Папки-передвижки

Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду «Учимся — играя»

Надежда Красулина
Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду «Учимся — играя»
▼ Скачать + Заказать документы

До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые и деревянные бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров.

Публикация «Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду „Учимся — играя“» размещена в разделах

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М. М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют речевую активность детей.

Игры с прищепками являются обучающими и познавательными. Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

- развитие мелкой моторики рук,

- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

- развитие чувства ритма;

- развитие конструктивного мышления;

- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно, и, конечно же, учитываются индивидуальные особенности детей. Прищепки выбираем не слишком тугие, но и не слабые. Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут.

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям.

1. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.

«Украсим коробочку».

Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки.

Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой рукой.

Варианты заданий к игре «Коробочка» : «Надень на каждую сторону коробки по 3 (4,5,.) одинаковых прищепки». «Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,.) прищепки разного цвета» «Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую».

«Линеечки».

Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа линейку в левой руке.

Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой; использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать линейки разной толщины, формы, размера.

Варианты игр с линейками: «Колючий треугольник». Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны треугольника прищепки одного размера.

Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью — желтые прищепки.

«Продолжи ряд».

По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная - белая - синяя или большая- средняя- маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках.

2. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.

«Посмотри – запомни».

На край прямоугольного листа картона, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т. п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.

«Чего не стало?».

На край листа картона надеваются 3 (4,5,6,.) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагают закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.

«Что изменилось?».

Ребенок надевает на край листа картона 3 (4,5,6,.) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.

3. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных.

«Волшебный ряд».

Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции:

-дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и. д.);

-дай четвертую (вторую, пятую) прищепку слева (справа) от….

«Сделай сам».

Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от…; надень эту прищепку справа от…; надень эту прищепку между … и т. д.

4. Игры на формирование чувства ритма в работе над слоговой структурой слова.

«Волшебный ряд».

Прикреплять прищепки к картонной полоске, краю коробки на равном удалении друг от друга, группируя и складывая в различные ритмичные рисунки: по две-три рядом, а затем- с промежутком и т. д.

5. Игры на формирование и развитие слогового анализа и синтеза слов.

"Определи звук в слове".

Логопед называет слова, дети прикрепляют на наборную полоску столько прищепок (красного цвета, сколько слогов в слове. Каждая прищепка обозначает гласный звук.

Усложнение - каждый ребенок получает свою картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в её названии, и определяет, какие в этом слове гласные звуки.

Вариант игр - перед ребенком 3-4 предметные картинки с различным слоговым составом. Логопед загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в слове. Задача детей - отгадать картинку. Роль логопеда по очереди выполняет каждый ребёнок.

Вариант - логопед выступает в роли продавца, "продавая" детям игрушки. Прищепки будут деньгами. Покупатель, выходя к доске, прикрепляет на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в названии той игрушки, которую он хочет "купить" (например, машина "стоит" три прищепки). Если ребенок верно "заплатил", то он получает игрушку.

6. Игры на формирование и развитие навыка фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Логопед называет звуки, ребенок прикрепляет на наборную полоску прищепки красного цвета, если звук гласный, синего - если звук согласный твердый и зеленого цвета, если согласный звук мягкий.

Вариант этого упражнения - составить полностью схему слова, используя цветные прищепки.

"Ищейка".

Логопед объясняет детям, что на наборной полоске, как и в слове, есть начало, середина, конец. Прищепка будет играть роль собаки-ищейки. Она будет искать, где в слове спрятался звук. В зависимости от того, где в словах находится заданный логопедом звук, дети прикрепляют прищепку (в начало полоски, середину или конец). Усложнение задания - взять прищепку нужного цвета (синюю, красную, зелёную).

"Подбери картинку к схеме".

Ребенку предлагается подобрать картинку к заданной схеме

"Смотри не ошибись!"

Назвать картинки, где слышится звук [ш], и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.

"Предложение"

Прочитать предложение и разделить его на слова.

Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка – одно слово).

7. Автоматизация и дифференциация звуков.

"Сороки".

Прищепки превращаются в сорок, которым нравится хватать слова с определенными звуками (например, если автоматизируется звук с, то слова со звуком с. Ребенок прикрепляет прищепки к картинкам, в названии которых есть нужный звук. "Сороки" отдают картинку логопеду, при этом четко произнося её название.

Вариант игры - при работе над дифференциацией звуков, например с-з, логопед предлагает прикрепить прищепки, допустим, желтого цвета, к картинкам, в названии которых есть звук с, а прищепки коричневого цвета - к картинкам, в названии которых есть звук з. При этом названия картинок произносятся четко. Картинки потом можно убрать и по прищепкам вспомнить, сколько и каких слов было на один звук и на другой.

Вариант - при автоматизации звука прищепки могут превратиться в различных "героев"- участников "разговора" :

-Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

(проговаривая слова, ритмично открывать и закрывать прищепку в правой руке)

- Жу,жу,жу,жу,

Я на дереве сижу.

(ритмично открывать и закрывать прищепку в левой руке)

-Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

(ритмично открывать и закрывать прищепку в правой руке)

-Жу,жу,жу,жу,

Я летаю и жужжу.

(ритмично открывать и закрывать прищепку в левой руке)

"Рыбалка".

В таз положить прищепки с картинками на автоматизируемый звук и ловить их магнитом. Например: шапка, машина, носок, шуба, мышь. Ребенок должен «поймать» картинки, в названиях которых спрятался автоматизируемый звук [ш].

«Пчела».

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

"Загадки"

Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ. Произнести слово.

8. Развитие и обогащение словарного запаса.

"Гусеница"

На столе разложены прищепки, ребенок называет слово, относящееся к теме занятия, например к теме "Овощи"- помидор, берет одну прищепку, второй ребенок называет свое слово и прикрепляет свою прищепку к первой. Таким образом дети собирают цепочку слов-прищепок.

Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам. «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы, «Что растет в огороде, а что в саду и т. д.

«Птицы».

Отмечаем одним цветом зимующих птиц, другим – перелетных. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих – зелеными.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика – ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами рук, движения его пальцев замедлены и неловки. Важно иметь в виду и то, что за этой неловкостью движений нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не замечаемые родителями, но требующие неотложного внимания. Таким детям сложно и в обычной жизни, поскольку эта их «ручная неумелость» дает о себе знать буквально на каждом шагу. Трудно таким детям и в школе – у них быстро устает рука при письме, темп письма медленный, почерк неразборчивый.

Таким образом, в период становления у ребенка речи очень важно развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

Список литературы:

1. Леонова О. А. Коррекция речевых нарушений в играх с мячом : Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.

2. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 212с.

3. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).

4. Половникова О. А. Опыт логопедического сопровождения детей дошкольного возраста / Половникова О. А. // Логопед – 2012. – № 10. – С. 47-49.

5. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.

6. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

Публикации по теме:

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Инновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДДИнновационные технологии в ДОУ. Квест по ПДД Квест - это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Мастер-класс для родителей «Учимся играя»Мастер-класс для родителей «Учимся играя» Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь его в активное освоение окружающего мира. Учиться, играя! Эта идея увлекает.

Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт)Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт) Игра— это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольник узнает, как себя.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду «Учимся — играя»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 16:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду «Учимся — играя»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Красулина (УИ 883773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД