Папки-передвижки

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Синонимы, антонимы, омонимы»

Елена Сорокина
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Синонимы, антонимы, омонимы»

Уважаемые коллеги! Продолжаю работать над информационным проектом, пополняя свою и вашу копилку по развитию речи. Тема сегодняшнего блока: «Глагол. Синонимы, антонимы, омонимы».

Ребенок растет и с каждым днем его речь становится все богаче и ярче. Но часто в речи малыша можно услышать нелепые предложения или фразы, которые свидетельствуют о том, что ребенок пока не может почувствовать все смысловые оттенки слова. Например, маленький мальчик говорит : «Собака так умирала, так умирала, что сдохла». Эта фраза свидетельствует о том, что ребенок не владеет всеми смысловыми нюансами слова.

Публикация «Информационный проект „Учимся говорить, понимать, думать“, Раздел „Глагол, Синонимы, антонимы, омонимы“» размещена в разделах

Игровые упражнения, представленные в этом разделе, помогут малышам познакомиться и овладеть, со временем, смысловыми понятиями конкретных слов. И это будет им в радость!

Игровое упражнение «Слова – друзья»

Педагог продолжает рассказ про Зайчика: «Зайчик БЕЖАЛ по лесу.

- Куда ты так мчишься? – удивилась Зайчиха.

- Куда ты так несешься? – спросил Попугай.

Зайчик остановился и задумался. «Я просто бежал, а про меня сказать, что я мчусь и несусь. А главное, и мама, и Попугай правы».

Педагог предлагает ребятам помочь Зайчику подобрать похожие по смыслу слова к другим словам-действиям. Например.

Бежит – мчится, несется.

Скачет – прыгает.

Ступает – идет, следует.

Трусит – семенит, тащится. Или, трусит – боится, опасается. (Смотря, какой смысловой оттенок несет предложение или словосочетание).

Бросает – кидает, швыряет.

Взлетает – взмывает, вспархивает.

Дрожит – зябнет. И т. д.

Игровое упражнение «Слова – враги»

Педагог продолжает рассказывать детям про главного героя: «Попугай все делал не так. Зайчик говорит ему : «Надень шубу, простудишься». А он снимает ее. Зайчик не унимается: «Помолчи!»

Попугай начинает без умолку разговаривать. Что случилось с Попугаем? Просто все действия он делал наоборот».

Педагог предлагает детям подобрать к словам обратные действия. Например.

Покупает – продает.

Надевает – снимает.

Кричит – молчит.

Поднимает – бросает.

Дает – забирает.

Хвалит – ругает.

Лежит – стоит. И т. д.

( Подбор слов-действий для работы: заболеть, ломать, наливает, прячет).

Игровое упражнение «Наоборот»

Педагог рассказывает детям: «Зайчик играл с Попугаем в мячик. Зайчик называл одно слово, а Попугай подбирал другое, противоположное по смыслу».

Педагог предлагает детям помочь Попугаю подобрать противоположные по смыслу слова. Например.

Впорхнула – выпорхнула.

Влез – вылез.

Вполз – выполз.

Въехал – выехал.

Насыпал – высыпал.

Подключил – выключил.

Связал – развязал.

Собрал – разобрал. И т. д.

( Подбор слов-действий для работы: заносит, согнул, залетает, закопал, разложил).

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Педагог предлагает детям подобрать подходящее по смыслу слово. Например.

Медведь осенью ЗАСЫПАЕТ, а весной … .

Березка от ветра НАКЛОНИЛАСЬ, а затем … .

Пешеходы на красный свет СТОЯТ, а на зеленый … .

Мы в метро сначала СПУСКАЕМСЯ, а потом … .

При расставании люди ПРОЩАЮТСЯ, а при встрече … .

Мокрое белье РАЗВЕШИВАЮТ, а сухое … .

Вечером солнце ЗАХОДИТ, а утром … .

Старую мебель надо ВЫНЕСТИ, а новую … .

По одежке ВСТРЕЧАЮТ, а по уму … .

Мальчик рукавичку УРОНИЛ, а потом … .

Птицы осенью УЛЕТАЮТ, а весной … .

Осень ЗАКАНЧИВАЕТСЯ, а зима … .

Весна УХОДИТ, а лето … .

Ученик ОТВЕЧАЕТ, а учитель … .

Старые дома СНОСЯТ, а новые … .

Пчела в улей ВЛЕТЕЛА, а затем … .

Дождь траву НАМОЧИЛ, а солнышко …. И т. д.

Игровое упражнение «Впиши первую букву»

Педагог предлагает детям вписать первую букву так, чтобы получилось новое слово. Например.

…ежать – лежать, бежать.

…ешать – решать, вешать.

…олоть – колоть, молоть.

…ить – пилить, шалить. И т. д.

Игровое упражнение «Найди лишнее»

Педагог предлагает детям внимательно послушать слова и сказать, какое из них лишнее. Объяснить свой выбор. Например.

Мяукать, мычать, хрюкать, летать. (Лишнее слово ЛЕТАТЬ, потому что оно обозначает движение. А слова МЯУКАТЬ, МЫЧАТЬ и ХРЮКАТЬ – это слова-действия, образованные от звукоподражаний животных).

Говорить, болтать, шептать, слушать.

Летать, плавать, ползать, смотреть.

Подметать, стирать, мыть, отдыхать.

Есть, глотать, жевать, готовить.

Читать, считать, писать, плакать.

Драться, ссориться, ругаться, дружить.

Поливать, стучать, полоть, выращивать. И т. д.

В работе над этим разделом можно предлагать детям следующие игровые упражнения: «Рассказ по картинке», «Кроссворды», «Что я люблю делать?».

Полет фантазии и любовь к русскому языку – вот составляющие успеха! Творите, уважаемые коллеги, пользуйтесь предложенным материалом. И делайте все с удовольствием!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Синонимы, антонимы, омонимы» Уважаемые коллеги! В этом разделе я предлагаю вам продолжить работу над частью речи, которая называется СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, но расширить это.

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Учимся понимать время» Занятие проходит с использованием ИКТ. Подготовила: Шушлебина Елена Валерьевна-воспитатель МБДОУ №32 города Воркуты. Цель: Дать представление.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Синонимы, антонимы, омонимы»
Опубликовано: 1 августа 2020 в 08:32
+321Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 127.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД