Интеллектуальная игра «Загадки старых переплетов». Внеклассное мероприятие для учащихся 7–9 классов

Косарева Лариса
Интеллектуальная игра «Загадки старых переплетов». Внеклассное мероприятие для учащихся 7–9 классов

Интеллектуальная игра «Загадки старых переплётов»

Косарева Лариса Ивановна

Интеллектуальная игра «Загадки старых переплетов» внеклассное мероприятие для ребят 7-9 классов

Форма проведения: Интеллектуальная игра

Цель: ориентирование учащихся на профессии, связанные с печатным делом, работой в библиотеке; предоставление возможности для творческой деятельности.

Оборудование и технические средства: экран, ноутбук, флеш-карта, раздаточный материал, реквизит для проведения конкурсов, игровые столы, карандаши, ручки, бумага.

1) мультимедийная презентация «Появлении книги на Руси», презентация «Мир книжных профессий». 2) выставка «Книги-долгожители из фонда Сольвычегодской библиотеки» Ход мероприятия. Этап первый. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А. С. Пушкина, басни И. А. Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку басни.

Вед. 1: Представление жюри. Ребята делятся на 2 команды и дают командам названия, связанные с профессиями. Вед. 2: А начинаем мы с приветствия команд. Конкурс «Будем знакомы». Команды представляют свое название, девиз, эмблему (отличительный знак). Представление команд (название, девиз. Например, «Крылья» - «Если много ты читаешь, в жизни крылья обретаешь!», «Чародеи» - «Как только палочкой взмахнём, ответ на всё тотчас найдём») История письма и книги. Вед. 1: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами, отправляемся в путешествие. Оно будет необыкновенным и увлекательным. Почему? А потому, что мы сегодня узнаем много интересного о самом близком друге. Кажется, вот он мой друг рядом, и я – про него все знаю. А на самом деле бывает так, что мы порой о своем друге ничего и не знаем. Я говорю – про книгу. Книга – первый друг человека. Она дает человеку знания, советы, надежду, учит любви и добру. А иногда книга может принести и вред человеку. Так, что же представляет из себя наш друг-книга? И откуда она пришла? Кто ее придумал? В своем познавательном путешествии мы много историй узнаем о книге.

Вед 2: Структура книги: Первая тетрадь книжного блока всегда начинается с титульных элементов. Авантитул, первая страница, содержит, как правило, некоторые сведения о книге - это может быть название серии, название издательства и т. д.

Вторая страница – контртитул - может остаться незаполненной, либо представлять название книги на языке оригинала. В массовых изданиях авантитул и контртитул могут отсутствовать, в то время как в элитных, подарочных изданиях эти части присутствуют почти всегда. Титульный лист содержит основные данные о книге: фамилию автора, название, жанр произведения, фамилию переводчика, название издательства, год издания. На обороте титульного листа размещают менее значимые сведения о книге: краткую аннотацию, знаки охраны авторского права, библиографические индексы. К авантитулу или титульному листу может быть приклеен фронтиспис, на котором часто помещают портрет автора.

Структура и элементы старинной книги. Показ книг с книжной выставки «Книги-долгожители из фонда Сольвычегодской библиотеки». Элементы книги могут отделяться друг от друга шмуцтитулами - страницами с названиями частей. Каждая новая часть начинается со спусковой полосы, которая может быть украшена заставкой, буквицей. Иллюстрации в книге могут печататься на той же бумаге, что и текст, но часто их печатают на бумаге другого вида и располагают в книге в виде вклеек и вкладок. Страницы для удобства поиска обычно пронумерованы. В конце книги помещают содержание или оглавление, исключением могут быть справочные и учебные издания, где содержание или оглавление помещают в начале книги, после титульных элементов. На последней странице располагаются выходные данные книги: фамилия автора, название книги, фамилии и должности лиц, принимавших участие в создании книги, адрес издательства и типографии, где книга была напечатана. Обрез книжного блока может быть закрашен, кроплен либо украшен золочением, цветной печатью, тиснением. Сверху и снизу корешок блока украшается капталом. В некоторых изданиях к корешку блока крепится ленточка - ляссе, исполняющая роль закладки. Книжный блок и переплетная крышка соединяются между собой форзацами, выполненными из плотной бумаги. Переплет - это все элементы скрепления книжного блока, крышки с блоком и переплетная крышка.

Переплетная крышка книги, составленная из толстого картона, может быть покрыта одним материалом, либо комбинацией материалов. Для покрытия используются натуральная кожа, искусственные материалы, ткани, бумага, матовая и глянцевая пленки. Тексты и изображения на переплетную крышку наносятся с помощью печати красками, тиснения фольгой, рельефного тиснения, использования наклеек. Корешок переплетной крышки может быть прямым или кругленным, с использованием специальных рельефных украшений - бинтов. В качестве защиты переплетной крышки и дополнительного украшения издания нередко используется суперобложка. В изданиях, рассчитанных на более короткий срок службы - брошюрах, - блок покрывается бумажной обложкой.

