Надежда Дубровская
Инновационные технологии в преодолении ЗРР
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – я научусь
Древняя китайская мудрость
В настоящее время с детьми дошкольного возраста работает множество специалистов: логопеды, дефектологи, педагоги; открываются логопедические центры; неврологи проводят диагностику, назначают лечение - но выявления проблем недостатков речи и их устранения является актуальным.
Эффективная коррекционная работа по устранению речевых расстройств у детей является важным направлением работы современных специалистов, при этом причину нарушений речи ребёнка должен определять врач.
Публикация «Инновационные технологии в преодолении ЗРР» размещена в разделах
Как показывает практика, большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Поэтому логопедическая работа с такими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.
Логопеду незаменимым помощником выступают инновационные технологии.
Исследователи по-разному трактуют понятие «технология», применительно к образовательной сфере. Одни исходят из понимания технологии как определенного приема, метода, методики, другие вкладывают в этот термин значение содержательной техники, с помощью которой реализуется образовательная или иная педагогическая задача, рассматривают технологию как описание процесса достижения результатов.
Основным критерием «инновационности» технологий является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.
Таким образом, инновационной технологией можно считать продуманною во всех деталях технологию, основанною на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее качества.
В логопедии можно выделить следующие виды инновационных технологий :
• информационно-коммуникационные технологии;
• инновационные психокоррекционные технологии : арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и т. п. ;
• смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики М. Монтессори, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др. ;
• организационные инновационные технологии : определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, например дистанционная поддержка.
Информационные технологии вносят в занятие с неговорящим ребенком «свежесть», дополнительную мотивацию к осваиванию материала. Новые игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятию. Компьютерные ресурсы позволяют: использовать различный стимульный материал и создавать собственный дидактический материал, учитывая структуру нарушения речи. Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. Речевые обороты, используемые героями компьютерных игр, довольно быстро включаются в речь ребенка, дети копируют интонацию героя. Таким образом, использование компьютерных игр может послужить целям стимуляции эмоционального общения, речевого подражания.
Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика или психогимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребенка. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения, нормализации мышечного тонуса, пополнению словаря прилагательных, глаголов и существительных.
Например, этюд «Яблонька»
Цель: снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.
Веточки на яблоньке повисли от печали (руки вверху, «дерево», наклоны туловища и рук в стороны на каждое слово)
Яблоки на веточках висели и скучали (руки вверху, кисти рук свободно опущены вниз, взмахи кистями рук на каждое слово)
Девочки и мальчики ветки раскачали (наклон туловища вперед, руки делают размашистые движения в стороны (как маятник) на каждое слово)
Яблочки о землю громко застучали (полуприседая, хлопаем ладонями по коленям)
Одним из методов работы с неговорящими детьми является метод «пиктограмм» или картинок-символов, использование которого способствует накоплению тематического словаря и формированию фразовой речи.
Слова группируются по темам, в которых отрабатывается наиболее часто употребляемые слова, затем из них составляются фразы, необходимые для повседневного общения.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению в детских садах количества детей с задержкой речевого развития. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для преодоления и коррекции недостатков речи. Современные технологии позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы с безречевыми детьми, поэтому их использование просто необходимо.