Надежда Красулина
Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду «Учимся — играя»
▼ Скачать + Заказать документы
До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.
В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые и деревянные бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров.
Публикация «Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду „Учимся — играя“» размещена в разделах
Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М. М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют речевую активность детей.
Игры с прищепками являются обучающими и познавательными. Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:
- развитие мелкой моторики рук,
- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- развитие чувства ритма;
- развитие конструктивного мышления;
- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.
Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно, и, конечно же, учитываются индивидуальные особенности детей. Прищепки выбираем не слишком тугие, но и не слабые. Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут.
На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям.
1. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.
«Украсим коробочку».
Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки.
Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой рукой.
Варианты заданий к игре «Коробочка» : «Надень на каждую сторону коробки по 3 (4,5,.) одинаковых прищепки». «Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,.) прищепки разного цвета» «Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую».
«Линеечки».
Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа линейку в левой руке.
Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой; использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать линейки разной толщины, формы, размера.
Варианты игр с линейками: «Колючий треугольник». Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны треугольника прищепки одного размера.
Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью — желтые прищепки.
«Продолжи ряд».
По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная - белая - синяя или большая- средняя- маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках.
2. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.
«Посмотри – запомни».
На край прямоугольного листа картона, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т. п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.
«Чего не стало?».
На край листа картона надеваются 3 (4,5,6,.) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагают закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.
«Что изменилось?».
Ребенок надевает на край листа картона 3 (4,5,6,.) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.
3. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных.
«Волшебный ряд».
Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции:
-дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и. д.);
-дай четвертую (вторую, пятую) прищепку слева (справа) от….
«Сделай сам».
Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от…; надень эту прищепку справа от…; надень эту прищепку между … и т. д.
4. Игры на формирование чувства ритма в работе над слоговой структурой слова.
«Волшебный ряд».
Прикреплять прищепки к картонной полоске, краю коробки на равном удалении друг от друга, группируя и складывая в различные ритмичные рисунки: по две-три рядом, а затем- с промежутком и т. д.
5. Игры на формирование и развитие слогового анализа и синтеза слов.
"Определи звук в слове".
Логопед называет слова, дети прикрепляют на наборную полоску столько прищепок (красного цвета, сколько слогов в слове. Каждая прищепка обозначает гласный звук.
Усложнение - каждый ребенок получает свою картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в её названии, и определяет, какие в этом слове гласные звуки.
Вариант игр - перед ребенком 3-4 предметные картинки с различным слоговым составом. Логопед загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в слове. Задача детей - отгадать картинку. Роль логопеда по очереди выполняет каждый ребёнок.
Вариант - логопед выступает в роли продавца, "продавая" детям игрушки. Прищепки будут деньгами. Покупатель, выходя к доске, прикрепляет на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в названии той игрушки, которую он хочет "купить" (например, машина "стоит" три прищепки). Если ребенок верно "заплатил", то он получает игрушку.
6. Игры на формирование и развитие навыка фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Логопед называет звуки, ребенок прикрепляет на наборную полоску прищепки красного цвета, если звук гласный, синего - если звук согласный твердый и зеленого цвета, если согласный звук мягкий.
Вариант этого упражнения - составить полностью схему слова, используя цветные прищепки.
"Ищейка".
Логопед объясняет детям, что на наборной полоске, как и в слове, есть начало, середина, конец. Прищепка будет играть роль собаки-ищейки. Она будет искать, где в слове спрятался звук. В зависимости от того, где в словах находится заданный логопедом звук, дети прикрепляют прищепку (в начало полоски, середину или конец). Усложнение задания - взять прищепку нужного цвета (синюю, красную, зелёную).
"Подбери картинку к схеме".
Ребенку предлагается подобрать картинку к заданной схеме
"Смотри не ошибись!"
Назвать картинки, где слышится звук [ш], и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.
"Предложение"
Прочитать предложение и разделить его на слова.
Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка – одно слово).
7. Автоматизация и дифференциация звуков.
"Сороки".
Прищепки превращаются в сорок, которым нравится хватать слова с определенными звуками (например, если автоматизируется звук с, то слова со звуком с. Ребенок прикрепляет прищепки к картинкам, в названии которых есть нужный звук. "Сороки" отдают картинку логопеду, при этом четко произнося её название.
Вариант игры - при работе над дифференциацией звуков, например с-з, логопед предлагает прикрепить прищепки, допустим, желтого цвета, к картинкам, в названии которых есть звук с, а прищепки коричневого цвета - к картинкам, в названии которых есть звук з. При этом названия картинок произносятся четко. Картинки потом можно убрать и по прищепкам вспомнить, сколько и каких слов было на один звук и на другой.
Вариант - при автоматизации звука прищепки могут превратиться в различных "героев"- участников "разговора" :
-Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
(проговаривая слова, ритмично открывать и закрывать прищепку в правой руке)
- Жу,жу,жу,жу,
Я на дереве сижу.
(ритмично открывать и закрывать прищепку в левой руке)
-Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
(ритмично открывать и закрывать прищепку в правой руке)
-Жу,жу,жу,жу,
Я летаю и жужжу.
(ритмично открывать и закрывать прищепку в левой руке)
"Рыбалка".
В таз положить прищепки с картинками на автоматизируемый звук и ловить их магнитом. Например: шапка, машина, носок, шуба, мышь. Ребенок должен «поймать» картинки, в названиях которых спрятался автоматизируемый звук [ш].
«Пчела».
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:
Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,
Лы-лы-лы – жало у пчелы.
"Загадки"
Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ. Произнести слово.
8. Развитие и обогащение словарного запаса.
"Гусеница"
На столе разложены прищепки, ребенок называет слово, относящееся к теме занятия, например к теме "Овощи"- помидор, берет одну прищепку, второй ребенок называет свое слово и прикрепляет свою прищепку к первой. Таким образом дети собирают цепочку слов-прищепок.
Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам. «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т. д.
«Птицы».
Отмечаем одним цветом зимующих птиц, другим – перелетных. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих – зелеными.
Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика – ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами рук, движения его пальцев замедлены и неловки. Важно иметь в виду и то, что за этой неловкостью движений нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не замечаемые родителями, но требующие неотложного внимания. Таким детям сложно и в обычной жизни, поскольку эта их «ручная неумелость» дает о себе знать буквально на каждом шагу. Трудно таким детям и в школе – у них быстро устает рука при письме, темп письма медленный, почерк неразборчивый.
Таким образом, в период становления у ребенка речи очень важно развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.
Список литературы:
1. Леонова О. А. Коррекция речевых нарушений в играх с мячом : Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
2. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 212с.
3. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб. : Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
4. Половникова О. А. Опыт логопедического сопровождения детей дошкольного возраста / Половникова О. А. // Логопед – 2012. – № 10. – С. 47-49.
5. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
6. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).