музея в ДОУ.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы воспитанник мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить.
Комплексно- краеведческий музей “Исток” в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания воспитанников о подвигах и биографии героев-сибиряков в ВОВ, об истории создания и строительства детского сада, истории и развитии района и города Новосибирска, истории российского космоса, истории быта русской семьи.
Методический процесс организации музеев в детском саду - процесс длительный, но увлекательный. Он включает следующее:
- организацию предметно-пространственной среды;
- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;
-использование технических средств обучения (ТСО) : аудио, видео - техника;
- повышение квалификации педагогов путем проведения консультаций.
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельного подхода в обучении и воспитании:
-метод проекта;
- исследования;
-образовательных путешествий;
-технологии коллективных творческих дел;
-технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности музея :
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Наглядно-образовательная и воспитательная
6. Работа с фондами.
7. Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
-образовательно - воспитательном;
-социально-проектном.
Формы работы в музее :
-практическая работа в музее с экспонатами и фондами;
-экскурсии, встречи, сборы, собрания, беседы;
-экскурсии вне музея;
-экскурсии и занятия в музее;
-изучение исторических событий.
Комплексно – краеведческий музей «Исток» состоит из четырех залов.
Первым залом, был открыт зал «Безымянная высота». Главная цель его создания – увековечение памяти о героических подвигах сибиряков – героев в годы Великой Отечественной войны, а также сохранение и преумножение духовных традиций среди подрастающего поколения.
Второй зал – зал краеведения, который способствует формированию у воспитанников гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений.
Третий зал – «Русская изба», в котором дошкольники погружаются в мир старинного русского быта и получают возможность приобщиться к культурному наследию своего народа.
Четвертый зал – «Космос», в котором воспитанники знакомятся с историей российской космонавтики, со строением солнечной системы и многим другим. Важной частью данного зала является интерактивное оборудование, которое используют педагоги во время посещения экспозиций : демонстрация документальных фильмов, презентации, мультфильмы.
Экспозиционные зоны комплексно-краеведческого музея «Исток» созданы с учетом возрастных особенностей ребенка, а также с возможностью интерактивного взаимодействия (потрогать, выдвинуть, открыть и т. д.)
Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к широкому внедрению цифровых решений практически во все сферы деятельности. Наш музей не стал исключением.
В комплексно – краеведческом музее «Исток» применяются следующие цифровые решения:
Визуальный – создается с использованием визуальных форматов; Аудиальный - создается с помощью музыки и голоса за кадром;
Концептуальный – создается с помощью текста.
В комплексно – краеведческом музее «Исток» используются следующие виды организации визуальных решений экспозиционно-выставочной деятельности :
Виртуальная обзорная. Основные преимущества: - доступность – возможность использования в любом месте и в любое время; - возможность многоразового просмотра и пересмотра экскурсионного материала.
Квест-экскурсия. Основные преимущества: - возможность выйти за рамки музейного пространства; - возможность для экскурсантов самостоятельно осуществлять поиск информации.
Экскурсия–спектакль. Основные преимущества: - вовлечение аудитории в непосредственное действие; - погружение аудитории в историческое событие посредством эмоционального переживания.
Экскурсия–мастер- класс. Основные преимущества: - получение практического опыта с помощью манипуляций с музейными предметами и их копиями, через знакомство с методами их изготовления и принципами работы.
Приходя на экскурсию в наш музей воспитанники могут не только увидеть историю, но и услышать, посредствам аудиофайлов. Воспитанникам транслируются мелодии, звуки исторических событий. Также в музее имеется телевизор, на котором юные посетители музея могут просмотреть видеофильмы по теме экскурсии. Конечно, посмотреть фильм или послушать аудиофайл можно и дома, но когда ребенок погружен в атмосферу музея, он более тонко воспринимает информацию, о которой говорится в видеофильме, ведь предметы, окружающие ребенка тоже говорят о событиях давно минувших лет.
Использование цифровых технологий позволяет :
1) Добавить в восприятие впечатление о предмете и в целом создать более заинтересованное ощущение от посещения музея.
2) Запоминающимся и наглядным образом показать предметы, которые в живую показать невозможно. С этой целью нами организованно согласно соглашениям сотрудничество с музеями других городов.
3) Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории (при подборе видео/аудио контента подбирается тот, который наиболее соответствует аудитории посетителей музея, с учетом возраста посетителей)
4) Представить музей во внешнем мире.
Одной из форм представления нашего музея во внешнем мире является участие в различных дистанционных конкурсах.
Так как комплексно – краеведческий музей «Исток» является партнером музея Победы, то согласно партнерству, наш музей участвует в мероприятиях прописанных в программе Музея Победы.
Современные социальные вызовы определили необходимость интеграции цифровых и мультимедийных технологий в музейное пространство, создав возможность для организации нового коммуникативного поля. При использовании цифровых технологий важно не увлекаться технологиями ради технологий, привлекать внимание, но не отвлекать посетителя от музейного предмета.
Музей – одно из ключевых пространств сохранения культурно - исторических артефактов, пространство позволяющее создавать межпоколенческий диалог, не только транслируя историю, но и формируя ценностные ориентации молодежи, в тесной взаимосвязи с накопленным опытом.