МААМ-картинки

Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи

Наталья Хромова
Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи

Внедрение инноваций в деятельность педагогов обусловлено переходом Российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики, предполагающей –не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать особые индивидуальные особенности ребенка.

Современные авторы по-разному трактуют данное понятие приминительно к образовательной сфере. Одни определяют его как новый метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Но в любом случае, инновации в логопедической практике не меняют базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяют методический состав.

Публикация «Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Инновационный технологии -

• – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,

• - новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструмен-ты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

• - новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

• - новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фо-на, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных пси-хических функций.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие по-вышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся ко-нечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

• Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

• Основным критерием «инновационности» технологии является повыше-ние эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

К инновационным технологиям относят :

арт - терапевтические технологии;

современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

«Су – Джок» – терапия;

• криотерапия;

• информационные технологии.

Инновация в логопедии всегда связана с необходимостью решить ту или иную коррекционную задачу - например, в области устранения дизартрии и развития саморегуляции детей.

Каждый год сложные сочетанные дефекты у детей с тяжелыми нарушениями речи ставят перед логопедом новые задачи. Несколько лет назад основной проблемой в коррекции звукопроизносительных навыков были различные дизартрические растройства, тяжелые формы парезов языка, гипер- или гипотонус органов артикуляционного аппарата. В настоящее время эти состояния усложнились повсеместным нарушением саморегуляции у детей и как следствие – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.

Я вижу это на примере своей группы первого года работы. В группе 14 детей, из них 3 ребенка с диагнозом ОНР 2 ур. реч. разв., 1 ребенок – с 1 ур. реч. разв., 4 полноценных дизартрика и 8 детей страдают нарушением саморегуляции, повышенной истощаемостью и утомляемостью.

Одна из наиболее удобных и действенных инновационных методик – вестибулярные пластины Хайнц (Хинц) – для массажа языка и коррекции звукопроизношения

Вестибулярные пластинки помогают:

- норамлизовать носовое дыхание

- стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ

- исправлять инфантильное глотание

- исправлять недоразвитие нижней челюсти

- тренировать мышцы, участвующие в жевании и артикуляции

- эффективно корректировать дефекты речи

Такие вестибулярные пластины можно успешно применять при дизартрии (особенно в случае пареза артикуляционных мышц, сложностях с поднятием и удержанием языка в верхнем зазубном положении. Поместив пластину в рот, ребенок инстинктивно начинает катать языком бусину по

твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы.

Григоренко, Цыбульский «Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции Книголюб,

Одна из сложнейших задач при коррекции дизартрических растройств –восстановление нарушенных связей между зонами восприятия и воспроизводства речи и как следствие – устранение спастичности и недостаточности речедвигательных центров. Своеобразное протезирование речевого круга между центром Брока и центром Вернике обеспечивает дейчтвенная технология «Дизартрия. NET», которую разработал коллектив специалистов Инститтута информационных технлологий в образовании ЮНЕСКО под руководством Б. Я. Коцика и Н. Г. Токаревой.

Это компьютерная программа-тренажер, с помощью которого стабилизируется работа речедвигательных центров, увеличивается продолжительность выдоха в 2-3- раза, формируется правильное физиологическое дыхание, устраняются разрыва речи, устраняя «рваную» речь, характерную при дизартрии.

В процессе работы с тренажером произношение становится плавным, поскольку собственная, но уже исправленная речь пациента возвращается к нему через наушники, воспринимается, а затем анализируется ассоциативными центрами правильно. Это приводит к нормализации работы поврежденного при дизартрии центра Брокка и синхронизации работы всех речевых мозговых центров.

В настоящее время уже первый этап постановки звука затрудняется из - за низкой способности ребенка концентрироваться, понять и выполнить словесную инструкцию. Ребенку бывает трудно даже посмотреть на себя в зеркало и удержать внимание на несколько секунд.

Данная проблема часто обсуждается на выездных и веб семинарах специалистов московского центра «Логопед плюс», которые, основываясь на своем опыте, советуют каждый этап логопедической работы дополнять различными непроиззвольными действиями. То есть даже элементы логопедической гимнастики с самых первых занятий усложняются различными двигательными задачами – встать, попрыгать, присесть и т. д. Необходимость удержать сразу несколько (интересных ребенку) задач постепенно расширяет его возможности к концентрации и саморегуляции.

Мой личный опыт показывает: если первые же занятия по развитию артикуляционной моторики дополнять движением и музыкой (которая снимает напряжение, но позволяет мягко увеличивать нагрузки, эффект от занятий значительно увеличивается. При этом весь музыкальный материал должен звучать в ритме 60 ударов в секунду (это, например, все известные детские песенки).

Отдельная группа детей – это дети с гиперактивностью или аутичным спектром поведения, при котором внешнее внимание ребенка очень кратковременно и неустойчиво.

В этом случае музыкальная основа упражнений для уточнения и закрепления уже поставленного звука позволяет удержать, сконцентрировать внимание ребенка. Очень результативно использовать в виде музыкальной основы любимую ребенком детскую песню, заменяя ее слова слогами и звуками, которые автоматизируются в данный момент.

Работая в тесной связи с музыкальным руководителем, мы пытаемся оречевлять самые различные музыкальные и двигательные упражнения. Это не логоритмика в чистом виде. Это один из множества вариантов соединить движение, музыку и речь с целью ассоциировать, уточнить, закрепить и в результате - полюбить сложный звук.

Рзнообразные речедвигательные игры мы разрабатываем на основе набора «Твистер».

С его помощью можно постепенно усложнять речевую задачу, дополняя ее различными упражнениями на развитие мелкой и крупной моторики, приучать ребенка к вниманию и контролю

Чем шире будет опора на различные анализаторы (речедвигательный кинестетический, зрительный, слуховой) тем быстрее решится учебная задача (в том числе и звукопроизносительная). Уникальный вариантов учебной игры на одновременное развитие фантазии, воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики, навыков изодеятельности и речи - это работа с песочным планшетом.

• Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• • обогащению словарного запаса;

• • развитию связной речи;

• • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления

Публикации по теме:

Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Организация экспериментальной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Одним из основных.

Комплексно-тематическое планирование в младшей группе у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) по Н. В. Нищевой № Месяц Лексическая тема Задачи Форма проведения Методическое оснащение и дидактческий материал Литература (Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет) .

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Нравственно-патриотическое воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи Одним из наиболее сложных чувств, содержанием которого является любовь к отчизне и гордость за ее достижения и культуру, является патриотизм.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. Демина А. А. Фролова Н. Н.

Сценарий постановки сказки «Дюймовочка» в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Ведущий: Я расскажу вам одну удивительную историю, которую поведала мне моя знакомая ласточка. Слушайте. "Жила-была на свете одна женщина,.

Игры и упражнения по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи В связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и в соответствии с ФГОС появилась необходимость.

Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок» Цель: 1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. 2) Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных инноваций в коррекции дизартрических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 11:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД