Мария Балакирева
Информационно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Знай минутам цену, а секундам счет»
▼ Скачать + Заказать документы
проект: «Знай минутам цену, а секундам счет»
«Небрежный человек все делает вдвойне»
(А. В. Суворов)
Актуальность проекта
Ценность времени сейчас значительно возросла, так как увеличился поток информации. Не зря американцы часто употребляют выражение «Время – деньги». Впрочем, сегодня все чаще приходится слышать: время дороже денег. В известном смысле это справедливо: ну, потерял человек, или у него украли некоторую сумму, конечно, ему обидно, но утраченное можно заработать вновь. А вот впустую утекшее, впустую потраченное время уже не воротишь.
Публикация «Информационно-творческий проект в подготовительной к школе группе „Знай минутам цену, а секундам счет“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Но дети не осознают время, они воспринимают его только в связи с прошедшими событиями. Время для них — абстрактная категория. Дети самостоятельно осваивают опытным путем, что происходит на их глазах. Смена утра, дня и ночи для них связана с определёнными действиями. После ночной темноты приходит светлое утро, а после вечернего ужина и маминой сказки перед сном наступает ночь. Малыши могут лучше ориентироваться во времени, если родители дают им своеобразные подсказки, желая доброго утра, хорошего дня или спокойной ночи. Эмоциональный характер переживания времени зафиксирован в законе эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании; а заполненное событиями с отрицательным знаком в переживании удлиняется (С. Л. Рубинштейн; Основы общей психологии). В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов наблюдаются некоторые возрастные различия: детям и подросткам в большей степени, чем взрослым, свойственна недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: одним свойственно недооценивать временные промежутки (минуту считают истекшей через 13 секунд, другим – переоценивать (минута заканчивается через 80 секунд).
Время – это направленная величина (вектор). Однозначное его определение предполагает не только введение системы единиц измерения (сек, мин, час и т. д., но и постоянной отправной точки, от которой ведется отсчет. Естественной отправной точкой является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Для преодоления трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений, требуется принять одну общую систему координат с постоянной точкой отсчета, от которой ведется отсчет посредством постоянных общих единиц счисления (год, месяц, сутки).
Дети дошкольного возраста не видят логики временных отношений (А. А. Люблинская). В своих рассказах они часто грубо нарушают последовательность событий, выводя на первый план наиболее значимые для них моменты жизнедеятельности. В их речи наблюдается смешение различных временных терминов, их путаница (сначала-потом, раньше-позже, давно-скоро, вчера-сегодня-завтра, части суток, дни недели, месяцы года):
- А мы вчера поедем на море?
- Почему ты не ешь кашу? – А я ее завтра ел, дома.
В дошкольном возрасте дети учатся различать части суток по различным показателям, которые можно разделить на две группы: объективные: положение солнца, сила освещенности земли, неба, различная окраска окружающего мира;
субъективные: а) постоянные – приход в д/с, зарядка, завтрак, обед, сон и т. д. б) вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка и т. д.
Характер представлений детей о времени тесно связан с пониманием свойств времени, с овладением временными понятиями, с умением ориентироваться во времени по природным явлениям; с пониманием временных промежутков и умением определять время по часам. Часто у современных детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени; заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени.
В нашем проекте мы расскажем о своем опыте, как лучше всего, на наш взгляд, способствовать формированию представлений о времени у детей 7 года жизни.
- Проведение предварительной работы в рамках проекта: - Изучение литературы; подбор аудио- и видеоматериала; подбор художественной литературы; подбор дидактического материала; подбор загадок, поговорок по теме; оформление папки - передвижки для родителей; обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
Полное название проекта. «Знай минутам цену, а секундам счет»
Организатор проекта Воспитатель - Культепина А. С. ; Педагог-психолог – Балакирева М. Ю. ; ВФК – Усанова Ю. Н.
Проект Краткосрочный, групповой, творческий.
Цель проекта Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих формированию представлений о времени у детей 7 года жизни.
Задачи проекта - Учить называть месяцы года, знать их последовательность.
- Продолжать развивать «чувство времени».
- Учить измерять длительность выполнения различных действий с помощью часов.
- Привлекать родителей к совместной деятельности со своими детьми.
- Учить планировать время; Воспитывать стремление быть пунктуальным.
Тип проекта Информационно - творческий
Сроки проведения Ноябрь 2016 г. – Декабрь 2016 г.
Приоритетные направления проекта - Развивающие образовательные ситуации на игровой основе в областях «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность»; «Здоровье», «Труд».
Организованные развивающие ситуации на игровой основе: Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера. Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности. Обучение умению выполнять работу в указанный срок, регулируя темп, оценивая объём работы.
- Подвижные игры, дидактические игры и игровые упражнения: «Неделя, стройся!», «Разложи по порядку» (от любого дня, «Назови день недели», «Узнай по описанию», «Найди соседей», «Какой день пропущен», «Что было, что будет»;
- Чтение художественной литературы:«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц
,Берестов «Без четверти шесть», «Вот какой рассеянный» С. Я. Маршак, поговорки и загадки по теме.
- проведение интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Время дороже золота!»; «Минута час бережёт» (познание, худ. т-во, коммуникация; здоровье)
- под руководством педагога группы изготовление детьми картонных часов в рамках проекта «Знай минутам цену, а секундам счет»
Исполнители мероприятий проекта Воспитатель группы Анна Сергеевна, дети подготовительной группы, родители
Воспитатель физической культуры Юлия Николаевна, педагог-психолог Мария Юрьевна.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта -Расширение знаний детей.
-Полученные знания облегчат детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни.
-Развитие познавательных процессов, которые будут способствовать формированию психологической готовности к занятиям в школе.
- Наличие у родителей дополнительных знаний по формированию представлений о времени.
Ресурсное обеспечение - Настольный театр: «Егорка»; песочные часы, секундомер, будильник.
- часовой механизм и стрелки, цветной картон, клей, рамка, фотографии детей с режимными моментами д/с;
- Сюжетные картинки по теме;
- Дидактические игры: лото «дни», раскраски по теме.
Система организации контроля за исполнением проекта Старший воспитатель и педагог-психолог подразделения