Получи документы

Использование программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников

Ляшенко Марина Ильинична
Использование программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников

Аннотация: в статье представлены итоги использования программы «Возьмемся за руки, друзья в поликультурном воспитании старших дошкольников в дошкольной образовательной организации как части патриотического воспитания. Программа рассчитана на детей-дошкольников 6-7 лет; адресуется педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, родителям дошкольников.

Публикация «Использование программы „Возьмемся за руки, друзья!“ в поликультурном воспитании старших дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: поликультурное воспитание, старшие дошкольники, национальный быт, традиции.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Наша страна – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, её социально- экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания. [2]

Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т. д. В их основе лежат следующие факторы:

- детская непосредственность;

- ограниченный жизненный опыт;

- детская бестактность;

- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, опыта общения с ними и т. д.

Таким образом, проблему этнокультуры можно отнести к воспитательной проблеме и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения. [1]

Именно с этой целью авторским коллективом детского сада была составлена программа «Возьмемся за руки, друзья.

Задачи:

- развитие основ патриотических и гражданских чувств, этнической принадлежности;

- формирование у детей дошкольного возраста основ этнокультурного воспитания;

- знакомство детей с истоками, национальным бытом, традициями, праздниками нашего края;

- ознакомление дошкольников с миром культуры и быта народов России;

- создание этнокультурного пространства дошкольного учреждения;

- подготовка воспитателя дошкольного учреждения в соответствии целям и задачам этнокультурного воспитания;

- взаимодействие педагогов и родителей детей в этнокультурном воспитании.

Ожидаемые результаты:

- повышение педагогической компетентности по данной проблеме у педагогов ДОО;

- создание вариативной части образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО с использованием регионального компонента по проблеме этнокультурного образования и воспитания дошкольников;

- повышение качества результатов деятельности ДОО;

- активизация участия детей в выставках, конкурсах, музыкальных и спортивных мероприятиях, проектах и других видах деятельности в ДОУ и района.

- диагностика этнокультурного воспитания;

- уровень этнокультурного развития детей средний и высокий.

Новизна программы. Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры дружелюбия у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально- психологической напряжённости в обществе.

Взаимодействие с родителями. Формирование этнокультуры - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому мы работаем не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

Ресурсное обеспечение:

- подбор литературы;

- подбор произведений народного творчества;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

- дидактические игры;

- выставки книг, рисунков, поделок;

- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального и спортивного залов).

Используется календарно-тематический план к программе «Возьмемся за руки, друзья, в рамках которого проводится

1 мероприятие в неделю по 30 мин., всего 36 методических мероприятий.

Содержание программы. Анализ научной литературы показал, что в отечественной педагогике вопросы этнокультурного воспитания исследуются, в основном, в контексте изучения феномена межнационального общения в целом и имеют философско-социологический характер (С. А. Абдоков, Л. Р. Заурбекова, А. Н. Некрасова, Н. Р. Маликова, В. А. Ханстантинов). Исследование же педагогических аспектов толерантности и ее формирования значительно отстает от исследований ее философского, этического и психологического аспектов решения этой проблемы для детей дошкольного возраста

Анализ научной литературы, посвященной поликультурному образованию и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о том, что, проблема формирования у младших школьников и дошкольников этнокультурного воспитания все еще остается малоизученной.

Содержание программы включает :

- фольклор народов России как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки;

- народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха;

- народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями;

- народный быт – как средство познавательной активности;

- народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества.

- народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

Содержание программы реализуется, прежде всего, через непосредственно организованную образовательную деятельность. Поэтому, не перегружая детей, гармонично вплетаем содержание данной программы в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.

Для организации различных методических мероприятий в каждой группе детского сада созданы уголки этнокультуры. В них собраны предметы народного быта, одежды, мебели, посуды народов России. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу народного быта, но и талант предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода людей разных национальностей. А главное – попробовать себя в роли носителей русской народной культуры.

Программа предполагает изучение следующих тем:

- Россия – страна, где мы живем. Исторические традиции;

- Александров – родной край;

- Исторические традиции народов Севера, Дальнего Востока, Поволжья и Урала, Кавказа;

- подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях;

- введение разнообразных форм работы с детьми;

- создание микро - и макроразвивающей среды;

- взаимодействие с социумом;

- взаимодействие с родителями.

Методическое обеспечение программы. Приемы, методы и технологии организации образовательного процесса:

- использование в воспитательном процессе метода проектирования (проектная и организационная деятельность педагогов и руководства детского сада, использование разнообразных ресурсов детского сада, работа с Интернет-ресурсами);

-включение дошкольников в экспериментальную и исследовательскую деятельность в рамках реализации Программы.

Использование в воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий:

- звуковых средств (аудитивные) - магнитные записи;

- экранно-звуковых (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы;

- использование электронных презентаций и игр при помощи интерактивной доски;

- иллюстративного материала.

Для реализации данной программы методические мероприятия проводятся в соответствии с современными требованиями в форме игр, развлечений, интерактивных экскурсий, непосредственно организованной деятельности, викторин, фестивалей, фольклорных праздников, познавательно-игровых досугов, конкурсов знатоков.

Конспекты мероприятий включают в себя:

- перечень детской деятельности;

- цели и задачи (образовательные, воспитывающие, развивающие, здоровьесберегающие); - планируемые результаты;

- материалы и оборудование;

В содержание непосредственно образовательной деятельности детей входят:

1. Организационный момент

2. Основная часть

3. Игры

4. Рефлексия.

Итоги реализации данной программы подводятся в форме диагностики этнокультурного развития; оформления этноуголков в групповых помещениях; представления и защиты презентаций; проектов в виде альбомов «Промыслы народов России»; участия в конференциях на всероссийском уровне; статей-рекомендаций для родителей в местной прессе.

Мониторинг этнокультурного развития детей (в%)

(IX. 2014, II. 2015, V. 2015 гг.) [4]

Авторы методики Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая

Все качества оценивались в процессе тестовых игр по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень).

Выводы: прослеживается положительная динамика диагностики

этнокультурного развития детей. За 2014-2015 учебный год на 4% увеличилось количество детей 6-7 лет, определяющих средний уровень этнокультурного развития детей и на 3% - определяющих высокий уровень.

Итогом реализации данной программы также является музыкальный праздник «Путешествие по музыкальной планете»

Т. о., в результате использования программы «Возьмемся за руки, друзья наблюдается положительная динамика поликультурного развития детей 6-7 лет.

Литература

1. Микляева Н., Ю. Микляева. М. Новицкая. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. – М. : Айрис-пресс, 2006г. -34с.

2. Спицына, О. А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: дис.. канд. пед. наук / Спицына О. А. - М., 2006г. -88с.

3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Геляпина [и др. ]. - М. : Педагогическое общество России, 2004г. -116с/

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Групповой конкурс для родителей старших дошкольников «У мамы руки золотые»Групповой конкурс для родителей старших дошкольников «У мамы руки золотые» С 15 февраля по 16 марта 2018 года в нашей старшей группе №1 «Медвежата» для родителей был организован групповой конкурс «У мамы руки золотые…».Цель:.

Развлечение для cредних и старших дошкольников в рамке проекта «Витаминки — наши друзья!»Развлечение для cредних и старших дошкольников в рамке проекта «Витаминки — наши друзья!» Взрослые: Врач Медуница, Витаминка. Атрибуты: Витаминки (шары декоративный) Банка декоративная, в которой лежат витаминки 3 корзинки или.

Сценарий программы, построенной на народных играх, для старших дошкольников «Русские игры и забавы» Досуг "Русские игры и забавы" для старшего дошкольного возраста Цель: Помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным русским народным.

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Наши меньшие друзья!» В зале оформлена фотовыставка и рисунки детей на тему: «Любимые питомцы». Дети-артисты расположились по периметру зала под музыку «В мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование программы «Возьмемся за руки, друзья!» в поликультурном воспитании старших дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 12:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД