Лучший педагог года

Исследовательский проект «Господин утюг» для детей 4–5 лет

Елена Векшина
Исследовательский проект «Господин утюг» для детей 4–5 лет

Исследовательский проект «Господин Утюг»

Возраст детей : 4-5 лет

Актуальность:

Бытовая техника делает комфортной жизнь каждого человека. Выбирая ту или иную бытовую технику, мы обращаем внимание на ее мощность, стоимость, энергопотребление, немаловажен ее цвет и дизайн. Разумеется, приборы должна быть надежными.

Публикация «Исследовательский проект „Господин утюг“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

В свою очередь, для ухода за одеждой люди используют стиральные машины, утюги. Люди всегда ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Современные хозяйки просто не представляют домашнюю работу без такого электроприбора как утюг. Еще бы, вещь просто незаменимая, в каждом доме ей находится место. Сегодня же утюг является бытовой техникой, входящей в группу необходимой для жизни, поэтому спрос на этот товар из года в год сохраняет свои позиции в мире торговли. Справиться с современным утюгом не составляет труда – так он прост в обращении, и функции пара в нем есть, и разбрызгивание воды. Просто включаем в электрическую розетку, и все работает. Актуальность и популярность этого товара обоснована тем, что каждый человек независимо от его возраста и социального положения хочет выглядеть красиво и опрятно, а если одежда не будет наглажена, то не зависимо от ее качества и цены, она не сможет достойно представить внешний вид человека. В связи с этим, выбирая данную бытовую технику, будьте внимательны, выбирайте только качественный товар, который вас не подведет перед важной встречей.

Цель: создание условий для проявления познавательной активности, детской инициативы и самостоятельности в совместной проектной деятельности участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители воспитанников).

Задачи:

Обучающие

1. расширить представления детей о жизни наших предков, вызвать интерес к историческому прошлому (как выглядели и использовались утюги в прошлом, чем гладили жители нашей области в старину).

2. обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому утюга.

3. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.

Развивающие

1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей.

2. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с бытовыми приборами (провести практическое исследование способов глажки ткани, бумаги различными приспособлениями).

Воспитательные

1. Воспитывать умение работать в команде, взаимодействуя друг с другом доброжелательно, терпимо.

Задачи по работе с родителями:

Привлечь семьи к совместной образовательной деятельности на основе сотрудничества, реализуя детско-взрослый проект.

Ожидаемые результаты:

• в процессе исследований дети узнают историю возникновения утюга, проследят изменение утюга в процессе эволюции, изучат разные виды утюгов для облегчения труда и быта людей.

• самостоятельно расскажут о том, как появился утюг у них дома.

• овладеют практическими навыками по пользованию утюгом.

Предполагаемый продукт:

1. Совместные рисунки детей и их родителей.

2. Изготовление карточек для карты мира, где какой утюг использовали в древности и в наше время.

3. Создание сборника рассказов «Как утюг появился в семье».

4. Аппликация, лепка утюга.

5. Картотека загадок.

6. Фотогазета «Изготовление подарка маме «Салфетка с термоаппликацией».

Описание проекта (по технологии «5П») :

С самых давних времен все люди мечтали осуществлять качественный уход за предметами своей одежды, чтобы они даже после длительной стирки смотрелись без помятостей и некрасивых складок. Поэтому для этих целей, скорее всего, и был в свое время изобретен утюг, который на протяжении сотен лет преодолел все периоды собственной эволюции – от отполированного теплого камня до усовершенствованного вида беспроводного агрегата с функцией отпаривания и такой мощностью, которую можно отрегулировать. В нашей группе возникла такая проблема, что после стирки кукольной одежды, костюмов для сюжетно – ролевых игр одежда мятая, выглядит неопрятной. Как исправить эту проблему? С помощью утюга. Ведь мы уже помогаем маме гладить электрическим утюгом простые вещи, но никогда не задумывалась: чем же пользовались до утюга, когда появился утюг и как он выглядел в старину, что у него внутри? Мы рассмотрели несколько видов утюгов простой, паровой, вертикальное и горизонтальное отпаривание, с рассеиванием воды. Как выбрать хороший утюг? Как им пользоваться? Как ухаживать за ним? У нас стало возникать очень много вопросов. И мы решили узнать об утюге как можно больше, чтобы ответить на наши вопросы. Почему Утюг Господин?

Описание и назначение прибора:

Специалисты считают, что слово «утюг» пришло к нам из древнетюркского языка, где слово «утюк» состоится из 2 основ: «ут»«огонь», «юк»«положить».

Утюг – это хозяйственное приспособление для глажки белья и различных предметов одежды. Он состоит из нагревающегося корпуса из металла, гладкой поверхности снизу и удобной ручки сверху. Принцип работы и строение данного приспособления не самые сложные: с помощью электрического тока спираль разогревается до определенной температуры и передает получаемое тепло пластине из металла, которая называется подошвой. Современные усовершенствованные модели приборов для глажки бывают оборудованы различными системами: например, предотвращением появления накипи, всевозможными электронными элементами и сложными регуляторами, присутствие которых может, с одной стороны, усложнить всю конструкцию, а с другой – сделает ее наиболее удобной в работе.

Утюг — элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде. Процесс разглаживания называют глажкой или глажением (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

. В толковом словаре Владимира Даля слово "утюг" трактуется как "снаряд для глаженья белья и одежды".

Проектирование деятельности и поиск информации:

Ищем ответы на вопросы: Что мы знаем о утюге? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Для этого:

1. Наблюдаем за работой с утюгом рабочего по стирке спецодежды рассматриваем разные виды утюгов, имеющихся в группе, в детском саду.

2. Изучаем информацию в детской энциклопедии.

- Нашли интересные факты:

А) Например, в древности одежду разглаживали с помощью слегка обработанных нагретых булыжников. Наиболее давними прототипами таких приспособлений, как утюги, археологи считают плоские, специально отполированные и довольно тяжелые булыжники. На их выровненной поверхности раскладывали мокрую после стирки одежду, поверх на нее клали еще один камень и оставляли в таком положении все элементы «глажки», пока они не высохнут полностью. Именно так «гладили» свои одежды древние ацтеки. В итоге частично многие складки с одежды действительно пропадали.

Б) Жители Древнего Рима «проглаживали» свои измятые туники достаточно тяжелым молотком из металла: все имеющиеся складки на тогах «выбивались» множественными ударами этой кувалдой. На русских землях достаточно долго осуществляли «глажку», применяя сразу 2 приспособления: средних размеров палку с круглым сечением, что именовалась «вальком» или «скалкой», и деревянную дощечку с рифленой поверхностью, которая имела много наименований – например, «рубель», «ребрак», а также «пральник». В IV веке до нашей эры древние греки применяли для глажки своей одежды нагретый прут из металла. Намного позже механические способы разглаживания белья заменяются на глажку, где применяются раскаленные металлы. До возникновения электричества тогда было еще очень далеко, по этой причине люди применяли самые интересные конструкции. В Средневековье применялось что-то вроде сковородки, в которую клали горячие пылающие угли и с ее помощью гладили свою одежду. Конечно же, этот метод был крайне некомфортным и даже небезопасным, к тому же разлетавшиеся во все стороны искры могли оставить дырки на том белье, которое гладилось. С помощью подобных методов человечество осознало главное: гладить одежду эффективней всего, используя какую-либо горячую поверхность из металла.

В) Кто и когда его изобрел?

Никто наверняка точно не скажет, когда и кто изобрел то приспособление, что принято сейчас называть «утюгом» и в какой конкретной стране мира он впервые появился. Самый первый аналог утюга, как полагают исследователи, появился на свет тогда, когда люди создали первую тканую одежду. Хотя часть именитых археологов полностью уверена, что шкуры зверей первобытные люди тоже разглаживали – скорее всего, костями мамонта, а это может означать, что имя создателя первого аналога для глажки навсегда будет скрыто от нас.

Зато известно, как утюг поэтапно совершенствовали. Люди даже в довольно давние времена быстро придумывали и внедряли в жизнь различные способы глажения одежды, чтобы смятые вещи после любой стирки выглядели стильно и не были слишком мятыми. Один из наиболее простых и древнейших методов, который активно применяли древнейшие люди, используются до сих пор многими женщинами в мире – просто растягивать влажную ткань на камне под палящими лучами солнца. Тогда большая часть постиранных вещей будет смотреться немятой.

Самое первое записанное свидетельство о том, что в обиходе активно применялись такие приспособления, как утюги, имеет дату 10 февраля 1636 года, хотя по уверениям специалистов, утюг появился в домах обывателей намного раньше этой даты и сегодня можно спокойно считать, что ему уже более 2,5 тысяч лет. Именно таков возраст тех приспособлений, что по своим функциональным особенностям напоминают всем знакомый сейчас утюг, то есть происхождение их можно датировать примерно 500 г. до н. э.

Г) История развития и разновидности

Самое первое упоминание о приборе для глажки одежды на Руси встречается в середине XVII века. В 1636 году царица Евдокия впервые упомянула в своих записях слово «утюг». Самые первые российские утюги стали выпускаться на демидовских предприятиях. В разных областях страны этот удобный предмет быта обыватели именовали по-всякому – «пральник», «рубель», а также часто встречается наименование «раскатка».

Д) После стирки натуральная одежда изо льна вставала «колом», поэтому глажка прежде всего размягчала грубую ткань. Чтобы достигнуть желаемого результата, женщины пользовались рубелем и скалкой. Выстиранное и отжатое белье наматывали на скалку и раскатывали рубелем, причем даже плохо простиранная ткань после хорошей прокатки становилась белоснежной. Отсюда и возникла известная всем поговорка: «Не мытьём, так катаньем».

Е) С незапамятных времен существует поговорка: «Портной гадит, утюг правит». Суть предназначения утюга эта поговорка отражает очень верно. С его помощью можно «спасти» изделие, выполнив сутюжку или оттяжку швов. Глажение белья производится с целью получения из ткани нужной или восстановления утерянной их формы, распрямления смятых участков ткани и получения требуемого внешнего вида изделия.

3. Собираем иллюстративный материал, демонстрационный, картинки утюга по странам мира, загадки и стихи, комплексы пальчиковой гимнастики, физкультминок.

4. Организуем серию игровых ситуаций:

- знакомство со схемой устройства утюга : кнопка включения/выключения, кнопка переключения мощности, корпус утюга, нагревательная подошва, резервуар для воды, шнур с вилкой для включения в сеть;

- иллюстративным рядом видов утюгов.

- посещаем виртуальный магазин бытовой техники DNS (изучаем ассортимент утюгов в соответствии с интересами и возможностями потребителей ( например: выбираем дизайн корпуса, цену, мощность)

- проводим опыты и эксперименты «Какую ткань можно разгладить с помощью переключателя на утюге

- организуем серию бесед с мультимедийной презентацией «Кто и когда придумал утюг», используя алгоритм технологии путешествие по карте мира, и др.

- Заглянули в музей утюгов коллекции Политехнического музея, г. Москва. Просмотрели видеоролики «3-топ советских утюгов».

- Подбираем художественное слово: загадки, пословицы, стихи, рассказы.

5. Подбираем видео - сюжеты из мультфильмов и видео-роликов по теме проекта.

6. Разрабатываем инструкции для детей к различным рисункам, поделкам из пластилина, аппликации для самостоятельной работы. Изучение с родителями домашних утюгов, их история появления в семье с последующим фотографированием для оформления детского мини-проекта «Как пришел утюг в мой дом».

7. Разработка для родителей информационного листа «Правила безопасности детей с электроприборами дома».

8. Обращаемся за помощью и советом к взрослому (при необходимости).

9. Провели опрос детей и взрослых :

Есть ли у вас утюг дома? (В каждом доме есть утюг.)

Любите ли вы гладить? ( Опрошенных можно четко поделить на две категории: те, кто любит гладить и готов делать это часами, и те, кто избегает необходимости орудовать утюгом всеми возможными способами.)

Каким был первый утюг? (Многие из опрошенных знают, чем пользовались наши предки при глажении, какими были старинные утюги.)

Как правильно выбрать утюг и какими качествами должен обладать утюг, чтобы облегчить труд человека? (Утюг должен обладать следующими основными качествами: легко скользить по ткани, нетяжёлым, с увлажнением, хорошо отпаривать вещи.)

Утюги каких фирм наиболее пользуются спросом среди покупателей? (На этот вопрос большинство опрошенных затруднились ответить.)

В опросе приняли участие 30 человек. Естественно, утюг есть в каждом доме. Но, что удивило, это то, что больше половины не любят гладить. Всего 8 человек ответили положительно.

Продукт:

1. Создание разных видов утюгов посредством продуктивной деятельности с помощью пооперационных карт, инструкций для рисунков, поделок.

2. Оформление альбома из фотографий домашних утюгов с использованием детских идей и предложений.

3. Помощь в глажке кукольной одежды и костюмов для сюжетно – ролевых игр.

Презентация:

1. Выставка утюгов из пластилина, аппликации и рисунков.

2. Защита детского мини-проекта «Как пришел утюг в мой дом (рассказ ребенка, как называется, как появился бытовой прибор дома, описание внешнего вида, для чего я использую его дома, размещение на магнитной доске с дальнейшей экскурсией для родителей.

3. Фотогазета «Как я умею пользоваться утюгом».

Вывод: Опыт использования

Определимся с нашей конечной целью. Очевидно, мы хотим всегда выглядеть чисто и опрятно, в красивой и выглаженной одежде.

Помогли ли нам решить эти проблемы современные утюги? Рассмотрим плюсы и минусы:

+ человек носит наглаженные брюки, юбки….

+легкие при эксплуатации.

+ быстро нагреваются.

+ имеют режим отпаривания, смачивания, что позволяет разгладить одежду лучше.

– занимает больше места отпариватель, чем простой утюг.

утюг не может разглаживать без участия человека. Из выше перечисленного можно сказать, что утюги справляются с задачей и наша цель достигнута.

Советы о том, какой лучше купить утюг.

1. Необходимо учитывать максимально допустимую сумму для покупки утюга, и выбирать его в такой последовательности: мощность, подошва, пар, объём резервуара, функция самоочистки, длина кабеля. Затем, обратите внимание на фирму утюга.

2. Отверстия для выделения пара должны быть рассредоточены по периметру всего утюга, это необходимо для того, чтобы равномерно рассредоточить пар на одежду.

3. Очень хорошо если на резервуаре для воды будет шкала дозиметра воды. Кроме этого должна присутствовать возможность слива оставшейся воды из данного резервуара, после окончания глажки, если таковая будет.

4. Обязательно возьмите утюг в руку и оцените удобство ручки. Руке должно быть удобно держать и маневрировать утюгом. Обратите внимание и на вес утюга, он не должен быть сильно тяжёлым, так как, гладя большое количество вещей, у вас очень сильно будет уставать рука.

5. Диск выбора режима должен удобно и чётко крутиться, осуществляя переход по режимам. Хорошо если все режимы будут иметь свою картинку и дублирование названия русскими буквами.

6. Кроме всего этого на утюге должна быть специальная выемка для того, чтобы хорошо выгладить ткань под пуговицами. Вам также может пригодиться специальная насадка для глажения деликатных видов тканей, которые «бояться» утюгов.

7. В завершении необходимо обратить внимание на гарантию, которая должна быть не менее одного года.

Вывод: Технический прогресс коснулся не только утюга, но и самого процесса глаженья. Утюг стал больше использоваться в быту, а на производстве процесс глажения сделали автоматизированным. Появилось специальное гладильное оборудование: универсальный паровой манекен, отпариватель, воздухо-паровой гладильный стол с режимом аспирации (втягивания воздуха) и многие другие чудеса техники. И кто знает, какие еще инновации ожидают нас завтра.

План реализации проекта по этапам

Этапы проекта Роль (деятельность)

педагога

Роль (деятельность)

детей Роль (деятельность)

родителей

1 этап

(подготовительный, погружение в проект) Создает проблемную ситуацию, вместе с детьми формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи

Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней.

Создает РППС

Помощь детям в подборе материала по теме проекта. Планирование деятельности по теме проекта. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

Присваивают проблему на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают задачу.

Осознание проблемы, совместная с взрослыми мотивация к деятельности Взаимодействие с ребенком, направленное на реализацию мини-проекта «Как пришел утюг в наш дом. Обсуждение, поддержка инициативы и самостоятельности ребенка.

2 этап основной (организация и осуществление деятельности)

Создает условия для совместной и самостоятельной деятельности детей, планирование совместной и самостоятельной детской деятельности по решению задач проекта (исследование, экспериментирование, «Карта мира», создание образовательных ситуаций, формы презентации проекта, итогов работы, обогащает знания детей, повышает их эрудицию.

Подбирают мультфильмы, видеоролики о правилах работы утюгом.

Педагог продумывает и дает советы родителям, как зафиксировать деятельность детей по реализации проекта и представить полученный продукт.

Помощь детям в экспериментальной деятельности, составлению коллажа Рассматривают иллюстрации, задают вопросы, высказывают предположения, ищут поддержки, размещают картинки на «карте мира», выполняют самостоятельную работу в рамках выбранной роли, ищут необходимые и недостающие знания, самостоятельно осуществляют продуктивную и трудовую деятельности по инструкциям, помогая друг другу, оценивают поделки, решают проблемные ситуации и др.

Смотрят мультфильмы, обсуждают, делают умозаключения.

Предлагают идеи для оформления фотогазета, принимают участие в оформлении Совместно с ребенком осуществляется деятельность по реализации проекта (помощь и поддержка ребенка в реализации его идей, подбор материалов для презентации, помощь в пользовании фотоаппаратом, прогулки-экскурсии в магазин бытовых приборов, совместное составление рассказов.) Родители ведут подготовку к презентации мини-проекта ребенком, распечатывают фото и др.

3 этап заключительный (обобщение, презентация проекта) Обобщает полученные результаты проекта. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников в использовании материалов РППС, поощряет. Педагог поддерживает ребенка, задает уточняющие вопросы, подчеркивает значимость труда.

Помогают в оформлении фотоколлажа

Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Ребенок демонстрирует свой домашний проект сверстникам, рассказывает, отвечает на вопросы воспитателя и детей.

Размещают на магнитной доске, проводят экскурсию для родителей с просмотром фотоальбома, поделок, разгадыванием загадок, чтением стихов.

Демонстрирует самоанализ деятельности и ее результата; взаимную оценку друг другу в деятельности, способность выбрать лучших участников. Родители знакомятся с результатами проекта, интересуются, задают вопросы детям, поощряют

Формы взаимодействия с детьми в совместной деятельности

Образовательная область Виды детской деятельности

Познавательное развитие

НОД

-Путешествие в прошлое утюга

просмотр презентации «От старины до современности: за и против, плюсы и минусы», «Интересные факты об утюгах»

- «Как выбрать утюг, чтобы он стал помощником?», «Разбираем значки на одежде: что можно гладить, что нельзя и при какой температуре»

- «История утюга в картинках, загадках, стихах и заданиях для детей и взрослых»

- «Осторожно электроприборы: наши привычные и незаменимые помощники в быту».

- «Утюг в странах мира», путешествуя по «Карта мира»

Тематические беседы «Правила ухаживания за утюгом»

-Дидактические игры

«Для чего это нужно», «Можно - нельзя», «Что у меня есть дома из приборов», «Фотограф».

-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

-Как использовать мощность утюга для разглаживания различных тканей? «Можно ли разгладить мятую бумагу?"

- «Что такое термопереводка, термоаппликация»

Социально-коммуникативное развитие

беседы «Предметы, требующие осторожного обращения»

-с/р игра «Моя квартира», «Магазин бытовых приборов»

-д/игры «Найди страну производителя утюга», «Кому, что нужно для работы»

Трудовая деятельность «Разглаживание кукольной одежды, костюмов для сюжетно ролевых игр, изготовление салфеток с термопереводкой для мамы»

Речевое развитие

НОД по лексической теме «История утюга в картинках,стихах, загадках»

-Беседа «Почему так назвали?» «Наши помощники», «Почему удобно пользоваться утюгом». «Наш друг-утюг

«Правила обращения с бытовыми приборами»

- Описание утюга по алгоритму «Расскажи-ка»

-Игры «Семья», «Что нельзя разгладить утюгом».

-Сочинение сказки

- Отгадывание загадок о бытовых приборах

- Дидактические игры «Помощники»,

«Угадай, что я опишу», «Витрина магазина бытовых приборов»,

«Четвертый лишний».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Утюг», лепка «Утюги разные бывают»

-Конструирование из конструктора «Утюг».

Физическое развитие и формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

- Пальчиковая гимнастика «Дружба…»

- Игра малой подвижности «Изобрази любой бытовой предмет», «Ток бежит по проводам»

-П. игра «Собери утюг»

-Физминутки «Стирка белья под музыку», «Гимнастика для Фиксиков».

- Упражнения на развитие сенсомоторики

- Беседы о соблюдении правил гигиены и безопасности при работе с утюгом.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Почемучкин огород»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Почемучкин огород» Вас приветствует средняя группа "Почемучки". "Как прекрасно вокруг" - именно так называется наш долгосрочный проект, и хочется ещё добавить.

«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста.«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста. Название проекта : Эбру для малышей. Круги на воде. Автор: Карпенко Елена Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга» г.

Исследовательский проект для детей 6–7 лет «Путешествие пшеничного зёрнышка» Исследовательский проект для детей 6–7 лет «Путешествие пшеничного зёрнышка» Образовательный проект детей 6 – 7 лет Авторы и руководители.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-песок» для детей раннего возрастаПознавательно-исследовательский проект «Чудо-песок» для детей раннего возраста Актуальность: Маленькие дети уже исследователи. Любая деятельность малыша-источник познания. Дети очень любят экспериментировать. В процессе.

Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры»Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры» Цель проекта: ознакомление детей с древними обитателями Земли — динозаврами. Задачи: 1. Познакомить с разнообразием видов динозавров и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Господин утюг» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 18:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД