Папки-передвижки

Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности

Кристина Иванникова
Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

“Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму”.Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Публикация «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности» размещена в разделах

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открыт

ию. [/i]

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности реб нка тех

качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость

ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов,

формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной

системы образования. Реб нок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к

этому соответствующие условия.

«Чёрный ящик»

1 опыт.

«Раскрасим салфетку без рук»

Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.

Ход действий: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получился узкий, длинный прямоугольник. От него отрезается кусочек примерно 5 см ширеной. Развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Отступая от нижнего края примерно 5-6 см, начинаем ставить большие точки каждым цветом фломастера. Образуется линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Наблюдаем.

Выводы: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх. А проходя сквозь краску фломастера, она растворяет её.

Обучение экспериментированию организованно поэтапно, сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога,затем они воспроизводят опыты самостоятельно, под наблюдением педагога.

Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных знаний. Дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности сочетается с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.

Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Мы провели исследование по выявлению уровня развития поисковой деятельности, используя задания открытого типа (Н. Н. Поддъяков). Критерии оценки уровня развития детского экспериментирования :

- Способность принять поставленную задачу: были ли предприняты действия по преобразованию предложенного предмета (коробочки).

- Характер действий: манипулятивные или поисковые (поиск нужного способа изменения предмета с целью получения определенного образа; обнаружение материала, необходимого для крепления деталей задуманного образа).

- Познавательный интерес : форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

- Количество и особенности созданных образов: объемные или плоскостные, выразительные или примитивные.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

– все дети проявили интерес к предложенной деятельности, и большинство (18 из 19) с удовольствием погрузились в ситуацию выбора коробочки. Однако дальнейшие их действия сильно отличались между собой, что позволило нам разделить дошкольников на четыре подгруппы по уровню развития деятельности экспериментирования;

– к первому уровню, не принявших детей задачу и не проявивших интереса к заданию мы отнесли двоих детей. Одного из них не заинтересовало даже большое количество и разнообразие коробочек: он рассмотрел лежащие пред ним предметы на столе, и начал выкладывать фигурки из зубочисток. Другой ребенок, хотя и смог выбрать коробочку, но отказался что-либо делать с ней;

– второй (низкий) уровень развития деятельности экспериментирования показали трое детей, которые, несмотря на повторение инструкции, не поняли задание и не смогли принять поставленную перед ними задачу. Действия, совершаемые этими детьми, носили манипулятивный характер. Они так и не смогли придумать какие-либо варианты изменения коробочки;

– один из этих детей просто перебирал коробочки и, узнавая рисунок на них, называл из-под чего они. После повторения инструкции начал заполнять коробочки предметами, лежащими перед ним: в одну сторону сложил фломастеры, в другую – пластилин, в третью – краски и т. д. Двое других ребят, выбрав коробочку, долго думали, что с ней можно сделать. После повторения инструкции приняли решение разукрасит её фломастером. На вопрос: «Что у тебя получилось?»отвечали: «Коробочка»;

– десять детей, чья деятельность соответствует третьему (среднему) уровню развития детского экспериментирования поняли поставленную перед ними задачу. Однако ярко выраженный познавательный интерес, с одной стороны, и высокая степень сложности задания – с другой, привели его к формальному выполнению. При этом все дети данной подгруппы с увлечением создавали различные образы из знакомых им материалов: цветной бумаги, пластилина, рисовали и раскрашивали. Например, Настя Т. очень любит лепить из пластилина. Выбрав коробочку и окинув взглядом предложенные материалы, тут же замечает пластилин и увлеченно начинает лепить из него грибок. Через некоторое время, спохватившись, вспоминает про задание, связанное с преобразованием коробочки, и принимает решение: «Пусть этот грибок закрывает коробочку от дождя». После этого девочка быстро взяла коробочку и к одной из сторон прикрепила свой гриб. У семерых детей этой подгруппы действия носили манипулятивный характер, у троих поисковый. Полученные ими образы примитивны и выполнены на плоскости в виде аппликаций или рисунков (домик, ракета, бабочка, кегля, вазочка с цветами и т. д.) Только 4 образа из 17 объемных. Это веер и самолетик из цветной бумаги, 2 грибочка из пластилина;

– четвертый (высокий) уровень развития детского экспериментирования показали пятеро детей. Главное отличие их деятельности в том, что все они, проявив высокий познавательный интерес, приняли задачу и предприняли действия, направленные на преобразование коробочки. Их действия носили поисковый характер. Каждым ребенком создано несколько (от трех до пяти) объемных образов (иногда при наличии и плоскостных в виде аппликаций, которые, несмотря на их примитивность, достаточно проработаны (чайник, кроватка, мячики, самолет, ширма для театра, трамплин для мотоцикла, баночка для кистей);

– следует отметить, что дети всех подгрупп применяли при создании образов и для крепления деталей предметы, которые были в их опыте (клей, краски, фломастеры, цветные карандаши, цветную бумагу, пластилин для создания образов, ножницы). При этом, несмотря на отсутствие положительного результата, никто из них не использовал проволоку, веревочки, скрепки, зубочистки и пластилин для соединения деталей. Дети не смогли обнаружить у знакомых им материалов новых свойств.

Сравнивая результаты исследования уровней развития речи и поисково-исследовательской деятельности, необходимо отметить взаимозависимость между этими категориями: высокий уровень развития речи соответствует высокому уровню развитию поисково-исследовательской деятельности, и наоборот: низкий уровень развития речи соответствует низкому уровню развитию поисково-исследовательской деятельности.

Таким образом, роль экспериментирования в развитии дошкольника велика: положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует развитие речи.

Публикации по теме:

Центр экспериментирования и природы в старшей группе детского садаЦентр экспериментирования и природы в старшей группе детского сада «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Детство – страна удивительная. Каждый ребёнок представляет собой.

Центр экспериментирования в старшей группе детского садаЦентр экспериментирования в старшей группе детского сада Одним из основных принципов ДО в соответствии с ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Фотоотчет о проектной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с видами спорта» Актуальность. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 08:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Иванникова (УИ 2096218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД