Анастасия Харламова
Исследовательский проект «Как кухня может быть химической лабораторией?»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проекn
МКДОУ «Теремок»
Как кухня может быть химической лабораторией?
Подготовительная группа
Руководитель: Харламова А. А.
Богучанский район. П. Таежный
Введение
Мне очень нравится помогать и наблюдать за мамой, когда она готовит на кухне.
Мотив: Однажды, мама готовила завтрак, я увидел, как она добавляет в тесто для оладьей что-то шипящее. Мне стало очень любопытно. Я спросил: «Что это такое и зачем ты это кладешь в тесто?» Мама улыбнулась, и ответила, что кухня это маленькая химическая лаборатория.
Публикация «Исследовательский проект „Как кухня может быть химической лабораторией?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Что такое «химия» мама мне читала в энциклопедии. На фотографиях я видел разные пробирки, баночки. Но какая связь между вкусными оладушками и химическими веществами и превращениями? Это я и решил выяснить, а мама с радостью согласилась мне в этом помочь.
Когда мы с мамой задумались о продуктах на кухне, то оказалось, что кухня — это не что иное, как химическая лаборатория. А сами продукты — это химические вещества.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что каждый может почувствовать себя исследователем, организовав на кухне химическую лабораторию, используя продукты и бытовую химию.
Гипотеза исследования : я предположил, что, кухня – химическая лаборатория.
Возможно, с помощью опытов доказать, что у нас на кухне каждый день происходят занимательные химические опыты.
Цель нашего исследования : выяснить, чем наша кухня похожа на химическую лабораторию.
Задачи:
1. Узнать что такое химия и химические вещества.
2. Провести опыты с продуктами и бытовой химией.
3. Сделать выводы о проделанных опытах. Доказать, что кухня — это целая химическая лаборатория.
Методы исследования :
1. Изучение литературных источников.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
Глава 1. Кулинария и химия
1 Химия и вещества
Химия – наука о веществах.
Вокруг нас громадное количество различных веществ! Например, в природе есть вещества, которые были созданы без участия человека. Это — вода, камень, древесина и другие.
Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это — пластмасса, резина, стекло и другие.
Хотя я еще не изучаю химию, мне уже известен такой распространенный элемент в природе, как вода. Это вещество удивительным образом может иметь три состояния — жидкое, твердое, газообразное.
Именно на кухне я проследил все ее состояния.
Если вскипятить воду, то она превращается в горячий пар — газ.
Если заморозить воду в морозильной камере, то вода превращается в лед. При этом лед занимает больший объем, чем вода. Поэтому, чтобы не лопнула бутылка в морозильной камере, мама наливает воду не до конца, оставляя лишнее место в бутылке. Разобраться с веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям — строителю, фермеру, врачу, домохозяйке и повару
2 Химия на кухне
Так как я узнал, что химия - это наука о веществе, то разумно предположить, что на кухне много разных веществ. И при готовке различных блюд наверняка происходят химические реакции.
Интересно, чем же кухня напоминает химическую лабораторию?
Раскрыв с мамой кухонный шкаф. Я увидел уксус, пищевую соду, растительное масло, сахар, муку, соль, молоко, крахмал.
Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.
Но не тут – то было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.
Например: соль- это хлорид натрия;
уксус- уксусная кислота;
сахар- сахароза;
молоко- лактоза;
Сплошная химия!
Настало время провести ряд химических опытов на кухне.
Все опыты я намерен проводить с помощью моей мамы.
Глава 2. Практическая часть «Опыты на кухне»
2.1 Опыт с уксусом и содой «Вулкан»
1. Опыт с уксусом и содой «Вулкан» (Приложение 1)
Уксус — это бесцветная жидкость с резко-кислым вкусом ароматом. Он содержит уксусную кислоту.
При смешивании уксуса с содой происходит химическая реакция — выделяется углекислый газ и вода. Это видно из опыта — смесь пузырится и начинает увеличиваться в объеме. Поэтому получается так называемая лава вулкана.
Применение
1. Такое свойство уксуса и соды применяют на кухне очень часто, когда делают выпечку — пироги, булочки и другие блюда из теста. Эту реакцию называет «гашением соды». Когда происходит выделение углекислого газа, он насыщает тесто, и выпечка становится воздушной и пористой.
Самое же главное при использовании соды - тесто сразу же выпекать, так как химическая реакция очень быстро проходит. Гасить соду можно и кисломолочными продуктами (например, кефиром) - если они входят в состав теста, то уксус добавлять необязательно.
2.2. Опыт с молоком и красками
2. Опыт с молоком и красками (Приложение 2)
Молоко - это жидкость, в которой содержатся различные вещества, в том числе и жир. Моющее средство атакует жир в молоке и происходит химическая реакция между жиром и моющим средством аос.
Химическая реакция — это процесс смешивания разных веществ, в результате которого образуются новые вещества, при этом они становятся другого цвета, либо выделится газ, либо выделиться энергия.
В нашем случае выделилась энергия, которая двигает краски.
2.3 Опыт с молочным письмом и нагревом
3. Опыт с молочным письмом и нагревом (Приложение 3)
В молоке содержится вода и другие вещества, такие как белок казеин. Когда мы прогладили лист бумаги утюгом, то мы нагрели молоко до температуры +100 °С. После этого вода испарилась, а белок казеин поджарился и стал коричневый.
2.4 Опыт с подсолнечным маслом
4. Опыт с подсолнечным маслом (Приложение 4)
Подсолнечное масло — это масло из семян подсолнечника. Его часто используют на кухне для жарки, заправки салатов, выпечки.
Далее мы проверили, что подсолнечное масло не тонет в воде и не смешивается с ней.
Выводы:
Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что многие процессы, происходящие на нашей кухне – химические явления.
Значит, моя гипотеза подтвердилась, кухня – химическая лаборатория.
Чтобы овладеть всеми тонкостями искусства приготовления пищи, надо знать очень многое. Настоящий кулинар должен быть человеком, образованным в области химии и питания.
У нас получилось выполнить поставленные задачи. Мы узнали - что такое химия и химические вещества, провели опыты с разными продуктами и бытовой химией. Тем самым мы доказали, что кухня может быть целой химической лабораторией.
Список литературы
1. Передача «НЕОкухня» на канале «Карусель», режиссер Александр Дашко.
2. www.alhimik.ru/teleclass/azbuka/1gl.shtml — электронная версия химической азбуки из газеты "Химия" издательского дома "Первое сентября".
3. Н. М. Зубкова "Научные ответы на детские "почему". Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет". Издательство Речь 2013г.
4. Ольгин О. Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии/ Ил. Е. Андреевой. – М. : Дет. Лит., 2002. – 175 с. : ил. – (Знай и умей).
Приложение
Приложение 1.
Опыт с уксусом и содой «Вулкан».
Наши действия:
1. Отрезали горлышко от пластиковой бутылки — это основа вулкана.
2. Снизу горлышка налепили пластилин и поставили на большую тарелку.
3. Насыпали внутрь бутылки 2 ст. л соды и добавили красную краску для красоты вулкана.
4. Налили сверху в горлышко бутылки воду, смешанную с уксусом в пропорции 4:1 (4 части воды и 1 часть уксуса). (Рис. 1)
5. Началась химическая реакция между содой и уксусом. Вулкан стал извергаться красной лавой (Рис. 2)
Рис. 1 Рис. 2
Приложение 2.
Опыт с молоком и красками.
Наши действия:
1. В емкость налили молоко. (Рис. 1)
2. Добавили три вида краски — красный цвет, синий цвет, зеленый цвет. Получились красивые узоры в молоке. (Рис. 2)
3. Взяли ватную палочку и намочили ее в средстве для мытья посуды. (Рис. 3)
4. Опустили эту ватную палочку в емкость с молоком и красками (Рис. 4).
5. В результате краски «убежали» от ватной палочки в стороны. Пока держишь палочку в молоке, краски постоянно расплываются от нее в разные стороны, получаются очень красивые завихрения и узоры (Рис. 5)
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5
Приложение 3.
Опыт с молочным письмом и нагревом.
Наши действия:
1. Налили молоко в емкость.
2. Взяли лист бумаги и кисточку.
3. Намочили кисточку в молоке и начали писать на бумаге «молочными чернилами»(рисунок 1,2)
4. Получилось невидимые надписи на бумаге.
5. Дали высохнуть молоку 10 минут.
6. Прогладили лист бумаги с молочными записями утюгом. (рисунок 3)
7. В результате проявилась фраза коричневого цвета. В нашем случае — «письмо молоком» (рисунок 4).
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Приложение 4
Опыт с подсолнечным маслом
Наши действия:
1. Налили в прозрачный стакан масло. (Рис. 1)
2. Накапали в масло воду, подкрашенную зеленой гуашью. (Рис. 2)
3. В масле оказались капельки зеленой воды, которые не смешивались с маслом, а просто плавали в стакане.
4. Опустили в масло таблетку шипучки и началась реакция выделения углекислого газа, пузырьки которого стали шевелить «шарики» зеленой воды и поднимать их наверх (Рис. 3, 4).
Это был один из самых красивых опытов!