Исследовательская работа «Первоцвет мать-и-мачеха»

Светлана Неверова
Исследовательская работа «Первоцвет мать-и-мачеха»

(творческое название «Весенний медонос»)

Данная работа относится к группе тем теоретической и эмпирической направленности. Работа была представлена на областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь» (номинация «Науки о природе»).

В ходе проведения ряд исследований ребёнок совершенствует навыки исследовательского поведения, развивает свои исследовательские способности и интеллектуально – творческий потенциал.

Работу выполнила воспитанница группы №8 МАДОУ «Детский сад «Непоседы». Руководитель работы: Неверова С. П., воспитатель.

Содержание

1.Введение

1.2. Краткий литературный обзор

1.3. Место и сроки проведения работы

2. Ход исследования

3. Выводы

4.Заключение

5. Список литературы

Приложения (схема посадки, фотографии, отражающие ход проведения исследования, легенды, народные обычаи и поверья о растении, загадки, стихи, творческие работы, гербарий).

Введение

Все виды растений, произрастающих на определённой территории, принято называть именем Флоры – древнеримской богини цветов и весны. Первые упоминания о флоре Тамбовского края содержатся в рукописях 18 века. Огромный вклад в изучение флористического состава области внесли такие учёные, как В. В. Алёхин (1925, М. А. Бухало (1989). Начиная, с начала 70-х годов (Г. А. Лада, А. С. Соколов и другие) началось новое направление исследований – изучение и охрана редких растений и мест их обитания. В Красной книге растений Тамбовской области достаточно подробно описаны редко встречающиеся и исчезающие растения. (Красная книга Тамбовской области, 2006). Имеются яркие фотографии многих видов растений, среди них есть первоцветы, например, ветреница лесная, прострел раскрытый и другие. Представлены и растения семейства сложноцветных. Мать – и мачеха в Красной книге не представлена, так как растение широко распространено в нашей области. Необходимо вести постоянный мониторинг редких, красивоцветущих, а также лекарственных видов растений. Это важно не только для накопления сведений, но и для охраны и восстановления исчезающих растений.

В природе есть много растений с необыкновенно высокими декоративными качествами. Это: ирисы, ромашки, а также первоцветы, например, ветреница, пролеска, медуница, мать-и-мачеха. Ведётся поиск новых декоративных, медоносных, лекарственных растений. Спрос на лекарственное сырьё увеличивается. При наличии открытого, свободного участка на территории детского сада вполне возможно создать живую коллекцию растений, например, первоцветов. Чтобы привлечь внимание к изучению, охране отдельных растений, надо больше показывать их значение и приводить занимательные сведения, выращивать растения.

Остановимся на мать - и - мачехи. Ранней весной растение не только декоративно, но и имеет чудесный аромат. Из пыльцы этого первоцвета пчёлы делают первый мёд. Если весна ранняя, то мать – и – мачеху можно увидеть в природе в марте. Прекрасные строки посвятили этому растению многие поэты.

На опушке –

Огоньки

Целая проталинка.

Коротышки стебельки

И цветочек маленький

Листьев нет – она цветёт,

Холодом охвачена.

Пчёлкам самый ранний мёд

Дарит мать – и мачеха. (Л. Друнина)

В детском саду в группах есть «Центр книги» (книжный уголок, который постоянно пополняется. В детский сад приходит библиотекарь, дети посещают библиотеку. Таким образом, есть прекрасная возможность продолжать знакомиться и изучать детскую литературу. На занятии познакомились с книгами Валентина Берестова. Среди них произведения: «Корзинка», «Мать – и – мачеха» и другие. Рассказ очень заинтересовал. Узнав о конкурсе дошкольников и младших школьников «Юный исследователь» решили принять участие в номинации конкурса «науки о природе». Захотелось подробнее изучить первоцвет – мать – и мачеху. И вот, что интересно, в какое время года можно в природе увидеть мать – и мачеху с листьями? Продолжить в дальнейшем наблюдать за ростом и развитием растения на участке детского сада.

Цель работы: изучение растения первоцвета – мать – и мачехи.

Задачи:

- познакомиться с научными источниками информации;

- прочитать детские книги по теме исследования;

- посмотреть фильм о весенних цветах;

- изучить внешнее строение цветущего растения, сравнить с одуванчиком;

- принять участие в творческой выставке «Первоцветы – улыбка природы»;

- побеседовать с фармацевтом о лечебных свойствах растения;

- составить план посадки растения на свободный участок группы детского сада;

- провести пересадку растений мать – и мачехи из окружающей природной среды на участок, прилегающий к зданию сада.

Гипотеза1 – мать – и – мачеха - красиво цветущий первоцвет с листьями.

Гипотеза2 – мать – и – мачеха - красивоцветущий первоцвет без листьев.

Место и сроки проведения работы: Тамбовский район, с. Бокино.

Февраль – апрель 2018 г.

Ход исследования – это решение поставленных нами задач.

Ход исследования:

1.Знакомство и изучение научной литературы по теме исследования.

2. Практическая работа в Центре книги, Чтение и пересказ стихов и рассказа В. Берестова «Мать - и - мачеха» в группе. Знакомство с легендами и преданиями о растении.

3. Активное участие в просмотре и обсуждении фильма «Весенние цветы».

4. Работа с карточками, цветными иллюстрациями цветущих растений мать – и мачехи и одуванчика лекарственного. Выявление отличительных особенностей растений.

5. Практическое участие в подготовке и оформлении творческой выставки детей в группе №8.

6. Экскурсия в аптеки, расположенные недалеко от детского сада.

7. Составление схемы посадки растения мать-и-мачехи на прилегающий к группе участок.

8. Фенологическая прогулка в природу (окрестности с. Бокино Тамбовского района).

9. Пересадка растения на участок детского сада. Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием растения. Монтировка гербария.

10. Выводы по теме исследования. Рекомендации.

Методика исследования

Для травянистых растений актуальнее применять методы учёта видового состава, встречаемости растений. По теме исследования лучше использовать методику учёта обилия видов. Применили оценку обилия с помощью пятибалльной шкалы учёного Р. Хульта (1857 – 1899г.). Пробная площадь 1м2. Цифровые баллы которой распределяются следующим образом:

5 – очень обильно;

4 – обильно;

3 – не обильно;

2 – мало;

1 – единично.

Познакомились с научной литературой по теме исследования, выбрали ряд книг, среди них:

- Красная книга растений Тамбовской области;

- Школьный атлас определитель высших растений: книга для учащегося;

- Опыты и наблюдения над растениями;

- Весна в жизни леса;

- Журнал «Юный натуралист».

Выполнили весь ход исследования.

Выводы:

на время проведения исследования из двух гипотез, которые проверялись подтвердилась только одна. Гипотеза №2. Мать – и – мачеха - красиво цветущий первоцвет без листьев.

Заключение: мать – и мачеха обыкновенная - единственный вид растения семейства сложноцветных, обладающее рядом преимуществ, среди которых хочется выделить следующие:

- один из первых красиво цветущих первоцветов жёлтой окраски;

- цветёт дольше других первоцветов;

- лекарственное растение;

- распространённое многолетнее растение, неприхотливое к почвам;

- главное условие для роста мать-и-мачехи — хорошо освещенная местность.

В середине апреля пересадили растение на участок. Маленькая часть (приблизительно около 1м2) открытого солнечного участка идеальна для посадки растения. Мать – и - мачеха удивительное растение – лекарственный первоцвет, которое можно рекомендовать для изучения детям дошкольного возраста. Для изучения возможно не только брать из природы растение, но в дальнейшем возвращать в окружающую среду растения (интродукция).

Литература:

1. Вехова В. Н. Растения и животные. Руководство натуралиста. – М. : Мир, 1991

2. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас определитель высших растений: кн. для учащегося. М. : Просвещение, 1991

3. Морозова Е. А. Цветники. - СПб: БХВ-Петербург, 2003

4. Куликова М. В. Лекарственные растения в саду. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, Гранд, 2003

5. Нога Г. С. Опыты и наблюдения над растениями. – М. : Просвещение, 1976

6. Петров В. В. Весна в жизни леса. – М. : Наука, 1981

7. Красная книга Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы. / Ред. Н. И. Пономарёв. – Тамбов, 2001

Детская литература:

1. Берестов В. Корзинка. – М. : Малыш, 1984

2. Берестов В. Приятная весть. – П. : Калерия, 1989

3. Романова Н. Как я сделал открытие, 1986

Интернет – ресурсы:

www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «исследовательская работа».

http://doctoram.net/content/opisanie-rasteniya-mat-i-macheha.html

Исследовательская работа «Первоцвет мать-и-мачеха»
Публикации по теме:

Занятие по изготовлению аппликации «Мать-и-мачеха»Занятие по изготовлению аппликации «Мать-и-мачеха» Программное содержание: учить детей передавать в аппликации характерные особенности растения мать-и-мачеха, уточнять и закреплять знания.

Фотоотчет о выставке барельефной лепке «Лекарственные растения. Мать-и-мачеха» в младшей группеФотоотчет о выставке барельефной лепке «Лекарственные растения. Мать-и-мачеха» в младшей группе Цель:учить детей передавать в барельефной лепкой образ и вид мать-и-мачехи,форма цветка,листка,стебля. На недели по теме лекарственные.

Исследовательская работа «Дрофа» Министерство образования и науки Республики Бурятия Управления образования МО «Мухоршибирский район» МБОУ «Тугнуйская средняя общеобразовательная.

Исследовательская работа «Кто такой слон?» Исследовательская работа «Кто такой слон?» 1. Введение. Красавцы-слоны! Величавые, благородные, умные и внимательные. Большинство людей не.

Исследовательская работа «Удивительные неваляшки» Автор: дети второй младшей группы «Рябинушка». Руководитель: воспитатель Мартынова Александра Петровна. Тип работы:познавательно – исследовательская.

Исследовательская работа «Удивительный продукт — мед» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.

Исследовательская работа «Взыскание долга» Министерство образования и науки Республики Бурятия УО МО «Мухоршибирский район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Первоцвет мать-и-мачеха» для детей средней группыКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Первоцвет мать-и-мачеха» для детей средней группы Программное содержание: Цель – Формирование представлений о первых весенних цветах Мать- и –Мачехи» средствами изобразительной деятельности.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Исследовательская работа «Первоцвет мать-и-мачеха»
Опубликовано: 27 сентября 2019 в 19:03
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
МААМ: Сидим дома с пользой

Cитуация всеобщего карантина, которую мы с вами сейчас переживаем, – неслыханная и непривычная.И детям, и взрослым непросто приспособиться к этой обстановке: ведь она изменила весь привычный уклад их...

7 апреля. День рождения Рунета

Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу: интернет пришёл в нашу с вами жизнь в начале 2000-х. Работал он через домашний телефон: когда ты сидишь в интернете, дозвониться до тебя невозможно. Если...

«Самолёт» Фотоотчёт о занятии по рисованию в технике — фроттаж (средняя группа)
России Небу - мы служили! Мы Истребителями были! Бомбардировщиками были! Штурмовиками рвались в Бой! Мария Извольская. Тематические рисунки...
Мастер-класс «Пасхальные яйца, вязаные крючком»
Продолжая тему приближающегося праздника Светлой Пасхи. Сегодня предлагаю Вам связать пасхальные яйца и украсить их подручных материалом. Данный мастер-класс...
Выставка — конкурс поделок из бросового материала «Загадочный космос»
В космосе так здорово! Звёзды и планеты! В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся...