Исследовательский проект «Как кухня может быть химической лабораторией?»

Анастасия Харламова
Исследовательский проект «Как кухня может быть химической лабораторией?»

Исследовательский проекn

МКДОУ «Теремок»

Как кухня может быть химической лабораторией?

Подготовительная группа

Руководитель: Харламова А. А.

Богучанский район. П. Таежный

Введение

Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне.

Мотив: Однажды, мама готовила завтрак, я увидел, как она добавляет в тесто для оладьей что-то шипящее. Мне стало очень любопытно.Я спросил: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория.

Что такое «химия» мама мне читала в энциклопедии. На фотографиях я видел разные пробирки, баночки. Но какая связь между вкусными оладушками и химическими веществами и превращениями? Это я и решил выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь.

Когда мы с мамой задумались о продуктах на кухне, то оказалось, что кухня — это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты — это химические вещества.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что каждый может почувствовать себя исследователем, организовав на кухне химическую лабораторию, используя продукты и бытовую химию.

Гипотеза исследования: я предположил, что, кухня – химическая лаборатория.

Возможно, с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.

Цель нашего исследования: выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию.

Задачи:

1. Узнать что такое химия и химические вещества.

2. Провести опыты с продуктами и бытовой химией.

3. Сделать выводы о проделанных опытах. Доказать, что кухня — это целая химическая лаборатория.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

Глава 1. Кулинария и химия

1 Химия и вещества

Химия – наука о веществах.

Вокруг нас громадное количество различных веществ! Например, в природе есть вещества, которые были созданы без участия человека. Это — вода, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это — пластмасса, резина, стекло и другие.

Хотя я еще не изучаю химию, мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния — жидкое, твердое, газообразное.

Именно на кухне я проследил все ее состояния.

Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар — газ.

Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям — строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару

2 Химия на кухне

Так как я узнал, что химия - это наука о веществе, то разумно предположить, что на кухне много разных веществ. И при готовке различных блюд наверняка происходят химические реакции.

Интересно, чем же кухня напоминает химическую лабораторию?

Раскрыв с мамой кухонный шкаф. Я увидел уксус, пищевую соду, растительное масло, сахар, муку, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

Например: соль- это хлорид натрия;

уксус- уксусная кислота;

сахар- сахароза;

молоко- лактоза;

Сплошная химия!

Настало время провести ряд химических опытов на кухне.

Все опыты я намерен проводить с помощью моей мамы.

Глава 2. Практическая часть «Опыты на кухне»

2.1 Опыт с уксусом и содой «Вулкан»

1. Опыт с уксусом и содой «Вулкан» (Приложение 1)

Уксус — это бесцветная жидкость с резко-кислым вкусом ароматом. Он содержит уксусную кислоту.

При смешивании уксуса с содой происходит химическая реакция — выделяется углекислый газ и вода. Это видно из опыта — смесь пузырится и начинает увеличиваться в объеме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.

Применение

1. Такое свойство уксуса и соды применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку — пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называет «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто, и выпечка становится воздушной и пористой.

Самое же главное при использовании соды - тесто сразу же выпекать, так как химическая реакция очень быстро проходит. Гасить соду можно и кисломолочными продуктами (например, кефиром) - если они входят в состав теста, то уксус добавлять необязательно.

2.2. Опыт с молоком и красками

2. Опыт с молоком и красками (Приложение 2)

Молоко - это жидкость, в которой содержатся различные вещества, в том числе и жир. Моющее средство атакует жир в молоке и происходит химическая реакция между жиром и моющим средством аос.

Химическая реакция — это процесс смешивания разных веществ, в результате которого образуются новые вещества, при этом они становятся другого цвета, либо выделится газ, либо выделиться энергия.

В нашем случае выделилась энергия, которая двигает краски.

2.3 Опыт с молочным письмом и нагревом

3. Опыт с молочным письмом и нагревом (Приложение 3)

В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый.

2.4 Опыт с подсолнечным маслом

4. Опыт с подсолнечным маслом (Приложение 4)

Подсолнечное масло — это масло из семян подсолнечника. Его часто используют на кухне для жарки, заправки салатов, выпечки.

Далее мы проверили, что подсолнечное масло не тонет в воде и не смешивается с ней.

Выводы:

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.

Значит, моя гипотеза подтвердилась, кухня – химическая лаборатория.

Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть человеком, образованным в области химии и питания.

У нас получилось выполнить поставленные задачи. Мы узнали - что такое химия и химические вещества, провели опыты с разными продуктами и бытовой химией. Тем самым мы доказали, что кухня может быть целой химической лабораторией.

Список литературы

1. Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель», режиссер Александр Дашко.

2. www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml — электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".

3. Н. М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.

4. Ольгин О. Давайте похимичим!: Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М.: Дет. Лит., 2002. – 175 с.: ил. – (Знай и умей).

Приложение

Приложение 1.

Опыт с уксусом и содой «Вулкан».

Наши действия:

1. Отрезали горлышко от пластиковой бутылки — это основа вулкана.

2. Снизу горлышка налепили пластилин и поставили на большую тарелку.

3. Насыпали внутрь бутылки 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана.

4. Налили сверху в горлышко бутылки воду,смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса). (Рис. 1)

5. Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой (Рис. 2)

Рис. 1 Рис. 2

Приложение 2.

Опыт с молоком и красками.

Наши действия:

1. В емкость налили молоко. (Рис. 1)

2. Добавили три вида краски — красный цвет, синий цвет, зеленый цвет. Получились красивые узоры в молоке. (Рис. 2)

3. Взяли ватную палочку и намочили ее в средстве для мытья посуды. (Рис. 3)

4. Опустили эту ватную палочку в емкость с молоком и красками (Рис. 4).

5. В результате краски «убежали» от ватной палочки в стороны. Пока держишь палочку в молоке, краски постоянно расплываются от нее в разные стороны, получаются очень красивые завихрения и узоры (Рис. 5)

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Рис. 4 Рис. 5

Приложение 3.

Опыт с молочным письмом и нагревом.

Наши действия:

1. Налили молоко в емкость.

2. Взяли лист бумаги и кисточку.

3. Намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами»(рисунок 1,2)

4. Получилось невидимые надписи на бумаге.

5. Дали высохнуть молоку 10 минут.

6. Прогладили лист бумаги с молочными записями утюгом. (рисунок 3)

7. В результате проявилась фраза коричневого цвета. В нашем случае — «письмо молоком» (рисунок 4).

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис. 4

Приложение 4

Опыт с подсолнечным маслом

Наши действия:

1. Налили в прозрачный стакан масло. (Рис. 1)

2. Накапали в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. (Рис. 2)

3. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом, а просто плавали в стакане.

4. Опустили в масло таблетку шипучки и началась реакция выделения углекислого газа, пузырьки которого стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх (Рис. 3, 4).

Это был один из самых красивых опытов!

Исследовательский проект «Как кухня может быть химической лабораторией?»
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Эксперименты с цифровой интерактивной лабораторией «Наураша»Фотоотчёт «Эксперименты с цифровой интерактивной лабораторией «Наураша» И снова, здравствуйте. Мы с ребятами подготовительной группы обещали вам рассказать, где ещё живёт электричество, о способах его получения.

Исследовательский проект «Где родился Колобок?»Исследовательский проект «Где родился Колобок?» Исследовательский проект "Где родился Колобок?" ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: АВТОР ПРОЕКТА: Кубашова Нина Викторовна, воспитатель.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Мини-проект в средней группе «Моя семья — что может быть дороже?»Мини-проект в средней группе «Моя семья — что может быть дороже?» «Без прошлого нет будущего» Актуальность проекта Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. Воспитанием ребенка, как правило,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Мебель, интерьер
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
Исследовательский проект «Как кухня может быть химической лабораторией?»
Опубликовано: 23 января 2021 в 08:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Конспект НОД «Наш дружочек заболел» (средняя группа)
Конспект занятия для детей средней группы №2 ( 4–5 лет) "Наш дружочек заболел" Цель :формировать основы ЗОЖ Задачи: - учить детей заботиться о своём...
Конспект ООД «Цветок доброты» для детей средней группы
Конспект ООД «Цветок доброты» для детей средней группы. Воспитатель: Колесникова Юлия Ильинична Программное содержание: формировать представления о мире...
Театр на палочках «Сказка в домике»
Театрализованная деятельность – это возможность раскрыть творческий потенциал малышей, научить их ориентироваться в мире красоты. В этом волшебстве...