Жанна Мамижева
Информационно-коммуникативная компетентность педагога ДОУ на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Для того,чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Компетентность педагогов ДОУ можно представить как интегральное, т. е. неразрывно связанное, цельное, единое личностное образование, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, умений, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Общепринятым при этом является представление о том, что профессиональная компетентность включает в себя набор общих и специальных компетенций.
Публикация «Информационно-коммуникативная компетентность педагога ДОУ на современном этапе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач.
Содержание профессиональной компетентности педагога в ДОУ регламентируется в нормативно-правовых документах:
Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – профессиональный стандарт педагога);
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).
Одним из профессиональных компетенций педагога ДОУ является ИКТ – компетенция педагога.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ гласит:
Глава 1. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
В соответствии с профессиональным стандартом3.1.1. «Профессиональная ИКТ-компетентность - это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо».
Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО «Педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей». В п. 3.2.5 ФГОС ДО даются некоторые указания на них, а именно, перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
ФГОСДО регламентирует профессиональный стандарт педагога в сфере дошкольного образования, перечисляет действия, которые должен выполнять педагог, но не указывает собственно компетенций, которые должны обеспечить выполнение этих действий.
Согласно профессиональному стандарту педагога, в котором четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программы дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений (п. 3.2.1.) Так педагог ДОУ должен выполнять определенные трудовые действия: развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей его развития.
Обладать необходимыми умениями в области ИКТ - это владеть ИКТ-компетентностями : общепользовательской ИКТ компетентностью, общепедагогической ИКТ – компетентностью, предметно-педагогической ИКТ – компетентностью (отражающая профессиональную ИКТ – компетентность соответствующей области человеческой деятельности). Педагог в ДОУ, конкретно необходимыми и достаточными ИКТ-компетенциями для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Обладать определенными знаниями это знатьприоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства, специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста,
Таким образом, деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию и предполагает овладение разными профессиональными умениями. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно–образовательную деятельность с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требованияФГОС дошкольного образования.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Повышению уровня профессиональной компетенции способствует участие педагогов в различных методических мероприятиях разного уровня, как в качестве слушателя, так и докладчиков. Для успешного выступления, демонстрации своего опыта работы сегодня недостаточно устного доклада, поэтому неотъемлемой частью подготовки к участию в методических мероприятиях является оформление мультимедийной презентации. Учитывая это, современному педагогу необходимо владеть навыками использования компьютерной техники.
В нашем дошкольном образовательном учреждении повышение ИКТ-компетентности педагогов является приоритетной задачей. Создана модель единого информационного пространства, предполагающая реализацию комплекса образовательных и управленческих проектов.
Данная модель предусматривает:
совершенствование развивающей предметно-пространственной среды (оснащение ДОУ компьютерной техникой, предоставление педагогам доступа к интернет-ресурсам);
непосредственное использование ИКТ в образовательном процессе;
обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности.
выявление, систематизация и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ;
использование разных форм обучения: консультации; практические занятия; обучающие семинары; работа в паре; подготовка материалов для сайта ДОУ, представление передового опыта;
оформление авторских методических разработок в виде мультимедийной презентации.
Так, например, были оформлены авторские презентации ко Дню Матери «Моя мама – лучше всех», «Птичья столовая» в рамках проведения акции «Покормите птиц зимой», «Малая и большая родина», «Региональный компонент содержания образования», «Успенский и его друзья»; разработаны проекты: «Развитие социального и эмоционального интеллекта в процессе ознакомления с адыгейскими народными инструментами» «Адаптация ребенка к условиям ДОУ», «Силу, ум и красоту нам дает здоровье», «Воспитание здорового образа жизни у дошкольников», и др.
На педсоветах, мастер-классах, открытых занятиях, смотрах-конкурсах педагоги нашего ДОУ используют ИКТ, как одно из главных условий совершенствования качества образовательного процесса. Одним из важных показателей качества воспитательно-образовательного процесса является участие наших педагогов в Всероссийских Интернет-проектах.
Информационно- коммуникационные технологии используются педагогами для :
планирования и организации работы с детьми, составления конспектов непосредственно образовательной деятельности, сценариев праздников, развлечений, досугов;
оформления наглядной информации в родительский уголок, папок-передвижек для родителей;
подбора дополнительного познавательного материала при ознакомлении с окружающим миром и социальной действительностью;
создания презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности ООД с детьми, в процессе обмена опытом по разным направлениям педагогической деятельности;
подбора иллюстративного материала для оформления предметно-пространственной среды в группе;
создания картотеки в мини-методическом кабинете;
создания своих образовательных ресурсов.
оформления документации, создании различных баз данных.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ имеет свои преимущества:
обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
возможность смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Между тем, при внедрении информационно-коммуникационных технологий возникает ряд проблем:
разный уровень владения информационно-компьютерной грамотностью, недостаточная компетентность педагогов;
влияние компьютерной игры на состояние психического и физического здоровья ребенка;
возникновение ранней компьютерной зависимости и отказ от коммуникативных отношений;
трудности экономического характера: недостаточное материально-техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения.
Опыт работы показывает, что использование ИКТ в ДОУ необходимы, это определяется и временем и требованиями нормативно-правовых документов, использование ИКТ технологий позволяет современному педагогу модернизировать воспитательный процесс и повысить качество образовательного процесса.
Литература:
К. Белая Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М. ,2005.
Н. А. Кочетова, Т. В. Комардина. Справочник старшего воспитателя. Методическая работа в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2015.
Е. А. Сурудина. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. Старший воспитатель. 2014, №11.
Е. Л. Медведева. Организация мультимедийных презентаций в ДОО. Старший воспитатель. 2014,№12.