Быкова Наталья Александровна
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, бережного отношения к ней, толерантного отношения к людям разных национальностей, живущих в России.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице;
- формировать умение ориентироваться на глобусе, находить на нём Россию;
- закрепить знания о государственных символах: флаге, гербе, гимне;
- закрепить знания детей о народах, проживающих в Российской Федерации;
- развивать познавательные интересы;
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства, чувства гражданского долга и чувства благодарности;
- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;
- воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей, живущих в Российской Федерации; к их культуре и традициям.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: глобус, игровое оборудование «Парашют здоровья», разноцветные галстуки для детей, бэйджи с именами детей, волшебный цветик-семицветик, магнитная доска, матрёшка, проектор, экран, флеш-карта со слайдами, колонка с записью народной музыки, дидактическая игра «Чудо-шар «Животные наших лесов», дидактическая игра «Разложи по размеру», дидактическая игра «Найди флаг и герб России», листы бумаги и наборы фломастеров по количеству детей.
Предварительная работа:
- беседы о родной стране, о российской символике;
- беседы о героях и защитниках Родины, таких их качествах, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
- прослушивание гимна России, песен о России, русских народных песен;
- рассматривание флага и герба России;
- рассматривание дидактических картин и хрестоматий с изображением пейзажей и достопримечательностей России;
- рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия» (ее богатства);
- рассматривание карты и глобуса, определение местонахождения России;
- заучивание стихов русских поэтов о Родине, природе;
- разучивание народных игр, хороводов.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети вместе с воспитателем входят в группу и становятся в центре группы полукругом.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, чтобы провести с вами игру, меня зовут Наталья Александровна. Я пришла не одна, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся! (дети приветствуют гостей).
Воспитатель: Ребята, когда я собиралась к вам в гости, я взяла из своего детского сада один предмет, который пригодится нам сегодня на занятии. Попробуйте отгадать, что же это за предмет.
Шар земной на тонкой ножке
У меня лежит в ладошках.
Страны, горы и моря
Смотрят гордо на меня.
Что это?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, это глобус. (Берёт в руки глобус). Посмотрите на него. Что такое глобус? Что обозначено на глобусе голубым цветом? А зелёным?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Правильно, ребята, глобус – это модель нашей планеты, он похож на неё, но во много-много раз меньше. Синим цветом на глобусе обозначены океаны, моря и реки, а зелёным – материки и разные страны.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется наша страна?
Дети отвечают.
Да, наша страна называется – Россия. Ребята, а кто из вас знает, где на глобусе находится наша страна?
Дети показывают.
Воспитатель: Верно, вот она наша страна, посмотрите, какая она огромная. А ещё она очень красивая. Вы бы хотели отправиться в путешествие по нашей стране? А на каком транспорте мы можем путешествовать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, верно, можно путешествовать на разном транспорте. Вы представляете, наша страна такая огромная, что для того, чтобы доехать из одного её края в другой на поезде, нужно ехать целую неделю! Поэтому я предлагаю совершить сегодня путешествие по нашей бескрайней России и побывать в разных уголках нашей страны с помощью волшебства. А поможет нам в этом «цветик-семицветик», нужно только произнести волшебные слова и покружиться вокруг себя:
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели!
Воспитатель отрывает лепесток, вместе с детьми говорит слова и кружатся вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на первой станции, которая называется «Природа России».
Воспитатель показывает слайды с изображением пейзажей – степь, горы, море, лес.
Воспитатель: Посмотрите, как красива наша страна. На юге нашей страны расположены бескрайние степи, где растут дикие тюльпаны и разные травы. А ещё на юге нашей страны есть моря – Чёрное и Азовское и Кавказские горы. А на севере нашей страны есть дремучие леса. Лес – это главное богатство России. Лес даёт человеку чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес – это огромный дом для множества животных, птиц и насекомых. Ребята, а какие деревья растут в лесу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много названий деревьев. Но я хочу ещё немного проверить ваши знания и предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний». Я буду показывать вам три картинки, а вы должны отгадать, какое из трёх деревьев лишнее и объяснить, почему вы так думаете. Не забывайте, что отвечать нужно не хором, а по одному. Если кто-то знает ответ, подымите руку, я спрошу. А еще постарайтесь отвечать полным предложением. Итак, приступаем к игре.
