МААМ-картинки

Исследовательско — творческий проект в старшей группе «Всегда и везде — вечная слава воде»

Наталия Хожаинова
Исследовательско — творческий проект в старшей группе «Всегда и везде — вечная слава воде»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Сказка» комбинированного вида муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области

Исследовательско - творческий проект

в старшей группе «Пчёлка»

«Всегда и везде - вечная слава воде»

Подготовила воспитатель

Хожаинова Н. В.

г. Абдулино, 2023 г.

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Содержание проекта

3. План реализации проекта :

­ Вид проекта

­ Продолжительность

Публикация «Исследовательско — творческий проект в старшей группе „Всегда и везде — вечная слава воде“» размещена в разделах

­ Участники проекта

­ Актуальность

­ Противоречие

­ Проблема

­ Гипотеза

­ Дидактические цели

­ Методические задачи

­ Новизна

­ Ожидаемый результат

­ Материалы и оборудование

­ Образовательные области

­ Предварительная работа

4. Описание видов деятельности

5. Тематическое планирование занятий.

6. Игры к проекту

7. Опыты к проекту

8. Вывод

9. Список использованной литературы

Пояснительная записка

Люди, научившиеся …наблюдениям и

опытам, приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них

фактические ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев

Поисково-экспериментальная деятельность «Всегда и везде – вечная слава воде» представляет собой разработку воспитателя детского сада «Сказка» г. Абдулино, для детей с 5 до 6 лет (старшая группа).

Поисково-экспериментальная деятельность - это вид проектной деятельности в которой дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна.

Это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Основной целью проектного метода является :

- развитие познавательных интересов, потребности и способности;

- самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Современные исследователи (Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

В ходе проведенного мною опытно-педагогического исследования было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Я пришла к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

Старший дошкольный возраст : этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

Образовательные задачи:

Старший дошкольный возраст :

способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;

развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

активизировать словарь ребёнка;

развивать эмпатию, желание помочь другим;

воспитывать аккуратность в работе.

В своей деятельности я опиралась на ведущие принципы развития дошкольников:

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Структура детского экспериментирования

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Задачи:

Вызвать интерес к поисковой деятельности.

Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.

Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т. д. Всё это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Особое значение для развития личности имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. «Что я слышу – забываю. Что я вижу – помню. Что я делаю - понимаю» (Конфуций). Экспериментирование поможет ребятам ответить на вопросы «Всегда ли вода одинаковая, «Куда делась вода».

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

Ознакомление с окружающим.

Экологическое воспитание.

Развитие речи.

Наблюдения на прогулке

Наблюдения в детском саду

Наблюдение в группе

Экспериментирование

Опыты

Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия

Наблюдения в природе.

Рассматривание фотографий (где в природе существует вода)

Беседы по теме «Кто живет в воде, «Что растет в воде

Целевая прогулка.

В создании методической разработки я ориентировалась на материалы программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А. И. Ивановой и на Методику исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Всегда и везде - вечная слава воде»

2. Содержание проекта – «Всегда и везде - вечная слава воде».

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т. д. Всё это объекты исследования.

В рамках проекта дети познакомились с окружающим миром воды, со свойствами воды, с природными явлениями. Ответили на вопросы: Кому нужна вода, как вода попадает к нам, какая бывает вода? Провели ряд экспериментов по выявлению свойств воды: твердая, жидкая, не имеет формы, какие вещества растворяются в воде. Также мы познакомились с обитателями воды и водоемов. Рассмотрели такое состояние когда воды бывает опасной: наводнения, можно утонуть, обжечься и т. д. В этом нам помогла игра «Вода – хорошо, вода- плохо». После того, как мы достаточно изучили водную среду, нам предстояла задача решить вопрос о загрязнении воды и о том, как сберечь воду.

В рамках непосредственной работы воспитателя с ребенком:

Были поставлены наводящие вопросы, для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему;

Представлен дополнительный материал для совместного изучения;

Использование информационных технологий для показа тематических презентаций;

Помощь в проведении более сложных и интересных опытов и экспериментов;

Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе;

Разгадывание загадок;

заучивание стихотворения;

Рассматривание фотографий;

Беседы по теме

Целевая прогулка;

Наблюдения в природе;

В рамках самостоятельной деятельности детей:

Рассматривание тематических картин;

Прослушивание аудиозаписи;

Опыты с переливанием воды;

На фронтальных занятиях были даны следующие темы:

«Что мы знаем о воде

«Свойства воды».

«Освобождение бусинок из ледяного плена».

• Интегрированное занятие по познавательному развитию «Что за чудесница, водица-волшебница».

• Занятие «Как люди речку обидели».

• Интегрированное занятие «Чудеса весеннего леса».

• Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше».

• Коллективная работа в технике барельеф «Подводные жители».

Интересные методы обучения:

Игра «Хорошо-плохо». Выявляет представление детей о свойствах изучаемого объекта, его системе взаимосвязей.

Рефлексия. Дает детям возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и методы их улучшения.

Оценивание работ созданных детьми с родителями, педагогом и воспитанниками, участия родителей в проекте.

Тематическое рисование, лепка, аппликация;

Конкурс рисунков и поделок «Портрет воды» в рамках работы с родителями.

Проект проходил в игровой форме, в непринужденной обстановке. Создавались искусственные проблемные ситуации, из которых дети искали выход самостоятельно, что доставило много радости.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойства воды. Для этого детям в конце каждого занятия задавались вопросы по теме, а в конце каждого эксперимента и опыта воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

После проведения данного блока занятий выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.

Таким образом, применение различных методов при ознакомлении дошкольников со свойствами воды возможно и необходимо только тогда, когда педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды деятельности; обучение идет через активную игровую, исследовательскую и экспериментирующую деятельность; практические занятия способствуют формированию представлений об окружающем мире.

Экспериментально-опытная деятельность является необходимым элементом обучающего процесса при изучении свойств неживой природы и должна быть включена в систему методов и приемов формирования знаний об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста.

3. План реализации проекта

Вид проекта : исследовательско – творческий.

Продолжительность: длительный (октябрь – май)

Автор проекта : воспитатель Хожаинова Н. В.

Участники проекта : дети старшей группы «Пчёлка» детского сада «Сказка».

Актуальность темы:

• Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?

• В настоящее время наблюдается низкий уровень личностной культуры человека по бережному отношению к воде в целом и к источникам пресной воды в частности.

• Актуальна необходимость формирования в сознании детей бережного отношения к сохранению пресных водоемов.

Противоречие:

Выбор темы исследования обусловлен сложившимся противоречием между сокращением количества чистых пресных водоемов и низким уровнем экологической культуры людей.

Нередко наблюдается противоречие между теоретическими знаниями детей о необходимости бережного отношения к водным ресурсам и их практическими действиями в повседневной жизни.

Проблема:

• Недостаточность знаний детей о роли воды в жизни человека.

• Несформированность целостного представления дошкольников о воде, как объекте неживой природы.

Гипотеза:

• Участие детей в экспериментально-опытнической деятельности позволит дать богатые возможности для формирования у них глубоких знаний о физических свойствах воды.

• Использование интегрированного подхода для формирования целостного представления о воде приведёт к успешному усвоению и осознанному применению полученных знаний в жизни.

Дидактические цели:

• Создать условия для формирования у детей целостного представления о воде, как объекте неживой природы.

• Формировать у них высокий уровень экологической культуры к воде - как к источнику жизни.

Методические задачи:

• Сформировать представления о воде, как объекте неживой природы, ее значимости в жизни человека, способах применения в быту и для оздоровления организма человека.

• Развивать любознательность, познавательную активность, навыки моделирования и экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни.

• Воспитывать эстетическое восприятие окружающего природного мира, бережное отношение к природе.

Новизна:

• Новизна реализации данного проекта определяется разработкой и реализацией системы ознакомления детей с физическими свойствами воды посредством экспериментальной деятельности, проведением цикла интегрированных занятий на заданную тему.

• Система занятий направлена на формирование целостного представления о воде, как объекте неживой природы,с которым неразрывно взаимодействует человек.

Ожидаемый результат:

• Сформированные знания у детей о воде.

• Осознанное использование полученных знаний на практике.

Способы оценки: диагностика, наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей.

Материалы и оборудование:

• Справочная и художественная литература.

Наглядный иллюстративный материал : «Круговорот воды в природе», «Как вода к нам в дом приходит», «Где живет вода», «Подводные обитатели».

• Инструментарий для проведения опытов.

• Оборудованный уголок экспериментально-опытнической деятельности

5. Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Образовательная область Тема Программные задачи

Познавательное развитие

«Что мы знаем о воде

«Свойства воды»

«Освобождение бусинок из ледяного плена».

Интегрированное занятие по познавательному развитию

«Что за чудесница, водица-волшебница»

Интегрированное занятие по познавательному развитию

«Чудеса весеннего леса» Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом.

Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, льдом.

Упражнять в образовании однокоренных слов.

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания, логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, общую и мелкую моторику; создавать условия для двигательной активности посредством игровых двигательных движений, способствовать развитию поисковой деятельности Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе. Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе весной, формирование познавательного интереса.

показать детям, в каком виде существует вода.

Речевое развитие Чтение рассказа «Как люди речку обидели»

Беседа «Чистота та же красота».

Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Прививать детям правила личной гигиены

Художественно- эстетическое развитие Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше»

Коллективная работа в технике барельеф «Подводные жители».

Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.

Познакомить с техникой барельеф. Развивать творческое воображение. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

6. Игры к проекту

Виды игр Название Программные задачи

Речевая «Подскажи словечко».

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Игра малой подвижности «Ручеек»

Подвижная игра

«На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра

«Море волнуется» Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

7. Опыты к проекту

1. «Вода не имеет формы»

Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

2. «Лед легче воды»

Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т. е. она тяжелее.

3. «Превращение в воду»

Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.

4. «Вода нужна всем»

Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).

Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

5. «Животворное свойство воды»

Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд налить воды и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.

Вывод: Вода дает жизнь всему живому.

8. Вывод:

В ходе проведенной экспериментально-исследовательской деятельности было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Я пришла к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на закрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Для родителей был представлен плакат с фотографиями детей во время проведения проектной деятельности, презентация проекта, а детям вручили грамоты.

9. Список используемой литературы:

1. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М. 2011 г. - Волгоград, Учитель, 2010 г.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2006 г.

3. Глазырина Л. Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М. : Владос, 2005.

4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.- 128 с., 8 л. ил.

5. Интернет-ресурсы:

10. Заключительный этап проекта

1. Итоговое занятие «Чудеса весеннего леса»

Публикации по теме:

Фотоотчёт о неделе «Музыка с нами везде и всегда»  в старшей, средней и группе раннего возрастаФотоотчёт о неделе «Музыка с нами везде и всегда»  в старшей, средней и группе раннего возраста Открыли музыкальную неделю самые младшие наши ребята- группа раннего возраста «Улыбка» и «Семицветик», к ним приходил заболевший котик,.

Сценарий летнего развлечения «Вечная слава воде» по мотивам стихов К. Чуковского и других авторовСценарий летнего развлечения «Вечная слава воде» по мотивам стихов К. Чуковского и других авторов Вечная слава воде Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Вы слыхали о воде! Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Исследовательско-творческий проект «Игрушки»Исследовательско-творческий проект «Игрушки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный Детский сад общеразвивающего вида № 17 "Непоседы".

Исследовательско-творческий проект «Осенний листопад» Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий. Сроки реализации проекта: июнь-сентябрь. Возраст: дети старшей группы.

Исследовательско-творческий проект по ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля»Исследовательско-творческий проект по ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля» Название проекта: Исследовательско — творческий проект ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля» Продолжительность проекта:.

Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница»Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница» Тип проекта: Исследовательско-творческий. Продолжительность: краткосрочный (12.12.- 17.12.2019 г) Участники проекта: Воспитатели, дети,.

Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас»Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас» Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Всегда и везде — вечная слава воде» Задачи: - активизировать знания о воде, ее свойствах, состояниях; - развивать память, воображение, внимание, речь; - формировать бережное.

Сценарий праздника в День здоровья «Всегда и везде вечная слава воде» Сценарий праздника День здоровья «Всегда и везде вечная слава воде» Воспитатель: Метлина Г. А. Материал: Костюм «Воды»; костюм «Мойдодыра»;.

Стенгазета памяти «Вечная память! Вечная слава!»Стенгазета памяти «Вечная память! Вечная слава!» В нашей стране нет семьи, история которой не была бы связана с Великой Отечественной войной. Наш долг воспитывать у детей патриотизм, воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско — творческий проект в старшей группе «Всегда и везде — вечная слава воде»
Опубликовано: 8 января 2023 в 16:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД