Приложение МААМ

Использование аппликатора Кузнецова на занятиях с детьми с нарушениями речи

Рашида Абдрахманова
Использование аппликатора Кузнецова на занятиях с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Использование аппликатора Кузнецова на занятиях с детьми с нарушениями речи.

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Публикация «Использование аппликатора Кузнецова на занятиях с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными приемами, используются и инновационные. К нетрадиционным, инновационным относятся игры и упражнения с использованием аппликатора Кузнецова.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием инновационного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

— развитие просодической стороны речи : чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Аппликатор Кузнецова оказывает широкое воздействие:

Рефлекторно-механическое воздействие аппликатора заключается в поверхностном множественном иглоукалывании определенных зон, биологически активных точек, микро массаж кожи, подкожных тканей с наибольшей активизацией центральных отделов. Определенные участки кожи, через рецепторы и нервные волокна связаны с соответствующими внутренними органами. Улучшающие процессы кровоснабжения, усиливающие обменные и восстановительные процессы. Осуществляется естественное оздоровление организма.

Дети совершают легкое постукивание по аппликатору, с медленным проговариванием звуков, слогов, слов, предложений.

Использование аппликатора эффективно развивает познавательную активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с детьми с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с задержкой психического развития.

Движения, сочетаемые с речью. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Комплекс упражнений

1. "Горка"

Прикладываем аппликатор горизонтально к основанию внутренней стороны ладони и "поднимаемся" вверх до кончиков пальцев по левой, а затем по правой стороне ладони.

Снег валится, снег валится,

Весело, задорно.

Поскорей берите санки

И бегом на горку.

Ой, как весело кататься

Ребятне проворной.

Пусть погуще снег валится -

Круче будут горки.

2. "Скалы"

На внутренней стороне ладони, начиная от большого пальца, прикладываем аппликатор вертикально и слегка надавливая, считаем до десяти. Такой приём используем поочерёдно с каждым пальчиком, заканчивая мизинцем ( приговаривая при этом: "отдыхай большак", "отдыхай указка", "отдыхай середняк", "отдыхай безымянный", "отдыхай мизинчик").

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

3. "Крокодильчик"

Согнув аппликатор пополам, начинаем массаж каждого пальчика игольчатой поверхностью. Массаж начинаем с большого пальца от первого сустава к кончику пальца, надавливая в каждой точке по счёту "три" 3 раза. Сначала массируем верхнюю и нижнюю поверхность пальцев, а затем боковую. Массаж делаем от большого пальца к мизинцу.

Крокодильчик не ленится,

Не спеша идет к водице.

По песку ступают ножки,

Нелегка ходьба для крошки.

Наблюдает гордо мама,

А малыш такой упрямый.

Хоть пока и ходит плохо,

Не желает сдаться кроха.

4. "Печатная машинка"

Аппликатор кладем на стол. Печатаем одним пальцем (произнося при этом "печатаем указательным пальцем или двумя, несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам)

Вспомним мы слова на Л:

Вокзал, бокал, футбол, пенал,

Белка, полка, палка,

Булка и скакалка. (и т. д.)

Повторяем мы звук Р:

Забор, помидор, светофор,

Повар, абажур, топор,

Руки, рыба, робот, рана,

Мама драит шваброй раму.

А давайте пошипим:

Шапка, шина, шум, кувшин,

Мушка, кошка, мышка,

Шуба, вишня, вышка.

Самый-самый сильный свист

Издаем в словах на С:

Сани, садик и песок,

Сапоги, кусок, носок.

5. "Помощь идёт" (Работа в паре)

Первый ребёнок печатает первый слог, произнося его вслух, а второй "домысливает" и печатает второй слог (слова даём двусложные).

Догадайся, не робей,

Слово подскажи скорей!

6. "Уши, шея, голова"

Попеременно прикладываем аппликатор сначала к левому уху, слегка надавливая на него (счёт до десяти, затем к правому уху, затем к шее)

Наше богатство:

Вот наш нос,

Вот уха два,

Вот большая голова,

Вот волосиков чуть-чуть,

И на них я буду дуть!

7. "Ладушки"

Кладём аппликатор на правую ладонь игольчатой поверхностью вверх, а левой ладонью хлопаем по нему, приговаривая "ладушки" или любую детскую потешку. Затем меняем ладони. Потешку тоже можно поменять на другую.

Ладушки-ладошки

Хлопали в ладошки

Хлопали в ладошки (хлопаем по аппликатору)

Отдохнем немножко (руки на колени).

8. ''Медведь''

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» —

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге

9. "Шевелящиеся пальчики"

Читая стишок, шевелите пальцами по аппликатору; остановитесь при чтении последней строки.

Я сидел, что было сил

Пальчиками шевелил.

А когда совсем устал,

"Хватит!" - строго им сказал.

Не хотят они уняться,

Все быстрее шевелятся.

Мы тогда поступим так -

Мы прогоним, шевелят!

10. Массажные перчатки.

Массаж в парах. Дети делают массаж друг другу по очереди.

11. Сказка об озорных Ладошках (самомассаж)

Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие тактильной чувствительности рук, развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности

Коррекционно-воспитательные задачи:

Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

Жили-были Ладошки. Они были очень озорные, все время что-то делали, играли в разные игры. Вот и сегодня решили Ладошки весело поиграть. Поздоровались со всеми: «Здравствуй!» (поочередное нажимание большого пальца на подушечки остальных пальцев; для усложнения задачи – одновременное выполнение на правой и левой руке). Потом решили запустить воздушный шарик (пальцами рук изобразить воздушный шар, волнообразными движениями имитируем полет шарика вверх и хлопаем в ладоши – лопнул шарик; 3-4 раза с усилением хлопка). Устали ладошки и решили отдохнуть, сделать массаж, погладить друг друга (поглаживающие движения от кончиков пальцев). И вдруг они увидели какие-то странные ладошки-варежки. Подошли поближе (средним и указательным пальцами обеих рук изображаем ходьбу) и решили примерить их.

Ладошку к ладошке

Вот так приложить,

И пальчики наши

Будут дружить.

Приложили ладошку к ладошке, пальчик к пальчику. (Поочередно постучать пальцами, как в игре на пианино, даже прижали ладошки легкое нажатие-прижимание). И решили, что такие варежки очень интересные и полезные, пригодятся в хозяйстве.

Устали снова ладошки, очень захотелось им чего-то помягче. Взяли любимые свои маленькие помпончики и стали играть с ними (прижимать между ладошек мочалки).

Колки иголки.

Теперь отдохнем.

Помпончик помягче

В ладошках сожмем.

А тут рядышком и игральные карандаши оказались. Ладошки всегда соревнуются, чтобы не уронить их.

Сейчас карандашиком

Мы поиграем

Между ладоней

Их покатаем

Вот и закончился день. Озорные Ладошки довольные, счастливые и немного уставшие пошли спать.

12. Сказка про Ежика, который потерялся.

Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование познавательной активности и творческого воображения детей; уменьшение напряженности речи в естественных условиях игры;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие тактильной чувствительности рук, развитие воображения;

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитание внимания к обращенной речи, умения поддерживать условия игры-молчанки, воспитание усидчивости, доводить начатое дело до конца;

Жил-был Ежик. Он был очень грустным. Давай погладим Ежика (ладошкой и пальцами правой руки, потом левой руки, чтобы он не огорчался.

Он все время вздыхал (вдох-выдох 2-3 раза)

Но недавно он рассказал мне свою историю. Он гулял по лесу, любовался деревьями, у которых тоже есть иголочки, маленькими шишечками. И даже стал собирать все, что похоже на его колючки.

Давай посмотрим, что собрал Ежик. Берем в руки каждый предмет, крутим в руках пальчиками, перекладываем с одного места на другое, считая количество – в данном варианте это делает логопед.

Но заблудился немного. (Давай еще раз погладим Ежика, посочувствуем ему).

Ежику очень нравилось в этой части леса, но ему нужно помочь построить дом, двор. Давай поможем построить Ежику дом, двор из всего, что он насобирал. Ребенок фантазирует с постройкой. При необходимости –дать подсказку. Только мы будем строить, молча, потому что Ежик устал и прилег отдохнуть под кустиком.

Какой замечательный дом и двор у Ежика. Теперь у маленького Ежика настроение хорошее. У него есть жилье! Мы погладим Ежика, попрощаемся и пообещаем снова прийти к нему в гости, а может быть, и помочь ему по хозяйству.

Таким образом, речь детей активизируется, обогащается словарный запас, посредством проговаривания последовательности своей работы. У детей повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они становятся более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.

Гораздо эффективнее и интересней для детей систематическое выполнение предлагаемого ниже комплекса упражнений, особенно со стихотворным сопровождением. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Гигиенический уход за аппликатором предусматривает обработку моющим раствором. Шампунь, жидкое мыло, средство для мытья посуды, промывание проточной водой и просушивание.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста В последнее время ученые отмечают негативную роль загрязнения окружающей среды в увеличении частоты рождаемости детей с различными пороками.

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Пурель.

Использование интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в занятиях с детьми 3–4 лет Образовательные задачи к образовательной области "Коммуникация". Речевое общение: - налаживать общение на разнообразные темы, в том числе.

Использование обобщенных моделей в работе с детьми с речевыми нарушениями Богданович Марина Васильевна, Воспитатель логопедической группы, МААДОУ «Детский сад № 75» г. Энгельс. Из опыта работы: «Использование.

Использование развивающего коврика на индивидуальных логопедических занятиях с детьми 5–7 летИспользование развивающего коврика на индивидуальных логопедических занятиях с детьми 5–7 лет Хотела бы поделиться опытом создания развивающего коврика. Это попытка №1. Надо сказать, развивающие коврики давно обрели популярность.

Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи Внедрение инноваций в деятельность педагогов обусловлено переходом Российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики,.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми с нарушениями речи Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми с нарушениями речи Шевченко Полина Евгеньевна Студентка.

Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи Использование знаково-графичесиких схем, как средство развития речи у детей с ОНР. Применение технологии знаково-графичесиких схем, в процессе.

Мастер-класс «Использование приёмов ИКТ в работе по формированию связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи» Автор: Есаулова Анастасия Анатольевна, Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» г. Смоленск 16.03.2017г. Использование приёмов.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование аппликатора Кузнецова на занятиях с детьми с нарушениями речи
Опубликовано: 20 марта 2017 в 18:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование аппликатора Кузнецова на занятиях с детьми с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Рашида Абдрахманова (УИ 891957) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД