МААМ-картинки

Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Марина Вагнер
Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Вагнер М. Ю. и Кошелева Л. Ю. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования)

В настоящее время наблюдается деградация и подчас исчезновение самой потребности в высокой культуре или отношение к ней как к культуре развлекательной. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности ее носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей. Трудно ждать ответственного поведения от духовно опустошенного и эмоционально ограниченного человека.

Публикация «Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического развития детей дошкольного возраста как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого старшем дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, в том числе и предметов прикладного искусства, создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Красота и все с ней связанное занимает большое место в жизни каждого человека. Научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

Для достижения высокого уровня эстетического развития старших дошкольников требуется проведение педагогами целенаправленной учебно-воспитательной работы, включающей теоретические и практические занятия искусством. Ответственность за планирование, организацию и результаты этих занятия с детьми, как правило, ложится на дошкольные образовательные учреждения. Именно в процессе посещения детского сада ребенок может приобретать навыки культурного общения, развивать художественный вкус, формировать разнообразные гуманитарные и естественнонаучные знания, накапливать образные представления, формирующие творческий потенциал и общую эстетическую культуру личности. Однако во многих детских садах педагогические коллективы не укомплектованы специалистами в сфере искусства. В большинстве дошкольных образовательных учреждений по-прежнему практикуется организация занятий художественно-эстетического цикла, характеризующаяся отсутствием интегрированных компонентов содержания, авторитарными формами педагогического воздействия, ограниченным внедрением самостоятельных и коллективно-импровизационных видов деятельности.

Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, ребенку необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов [1]. Организация этого пути для детей в разные возрастные периоды – главная задача воспитателей дошкольных учреждений. Эффективность реализации данной задачи зависит от того, какие способы выбраны для оптимального воздействия на сознание ребенка.

Интеграция – означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей системы в целое. В педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга. [2]. Интеграция определяется как взаимопроникновение, взаимодействие различных видов искусства, различных видов деятельности. Так, Т. Рогаткина полагает, что обобщение звуков, цветов, движений, ритма в единый эмоциональный фон свойственно природе самого ребенка, поэтому интеграция воспринимается им как наиболее естественный процесс познания [3]. О. Петракова настаивает на необходимости интегрированных занятий на основе взаимодействия трех видов искусств (музыки, литературы, изобразительного искусства) для научения детей умению «видеть музыку и слышать живопись» [4, с. 2]. Т. С. Комарова в своей исследовательской работе показывает, что интеграция в области эстетического развития дает возможность обогатить содержание детского творчества через пересечение искусства с самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей старшего дошкольного возраста. Она дает пояснение о дифференциации комплексных и интегративных занятий. Т. С. Комарова утверждает, что интеграция является системообразующим фактором процесса обучения детей и развития их творчества. Это подразумевает тесную взаимосвязь всех разделов воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду [5].

Таким образом, интегрированные занятия предоставляют детям возможность заниматься разнообразными художественными видами деятельности и способствуют удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, формированию эстетической воспитанности. На интегрированных занятиях старшие дошкольники приобретают представления о выразительных средствах художественного слова, музыки и изобразительного искусства, воплощают практически свои впечатления в собственном творчестве, в самостоятельной деятельности во взаимодействии с педагогами и родителями.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Митуликина, А. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности / А. А. Митуликина // Вестник Академии знаний. – 2016. - № 17 (2). – С. 64 – 71.

2. Кузнецова, Г. В. Развитие образной выразительности / Г. В. Кузнецова // Музыкальный руководитель. – 2012. – № 3. – С. 2 – 6.

3. Рогаткина, Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики / Т. Рогаткина // Музыкальный руководитель. – 2006. – № 5. – С. 7 – 15.

4. Петракова, О. Музыка звучит в рисунках / О. Петракова // Музыкальный руководитель. – 2005. – № 4. – С. 2 – 4.

5. Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.

6.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 15:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД