Ирина Санджиева
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Волшебный мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Формы занятия : сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, рисование, складывание разрезных картинок, придумывание конца сказки, моделирование.
Обучающие задачи:
- закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки;
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе „Волшебный мир сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- закрепить умение передавать структуру сказки с помощью моделирования;
- закрепить приемы нетрадиционного рисования;
- развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки;
- развивать умение придумывать конец знакомой сказки;
- развивать внимание, память, воображение, мышление;
- развивать речь, активизировать словарь;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы;
- воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность;
- формировать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Словарь новых слов: волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая, поучительная, необычная.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок, драматизация отрывков из сказок.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровая технология, технология «ТРИЗ».
Оборудование и материалы: атласный мешочек, картинки со сказками, блюдечко, наливное яблочко, клубок, разрезные картинки, модели сказки «Теремок», гнездо, Курочка Ряба, игрушка Колобок, игрушечные деревья, ватман большого формата на котором изображен лес, аудиозапись; ватные палочки, кусочки поролона, ватные диски, гуашь, влажные салфетки.
Ход занятия
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку входит сказочница Марья.
Сказочниц Марья : Здравствуйте, ребята! Зовут меня – сказочница Марья. Я рада, что вы пришли ко мне в гости в сказочное царство. Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. У меня в царстве случилась беда. Гуси- лебеди унесли Иванушку к Бабе - Яге. Поможете Аленушке найти братца?
Дети: Да.
Сказочница Марья : Но вы должны выполнить много трудных заданий: знать много сказок, отгадывать загадки, собирать сказку из частей, моделировать сказку, придумывать конец сказки, рисовать, а еще надо быть внимательными, старательными, послушными. Не испугаетесь трудностей?
Дети: Нет.
Сказочница Марья : А дорогу к Бабе – Яге нам покажет вот этот волшебный клубок. (Бросает клубок, он катится к чудесному мешочку.)
2. Дидактическая игра «Угадай сказку».
Сказочница Марья. Что это?
Дети: Мешочек.
Сказочница Марья : А мешочек не простой,
Он волшебный, вот какой!
Хотите узнать, что находится в волшебном мешочке? (Дети по очереди достают картинки и называют героев сказок. «Журавль и цапля», «Снегурочка», «Морозко», «Бычок Смоляной бочок», «Лисичка сестричка и серый волк, и т. д.
3. Беседа о сказках.
Сказочница Марья : Ребята, а какие это сказки?
Дети: Русские народные.
Сказочница Марья : Почему сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Сказочница Марья : Что такое сказка?
Дети: Сказка это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, вещи, птицы.
Сказочница Марья : А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая и т. д.
Сказочница Марья : А как сказки заканчиваются?
Дети: Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Сказочница Марья : Молодцы ребята!
4. Отгадывание загадок.
Сказочница Марья : Покатился дальше наш волшебный клубочек.
(На пенечке стоит блюдечко с наливным яблочком).
Сказочница Марья : Куда прикатился наш клубочек?
Дети: К яблочку.
Сказочница Марья. Да это же мое волшебное яблочко.
- Катись, катись, яблочко наливное,
По серебряному блюдечку.
Посмотрим, что там внутри. (Открывает яблочко и достает загадки.)
А теперь загадки отгадайте.
Сидит в коробе девочка,
У мишки за спиной;
Он сам того не ведая,
Несет ее домой («Маша и медведь»).
Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Сказочница Марья : Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы!
5. Дидактическая игра «Собери сказку».
Сказочница Марья : Катится дальше наш клубочек. Куда это он прикатился? На полянку. Ой! Что это такое? (На полу лежат разрезные картинки.)
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки он порвал.
С лешим в чехарду играл.
Помогите их собрать
Сказку русскую назвать!
Сказочница Марья : Надо из частей собрать сказку. (Дети из частей собирают картинки сказок и называют их).
Сказки : «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Сказочница Марья : Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
6. Моделирование сказки.
Сказочница Марья : Идем дальше. Ой, ребята клубочек через ручеек перекатился, а мы с вами перепрыгнем.
Сказочница Марья : (катит клубок к магнитному мольберту) Катился наш клубочек и прикатился в сказку.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
Назовите сказку.
Дети: Теремок.
Сказочница Марья : Мы ее покажем с помощью моделирования.
(Дети, используя модели, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Теремок»)
7. Придумывание конца сказки.
Сказочница Марья : Наш клубочек катится дальше. Ребята кто это?
Дети: Курочка Ряба.
Сказочница Марья : Жили-были дед, да баба. Была у них курочка ряба. Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Я придумала новую сказку, а вы придумайте конец сказки.
Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше? (дети сочиняют конец сказки).
Сказочница Марья : Молодцы ребята помогли мышке не оставили ее в беде. Какую хорошую сказку мы с вами сочинили.
8. Затруднение в игровой ситуации.
Сказочница Марья : Нам снова надо продолжать путь. Катись мой волшебный клубочек. (Катит клубок). Клубок катится к колобку, который лежит под елочкой.
Сказочница Марья : Ой, кто это такой круглый, да ладный?
Дети: Колобок.
Сказочница Марья : Колобок ты почему такой грустный?
Колобок: Ребята вы все такие веселые, дружные, а у меня нет друзей.
Сказочница Марья : Давайте поможем колобку, нарисуем много колобков, чтобы он с ними дружил. (Дети садятся за столы.)
Сказочница Марья : Ребята, какой формы колобок?
Дети: Круглой.
Сказочница Марья : А чем можно рисовать?
Дети: Кисточкой, ватными палочками, кусочком поролона, пальчиком.
Сказочница Марья : А теперь разомнем наши пальчики.
9. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
10. Художественно-продуктивная деятельность.
Сказочница Марья : Начинайте рисовать колобков.
Звучит спокойная музыка.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.
Дети рисуют на ватных дисках колобков и приклеивают их на ватман с изображением леса.
Сказочница Марья : Колобок посмотри, каких друзей нарисовали тебе ребята.
Колобок: Спасибо, ребята, теперь у меня много друзей.
Сказочница Марья : Ребята, отправляемся в путь искать Иванушку. (Бросает клубок. Дети идут за сказочницей.)
11. Итог непосредственной образовательной деятельности.
Звучит тревожная музыка «Полет Бабы-Яги». (аудиозапись)
Сказочница Марья : Ребята, Баба-Яга нас почуяла! Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга (выходит из избушки) : Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Сказочница Марья : Ребята, нужно вежливо попросить Бабу-Ягу, вернуть нам Иванушку.
Дети: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Аленушка плачет.
Сказочница Марья. Баба-Яга, ребята много трудных заданий выполнили, чтобы тебя найти. Расскажите Бабе-Яге, что вы делали в моем сказочном царстве?
Дети: Угадывали сказки, отгадывали загадки, собирали сказки по частям, моделировали сказку «Теремок», придумывали конец сказки «Курочка Ряба», рисовали для колобка друзей.
Баба-Яга: Молодцы! Иванушку я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут.
Сказочница Марья : Баба Яга, а ребята на прощание хотят потанцевать с тобой.
Танец с Бабой-Ягой. Мелодия «Бабка Ежка».
Баба-Яга: До свиданья ребята. Я теперь буду доброй, и никого не буду обижать. (Уходит.)
Сказочница Марья : Ну, а вам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось у меня в сказочном царстве?
Дети: Да.
Сказочница Марья : Вот вам подарки. (Дарит книжки-малышки.) До свиданья ребята.
Звучит песня «Дорогою добра».