Вед 2: История возникновения книг на Руси

Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас и как появилась книга на Руси вы сейчас узнаете.

Презентация «Появлении книги на Руси»

СЛАЙД 1 Ведущий: пролистаем страницы истории и пронаблюдаем, как появились книги на Руси. Вот как это было.

СЛАЙД 2 В древней Руси ещё не было бумаги. Люди использовали для записей кость, дерево, глину, пергамент и бересту. Основным материалом письменности была береста, не требовавшая долгой и уж тем более дорогостоящей обработки.

СЛАЙД 3 Однако настоящие книги писались на дорогостоящем пергаменте, выделка которого была весьма нелегким делом.

СЛАЙД 4 С принятием христианства связано широкое распространение письменности на Руси. Авторы славянской азбуки Кирилл и Мефодий – уроженцы города Солунь (Салоники).

СЛАЙД 5 24 мая установлен День славянской письменности. В Москве был открыт памятник создателям азбуки.

СЛАЙД 6 Славяне знали две древние азбуки – кириллицу и глаголицу, но распространение получила кириллица ввиду ее явного практического удобства.

СЛАЙД 7,8,9 Когда книга была рукописной, она была подлинным произведением искусства. Прорисовывались каждая деталь, каждый элемент буквы. Создавать такую книгу могли только настоящие мастера, настоящие художники. В рукописных книгах всё создано человеческими руками, без использования возможностей техники, которых тогда просто не было.

СЛАЙД 10,11,12 Когда они создавались, стать их владельцами могли только очень богатые люди, т. к. каждая книга стоила очень дорого.

СЛАЙД 13 Иван Федоров, основатель книгопечатания в России и на Украине.

СЛАЙД 14,15 1 марта 1564 года в Москве совместно с Петром Мстиславец выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Праздник православной книги, который стал ежегодным, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Патриарха Кирилла, который был приурочен к дате выпуска книги «Апостол», она считается первой печатной книгой на Руси.

СЛАЙД 16 Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. Опыт и знания приобретал в различных городах Европы: Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи с просвещенными людьми Европы Был прекрасно образован, разносторонне просвещен, наряду с издательским делом отливал пушки.

СЛАЙД 17 Памятник Ивану Федорову был открыт в 1909 г. по инициативе Московского археологического общества на средства, собранные по подписке в течение 39 лет.

СЛАЙД 18 С появлением книгопечатания книга стала доступной большему количеству людей, хотя и не стала предметом обычным и привычным для всех. Стоимость печатной книги по сравнению с рукописной ниже. Именно появление книгопечатания в огромной степени повлияло на культуру и историю страны. Книги уже могли позволить себе люди не только самые состоятельные.

СЛАЙД 19 На книгах ставили издательский знак. Издательский знак Ивана Фёдорова.

СЛАЙД 20, 21 Печатный двор в Москве.

СЛАЙД 22 Вот так выглядел первый печатный станок.

СЛАЙД 23 К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью, говорили, что ее можно прочесть от доски до доски. Как это? Издавна на Руси, чтобы сохранить книгу, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей, закрывая книгу обложку стягивали металлическими застежками.

СЛАЙД 24 В старинной русской школе существовал обычай:когда ученик заканчивал какую-то часть обучения –выучил буквы, прочитал первую книгу- он приносил «горшок каши»учителю за науку. С тех пор однокашниками и называют всех тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу.

Этап второй.

Конкурс «Выразительно прочитай». Прочитать отрывок из старинной книги 19 века написанного дореформенной орфографией.

Конкурс. «Сложи ПАЗЛЫ»

За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. ПУШКИНА

1. Сколько лет рыбачил старик (тридцать лет и три года)

2. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)

3. За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)

4. Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)

5. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку(3 раза)

6. На кaком острове выстроил свой дворец Гвидон, сын царя Салтана? (на острове Буяне)

7. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей (за 3 года)

8. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)

9. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)

10. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

За все задания - 10 баллов, за каждый неполный ответ – 0,5 баллов

Конкурс «БАСНИ».Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И. А. КРЫЛОВА.

1. А Васька слушает… (да ест)

2. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).

3. Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (А сапоги тачать пирожник)

4. Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)

5. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)

6. Наделала синица славы… (а моря не зажгла)

7. Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши)

8. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)

9. Недаром говорится… (что дело мастера боится)

10. Услужливый дурак… (опаснее врага)

За ответы на все вопросы – 10 баллов (за каждый – 1 балл)

Загадки: Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга)

Вам выражения знакомы:

Про первый блин, что вечно комом,

Про сор, что из избы несут…

Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Белое поле, Черное семя, Кто его сеет - Тот и радуется. (Письмо)

Новый дом несу в руке, Дверцы дома - на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель, книги, тетради)

Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)

Конкурс «БЮРО НАХОДОК». Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

1. Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

2. Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)

3. Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»,.

4. Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)

5. Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)

6. Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)

7. Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

8. Горошина (Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

9. Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)

10. Яблоко (мачеха, А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов

Конкурс «Буквенные ПАЗЛЫ». Составьте из букв название художественного произведения. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (ПУШКИН)

За полный правильный ответ – 2 балла

Конкурс «ЦИФРЫ в литературе». Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ – 0,5 балла.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж. Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А. Дюма «Три мушкетера».

Викторина «Из истории русской книги»

- На чем писались древние книги? (на бересте, пергаменте, глине, дереве, кости)

- Кто авторы славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий)

-Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)

- К какой дате был приурочен праздник православной книги? (был приурочен к дате выпуска книги «Апостол»)

- Какой азбукой пользовались наши предки? (кириллица и глаголица)

- Какие были первые книги на Руси? (рукописные)

- Кто был первопечатником России (Иван Фёдоров)

- Какую книгу диакон Иван Федоров напечатал самой первой? («Апостол»)

- Кто работал над этой книгой вместе с Иваном Федоровым? (Пётр Мстиславец)

- Почему возникла потребность в книгопечатании? (Возникла потребность в книгах в большом количестве)

Презентация «Мир книжных профессий»

Этап третий. Итог игры. Вед 2.: Наша интеллектуальная игра подошла к концу. И теперь нам осталось только подсчитать балы и выявить победителя. Спасибо вам ребята, работали вы все хорошо. Но главная цель нашего мероприятия была не в соперничестве, а расширении ваших знаний о мире профессий.

Слово жюри.

Жюри подсчитывает очки.

Команды демонстрируют домашнее задание (инсценировку басни, сказки)

Проводится награждение.

Публикации по теме:

«С чего начинается Родина?» Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса "С чего начинается Родина?" Задачи: 1. Воспитывать у школьников чувства любви и гордости.

Внеклассное мероприятие для учащихся младших классов школы-интерната «Путешествие по страницам рассказов Э. Успенского» Внеклассное мероприятие для учащихся младших классов «Путешествие по страницам рассказов Э. Успенского» Цели: Расширить представления учащихся.

Внеклассное мероприятие для учащихся 1–9 класса «Мама и я», посвященное Дню матери ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ МАТЕРИ Игра «Мама и я» Автор - Иванова Е. Н. Цель: 1. Формирование.

Внеклассное мероприятие для 5–10 классов «Музыка нас связала» «МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА»внеклассное мероприятие для обучающихся детского творческого объединения по вокалу возрастная категория обучающихся.

Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса «Путешествие в мир книги» Путешествие в мир книги Цель: расширить представления учащихся о роли книги в жизни человека. Задачи: 1. Развивать любознательность,.

Внеклассное мероприятие по краеведению для учащихся начальной школы «Моя улица» Тема: Моя улица Цель: знакомство учащихся с улицами села. Задачи: Воспитание чувства патриотизма к Родине. Приобщение детей к творческой.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра»Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 24 «Солнышко» Внеклассное мероприятие по теме: «День.

Внеклассное мероприятие «Загадки зимнего леса» для учащихся начальных классов Внеклассное мероприятие «Загадки зимнего леса» для учащихся начальных классов Внеклассное мероприятие: Викторина «Загадки зимнего леса».

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Зимующие птицы» Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы» Боброва Нина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Летяховская СОШ Цели: 1. Вызвать сочувствие.

Внеклассное практическое мероприятие по ПДД для 1–4 классов на автоплощадке МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ЛОХВИЦЫ ФИЛИАЛ НЕКРАСОВСКИЙ Внеклассное.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Интеллектуальная игра «Загадки старых переплетов». Внеклассное мероприятие для учащихся 7–9 классов
Опубликовано: 6 марта 2019 в 13:30
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

«Как у ребенка воспитывать самоуважение?» Консультация для родителей
Самоуважение – это уважение к самому себе. Это признание рождается от собственных достоинств. Ребенок чувствует удовлетворение, если он делает что-то...
Фотоотчет «Озеленение участка»
Благоустройство и озеленение участка детского сада способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале...
Детский мастер-класс по конструированию из бросового материала «Новогодний подарок»
Программные задачи:Учить детей использовать при конструировании бросовый материал, совершенствовать работу с ножницами при вырезывании различных форм,...