Галина Рыкова
Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с тем, что тема инклюзивного образования актуализирована в принятых федеральных и региональных документах, многие учреждения столкнуться, в той или иной мере, с необходимостью внедрения инклюзивной практики.
Публикация «Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В 2016 году наше образовательное учреждение приняло участие в реализации государственной программы Тамбовской области «Доступная среда», именно поэтому возникла необходимость не только внедрения программы инклюзивного образования, но и в первую очередь создание модели инклюзивного образования в нашем учреждении.
Суть разработанной нами Модели заключается в том, что ее реализация напрямую влияет на качественные характеристики образовательной деятельности нашей дошкольной образовательной организации. Во-первых, на степень удовлетворенности запросов потребителей образовательных услуг (детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей). И во-вторых, конечно, влияет на повышение конкурентоспособности учреждения. А педагогическая гибкость коллектива выступает главным критерием образовательной системы инклюзивного образования.
Цель реализации разработанной Модели : обеспечение доступности качественного образования детям с ОВЗ и их нормально развивающимся сверстникам в рамках инклюзивного образования.
Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:
• Профессиональная подготовка кадров в области освоения современных образовательных технологий.
• Создание индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ.
• Социальная адаптация детей с ОВЗ, включение их в систему социальных отношений.
• Обеспечение эмоционального благополучия и психологической защищенности всех детей в рамках инклюзивного образования.
• Взаимодействие с семьей по вопросам образования детей, вовлечение их в непосредственно образовательную деятельность.
• Организация предметно-пространственной развивающей среды с использованием современных образовательных технологий.
Создание условий для инклюзивного образования включает : ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое, финансово-информационное, методическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение (взаимодействие с семьей, индивидуализация образования, эмоциональное благополучие, создание единой предметно-пространственной развивающей среды, что является следующим направлением деятельности.
Организация инклюзивного образовательного пространства требует модернизации предметно-пространственной развивающей среды и укрепления материально-технической базы учреждения.
Важна поддержка администрацией детского сада мотивации сотрудников к работе в инклюзивном образовательном пространстве.
Немаловажную роль играет повышение профессиональной компетентности педагогов, вспомогательного персонала, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ. Эти функции возложены на специалистов, которые участвуют в комплексном сопровождении.
Наиболее распространенная и приемлемая форма индивидуального сопровождения развития ребенка с ОВЗ - психолого-медико-педагогический консилиум.
Определяются основные мероприятия по адаптации детей общеразвивающей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ. На основании наблюдений, диагностического обследования уровня развития ребенка определяется форма включения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в группы общеразвивающей направленности.
На сегодняшний день перед педагогами стоит задача более полного использования потенциала семьи в воспитании детей, и не только путём организации совместных культурных мероприятий, но и широкого применения проектных методов с участием семей воспитанников.
Для того чтобы подготовить и включить родителей в образовательный процесс разработана система игровых тренингов, коррекционно-развивающих занятий для семей, имеющих нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ. Активное включение семей в совместную деятельность с детьми и педагогами (проекты, праздники, выставки, конкурсы и т. п.) способствует созданию, так называемого, инклюзивного сообщества, модели современного общества.
В Модели детально проработана идея индивидуализации образования. Организационная Модель инклюзивного процесса учитывает разнообразные условия, зависящие от контингента воспитанников, она гибкая и вариативная.
На основе анализа опыта образования детей с ОВЗ выделены наиболее востребованные и перспективные четыре формы социальной адаптации данной категории детей : полная, комбинированная, частичная, временная (эпизодическая). На практике реализуется модель поэтапного включения детей с ОВЗ в группы нормально развивающихся сверстников.
Включение детей со сложной структурой дефекта в общую жизнь сада позволяет детям остальных групп участвовать в инклюзии на равных. Для педагога значимая задача в работе с детьми – это социализация, развитие коммуникативных навыков и обеспечение эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Выделяются три главных принципа, сопровождения ребенка, которые учитывают естественные закономерности развития детской психики, обеспечивают поддержку ребенка, эмоциональное благополучие, его психологическую защищенность: не фиксировать внимание на неудачах; давать качественную оценку; не сравнивать детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставить никого в пример. В условиях инклюзивного образования исчезает социальная изоляция детей с ОВЗ, в результате чего у них формируются навыки взаимодействия со сверстниками.
Суть индивидуализации образования и в том, что для детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей организована одна совместная образовательная деятельность, по одной и той же теме, а задания в рамках этой деятельности они получают разного уровня сложности, исходя из их образовательных возможностей. Таким образом, любой воспитанник группы чувствует себя равноправным участником деятельности и выполняет то, что ему по силам сегодня.
Педагоги единодушно признают, что именно, игра, как важнейшая специфическая деятельность ребенка, может помочь детям с особыми
образовательными потребностями не только существовать в среде своих «здоровых» сверстников, но и взаимодействовать с ними, договариваться о ходе игры, выполнять определённые игровые действия. В игре завязываются партнёрские отношения, возникает взаимодействие, дети объединяются в микро группы по интересам.
Эта модель позитивной социальной адаптации детей с ОВЗ позволяет не причинять никакого психологического дискомфорта ни детям с ОВЗ, ни их нормально развивающимся сверстникам, так как строится на взаимных игровых предпочтениях.
Разработанная нами Модель системы инклюзивного образования позволяет формировать единое образовательное пространство и реализовывать законные права детей с различными стартовыми возможностями, акцентируя внимание на перспективах их дальнейшего развития и социализации.