Дидактическая игра «Третий лишний».
Воспитатель показывает слайд с изображением 3 деревьев. Дети должны отгадать, какое дерево лишнее и назвать, по какому признаку оно лишнее. Воспитатель просит желающего ребёнка назвать все деревья, изображённые на слайде, назвать лишнее и объяснить свой выбор.
Слайд 1. Клён, дуб, сосна (лишнее дерево – сосна, это хвойное дерево, а остальные - лиственные).
Слайд 2. Ель, сосна, берёза (лишнее дерево – берёза, это лиственное дерево, а остальные - хвойные).
Слайд 3. Дуб, берёза, яблоня (лишнее дерево – яблоня, это фруктовое дерево, оно не растёт в лесу).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Не забывайте, что лес – это наше богатство, его нужно беречь. А что значит беречь лес и беречь природу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, это значит заботиться о лесе и его обитателях, не шуметь в лесу, не оставлять в лесу мусор, не ломать деревья, не разводить костры, не рвать цветы, не разорять гнёзда птиц и норы животных. Ведь природа – наш общий дом.
Но нам пора продолжать наше путешествие.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели!
Воспитатель отрывает лепесток, вместе с детьми говорит слова и кружатся вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на второй станции, которая называется «Животные наших лесов». В лесу живут разные животные, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка», чтобы проверить, как хорошо вы знаете животных.
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Воспитатель демонстрирует детям чудо-шар с загадками о животных и предлагает отгадать их.
Воспитатель: У меня есть чудо-шар, посмотрите, какой он яркий и красивый. На его гранях написаны загадки, бросайте шар по очереди, а я буду читать вам загадки. Кто бросал шар, тот может ответить на загадку. Если тот, кто бросал шар, не знает ответа, тогда он может попросить помощи у товарищей.
Дети бросают шар, отгадывают загадки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок бросит шар 1 раз. Если выпадает грань с уже отгаданной загадкой, ребёнок бросает шар ещё раз.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. А значит, нам снова пора в путь.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели!
Воспитатель отрывает лепесток, вместе с детьми говорит слова и кружатся вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на третьей станции, которая называется «Мастеровая».
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Ребята, в старину, когда ещё не было фабрик и заводов, всё-всё люди делали своими руками: ткали ткань, шили одежду и обувь, из дерева или из глины мастерили посуду и игрушки. Людей, которые это делали, называли мастерами или ремесленниками.
В давние времена девочки и мальчики, такие же как вы, любили играть с одной игрушкой, попробуйте угадать, как она называется:
Разноцветные подружки,
Любят прятаться друг в дружке. Что это?
Дети отвечают.
Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. А как выглядит эта игрушка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, это деревянные куколки разного размера, которые помещают друг в дружку, самая маленькая прячется в матрёшке побольше и так дальше до самой большой матрёшки. Вот она!
(Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
Давайте попробуем расставить матрёшек по размеру от самой маленькой до самой большой.
Дидактическая игра «Разложи по размеру».
Воспитатель достаёт из конверта бумажные фигурки матрёшек разного размера и предлагает расположить их на магнитной доске по размеру от самой маленькой до самой большой.
Воспитатель: Чтобы создать такую красоту, приходилось мастерам немало трудиться. В свободное время любил народ отдыхать да в игры разные играть. И я предлагаю сыграть в игру «Карусели».
Подвижная игра «Карусели» под музыку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. И нам с вами пора в путь.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели!
Воспитатель отрывает лепесток, вместе с детьми говорит слова и кружатся вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на четвёртой станции, которая называется «Наша Родина».
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, Родина для каждого человека – это та страна, где человек родился. Как называется наша с вами Родина?
Дети отвечают.
Воспитатель: А что такое столица?
Дети отвечают.
Воспитатель: Столица – главный город нашей страны. Как называется столица России?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, ребята, столица нашей Родины – город Москва.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Давайте вспомним, что является государственным символом России?
Дети отвечают.
Воспитатель: У каждой страны есть его государственные символы – это герб, флаг, гимн. Свой флаг есть в каждой стране. Ребята, а все флаги разных стран одинаковые?
Дети отвечают.
Воспитатель: Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых мы никогда не найдем.
Воспитатель: Ребята, а кто может мне ответить, какой у России флаг?
Дети отвечают.
Воспитатель: Российский флаг трехцветный, у него три полосы - белая, синяя, красная.
(На экране слайд с российским флагом).
Воспитатель: Гербы тоже в каждой стране разные. Посмотрите, ребята, это герб нашей страны.
(На экране слайд с российским гербом).
Воспитатель: На нём изображён двуглавый орел. У него неспроста две головы – одна голова смотрит на запад, а друга на восток, что бы защитить государство от врагов. В лапах он держит жезл и державу, символы власти.
Герб объединяет людей, живущих в нашей стране. На нём старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение.
Ещё один государственный символ – это гимн, главная песня страны, его нужно слушать стоя.
Воспитатель: Ребята, у меня есть 2 конверта, в каждом из них есть задание, значит, нам нужно поделиться на две команды. Кто знает, как можно разделиться? (по считалке, на мальчиков и девочек, по счёту и т. д.).
Воспитатель делит детей на 2 группы любым способом.
Дидактическая игра «Найди флаг и герб России»
В первом конверте находится 5 государственных флагов, в другом – 5 гербов. Задание для 1-ой команды: убрать в конверт все государственные флаги и оставить только флаг России (выполняется за столом). Задание для 2-ой команды: аналогичное, только убрать нужно государственные гербы, оставив герб России (выполняется за столом).
Дети выполняют, воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задания.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Нам пора в путь.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели!
Воспитатель отрывает лепесток, вместе с детьми говорит слова и кружатся вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на пятой станции, которая называется «Малая Родина». Кто из вас знает, что такое Малая Родина?
Дети отвечают.
Воспитатель: Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя.
Малая Родина у каждого своя, это город или село, где человек родился и вырос. Как называется наш с вами родной город?
Дети отвечают.
Воспитатель: Хотите посмотреть, какая она Малая Родина на большой планете Земля?
Дети отвечают. Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры.
Воспитатель: На какой планете мы живём?
Дети: Земля.
Воспитатель: Возьмите голубой фломастер и нарисуйте большой круг. Это планета Земля.
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия.
Воспитатель: А как называется главный город нашей области?
Дети: Ростов-на-Дону
Воспитатель: Возьмите фломастер синего цвета и нарисуйте в красном кругу круг поменьше. Это город Ростов-на-Дону.
Воспитатель: А как называется город, в котором мы живём?
Дети: Азов.
Воспитатель: Возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте в синем круге маленькую точку. Вот какая маленькая наша малая Родина на нашей планете, но мы ее очень любим и дорожим ей.
Воспитатель показывает детям свой цветик-семицветик, на котором остался всего один лепесток.
Воспитатель: Ребята, у нас остался последний лепесток, а значит, нам пора домой, в детский сад. Давайте станем в круг и произнесём волшебные слова.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели!
Воспитатель отрывает лепесток, вместе с детьми говорит слова и кружатся вокруг себя.
Рефлексия.
Ребята, вы все большие молодцы! Мы совершили долгое путешествие, и вы справились со всеми заданиями. Я хочу задать вам несколько вопросов:
- Понравилось вам наше путешествие?
- Что вам особенно запомнилось?
- Какое задание было для вас трудным?
- А какое задание показалось самым интересным?
А на прощание я хочу, чтобы мы взялись за руки и все вместе произнесли русскую пословицу: «Пока мы едины – мы непобедимы!» Это значит, что если мы все будем заодно, все задачи будут нам по плечу! Спасибо вам за работу!