Получи документы

Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ

Галина Рыкова
Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с тем, что тема инклюзивного образования актуализирована в принятых федеральных и региональных документах, многие учреждения столкнуться, в той или иной мере, с необходимостью внедрения инклюзивной практики.

Публикация «Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ» размещена в разделах

В 2016 году наше образовательное учреждение приняло участие в реализации государственной программы Тамбовской области «Доступная среда», именно поэтому возникла необходимость не только внедрения программы инклюзивного образования, но и в первую очередь создание модели инклюзивного образования в нашем учреждении.

Суть разработанной нами Модели заключается в том, что ее реализация напрямую влияет на качественные характеристики образовательной деятельности нашей дошкольной образовательной организации. Во-первых, на степень удовлетворенности запросов потребителей образовательных услуг (детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей). И во-вторых, конечно, влияет на повышение конкурентоспособности учреждения. А педагогическая гибкость коллектива выступает главным критерием образовательной системы инклюзивного образования.

Цель реализации разработанной Модели : обеспечение доступности качественного образования детям с ОВЗ и их нормально развивающимся сверстникам в рамках инклюзивного образования.

Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:

• Профессиональная подготовка кадров в области освоения современных образовательных технологий.

• Создание индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ.

• Социальная адаптация детей с ОВЗ, включение их в систему социальных отношений.

• Обеспечение эмоционального благополучия и психологической защищенности всех детей в рамках инклюзивного образования.

Взаимодействие с семьей по вопросам образования детей, вовлечение их в непосредственно образовательную деятельность.

• Организация предметно-пространственной развивающей среды с использованием современных образовательных технологий.

Создание условий для инклюзивного образования включает : ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое, финансово-информационное, методическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение (взаимодействие с семьей, индивидуализация образования, эмоциональное благополучие, создание единой предметно-пространственной развивающей среды, что является следующим направлением деятельности.

Организация инклюзивного образовательного пространства требует модернизации предметно-пространственной развивающей среды и укрепления материально-технической базы учреждения.

Важна поддержка администрацией детского сада мотивации сотрудников к работе в инклюзивном образовательном пространстве.

Немаловажную роль играет повышение профессиональной компетентности педагогов, вспомогательного персонала, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ. Эти функции возложены на специалистов, которые участвуют в комплексном сопровождении.

Наиболее распространенная и приемлемая форма индивидуального сопровождения развития ребенка с ОВЗ - психолого-медико-педагогический консилиум.

Определяются основные мероприятия по адаптации детей общеразвивающей группы к новым условиям с приходом детей с ОВЗ. На основании наблюдений, диагностического обследования уровня развития ребенка определяется форма включения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в группы общеразвивающей направленности.

На сегодняшний день перед педагогами стоит задача более полного использования потенциала семьи в воспитании детей, и не только путём организации совместных культурных мероприятий, но и широкого применения проектных методов с участием семей воспитанников.

Для того чтобы подготовить и включить родителей в образовательный процесс разработана система игровых тренингов, коррекционно-развивающих занятий для семей, имеющих нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ. Активное включение семей в совместную деятельность с детьми и педагогами (проекты, праздники, выставки, конкурсы и т. п.) способствует созданию, так называемого, инклюзивного сообщества, модели современного общества.

В Модели детально проработана идея индивидуализации образования. Организационная Модель инклюзивного процесса учитывает разнообразные условия, зависящие от контингента воспитанников, она гибкая и вариативная.

На основе анализа опыта образования детей с ОВЗ выделены наиболее востребованные и перспективные четыре формы социальной адаптации данной категории детей : полная, комбинированная, частичная, временная (эпизодическая). На практике реализуется модель поэтапного включения детей с ОВЗ в группы нормально развивающихся сверстников.

Включение детей со сложной структурой дефекта в общую жизнь сада позволяет детям остальных групп участвовать в инклюзии на равных. Для педагога значимая задача в работе с детьми – это социализация, развитие коммуникативных навыков и обеспечение эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

Выделяются три главных принципа, сопровождения ребенка, которые учитывают естественные закономерности развития детской психики, обеспечивают поддержку ребенка, эмоциональное благополучие, его психологическую защищенность: не фиксировать внимание на неудачах; давать качественную оценку; не сравнивать детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставить никого в пример. В условиях инклюзивного образования исчезает социальная изоляция детей с ОВЗ, в результате чего у них формируются навыки взаимодействия со сверстниками.

Суть индивидуализации образования и в том, что для детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей организована одна совместная образовательная деятельность, по одной и той же теме, а задания в рамках этой деятельности они получают разного уровня сложности, исходя из их образовательных возможностей. Таким образом, любой воспитанник группы чувствует себя равноправным участником деятельности и выполняет то, что ему по силам сегодня.

Педагоги единодушно признают, что именно, игра, как важнейшая специфическая деятельность ребенка, может помочь детям с особыми

образовательными потребностями не только существовать в среде своих «здоровых» сверстников, но и взаимодействовать с ними, договариваться о ходе игры, выполнять определённые игровые действия. В игре завязываются партнёрские отношения, возникает взаимодействие, дети объединяются в микро группы по интересам.

Эта модель позитивной социальной адаптации детей с ОВЗ позволяет не причинять никакого психологического дискомфорта ни детям с ОВЗ, ни их нормально развивающимся сверстникам, так как строится на взаимных игровых предпочтениях.

Разработанная нами Модель системы инклюзивного образования позволяет формировать единое образовательное пространство и реализовывать законные права детей с различными стартовыми возможностями, акцентируя внимание на перспективах их дальнейшего развития и социализации.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Фотоочерк «Зимняя тематика в работах детей группы дошкольного образования»Фотоочерк «Зимняя тематика в работах детей группы дошкольного образования» Заканчивается первый месяц зимы, но пока на улице погода далеко не зимняя, а скорее осенняя. Но всё же мы надеемся увидеть настоящую зимушку–.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс по изготовлению модели «Дед Мороз маленький, но удаленький» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению модели «Дед Мороз маленький, но удаленький» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать вызывать интерес к зимней и новогодней тематике. Задачи: продолжать учить работать детей с красками (гуашь, конструировать.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ
Опубликовано: 23 января 2023 в 08:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Рыкова (УИ 2069) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД